Вся семья снова в сборе, и я опять вынужден специально выкраивать часок уединения, чтобы записать подскаст. Когда это получится в следующий раз - сказать трудно, так что я пока что запишу соображения по текущему моменту письменно.
Мне, как и всем остальным, понятно, зачем была нужна затея с трибуналом: чтобы выставить Россию перед всем миром в черном свете. Вопрос в другом: понимают ли это в России? Видят ли эту ловушку? Очевидно, что да. Сделали ли наши дипломаты все, чтобы в нее не попасть? По факту - нет, не сделали. Во всяком случае, Россия попала в нее самым постыдным образом. Почему так получилось?
Для начала, должен признаться, что хоть я и надеялся, что Боинг сбили не наши (Россия, ДНР, ЛНР - неважно), но надежда эта
всегда была слабой, а теперь и вообще почти пропала.
Давайте начистоту: если российские спецслужбы до сих пор не знают - кто на самом деле сбил самолет - грош им цена. Я лично уверен, что знают. Если бы они знали, что это сделали украинцы, стала бы Россия накладывать вето на этот пресловутый трибунал? Разумеется, нет. Таким образом, либо самолет сбили наши, либо спецслужбам действительно грош цена. Вы лично к какому варианту склоняетесь?
Ну хорошо, допустим, ко второму, то есть - достоверно о виновниках ничего не известно. Давайте рассуждать. Не хочу возвращаться к вопросу об умышленном сбивании самолета. Для меня очевидно, как день, что самолет был сбит по ошибке. Всех, кто пытается навесить на украинскую сторону умышленное уничтожение Боинга - отсылаю к своему
деконспирологическому ситу. Я считаю, что его применение в этом вопросе данную версию полностью исключает. В противном случае, у нас бы давно уже были горы доказательств и свидетелей, а их что-то негусто, да и
те, что есть, живут недолго, и куда-то все время деваются. В частности: один только зоопарк версий того - как именно был сбит лайнер - то ли с земли Буком, то ли с самолета, то ли это были старые полуразложившиеся трупы (!), специально подкинутые злоумышленниками, а иногда пытаются использовать все аргументы сразу, не обращая внимание на их взаимоисключаемость - все это доверия вызывает чем дальше, тем меньше.
Вернемся к версии о том, что Боинг был сбит по ошибке, как к единственно заслуживающей внимания. Кто это сделал? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва определиться "Кто это мог сделать?" Кому было нужно сбивать в этом месте в это время самолеты. Ясно, что это были наши. В этот момент шла ликвидация Южного котла, незадолго до этого момента (
за три дня) был, очевидно,
сбит Ан-26, а возможно - и несколько, которые, предположительно, пытались снабжать окруженные войска по воздуху. Был захвачен украинский склад с ракетами, и, вероятно, какие-то пусковые установки. Не исключено также, что пусковая установка действительно была завезена с территории РФ (подтверждения погуглите - на укро-ресурсах их полно - с фотографиями, привязками к карте и расшифровками). Допустим, все так и есть: сбили самолет наши. Но это не дает ответа на главный вопрос: Кто виноват в произошедшем? А тут все не так просто. Хотя ПВО ополченцев давно и успешно подавляло активность низколетящей техники типа вертолетов или Су-25, для сбивания Ан-26, летящего на 6 км им очевидно потребовалось бы что-то более серьезное, чем
Иглы. В любом случае, уже 30 июня у украинской стороны
были сведения, что ополченцы располагают таким оружием.
Click to view
Ну и что с этого? А то, что у украинской стороны, на основе сведений о
потерях своей авиации и ПВО было более чем достаточно информации о том, что зона военных действий на Донбассе опасна для воздушных судов, пролетающих над ней. И что она предприняла в связи с этим? Как мы видим, ничего: спокойно продолжила проводить гражданские самолеты над этой зоной. Так кто виноват? Ополченцы, сбивавшие самолеты, которые они подозревали в принадлежности к украинским ВВС (а переспросить-то было и не у кого) или украинские диспетчерские службы, которые не сделали ничего, чтобы очистить небо от гражданских судов? Для меня ответ очевиден: ополченцы виноваты не больше, чем виноват керосин в гибели жертв 11 сентября. Было ли это все подстроено специально или по халатности - должно бы показать дальнейшее расследование, но вряд ли мы дождемся его при нашей жизни.
Справедливости ради, упомяну еще версию, имеющую право на жизнь. В тот момент там были и украинские Буки - пусть даже украинская сторона это и отрицает, но их искренность давно не вызывает иллюзий. Есть отличный от нуля шанс, что выстрел произвели случайно. Может, приняли цель за российский самолет, о которых в то время было много шуму, а может, пьяный оператор нечаянно нажал кнопку. Я бы не упоминал эту версию, если бы не интервью украинского солдата, служившего в расчете такого Бука,
которое он дал Анатолию Шарию. Ну это пусть уж компетентные органы разбираются.
Click to view
Итак, я лично для себя определился. И с вопросом: кто сбил, - и с вопросом: кто виноват. Что же за проблемы у нашего МИД-а, который мог бы давно и с полным основанием исходить из этой версии? Прежде всего, давайте припомним: было ли когда-то уже подобное, и как поступили виновники, чтобы закрыть вопрос? Далеко ходить не надо: есть пример сбитого украинцами
Ту-154 над Черным морем в 2001 году, а также - что более актуально -
иранский А300, сбитый американцами в 1988 году. В обоих случаях виновники отделались... признанием своей вины и сожалениями. Ну и вполне скромной компенсацией. Украинская сторона, правда, избежала и компенсации, а также в конце концов отказалась и от признания своей вины. А американцы, между прочим, официальных извинений тоже не принесли. Вот и все.
Отказавшись от подобной стратегии, при которой, несмотря на признание за ополченцами вины за выпущенную ракету, виноватой вполне можно и нужно было представить украинскую сторону, МИД поставил в тупик и себя, и Россию. Теперь - после пресловутого
вето при голосовании по трибуналу, весь мир уверился в нашей вине, злонамеренности, попытках скрыть виновников от правосудия и т. д. и т. п.
Меня в этом всем удручает уровень нашей дипломатии. Это некомпетентные люди. Точка.
PS. Вероятно, все это груз т. н.
второй этической системы, но это уже другая тема.