Дзифт Башира или кинематографическая генетика

Jul 21, 2009 20:09

Вальс с Баширом (2008), реж. Ари Фольман
Дзифт (2008) реж. Явор Гырдев

Мной отсмотрены лидеры всех киноманских списков последнего времени - «Вальс с Баширом» и «Дзифт». Подобно ученому Менделю, в свое время скрестившему разные сорта гороха с принципиально различными, альтернативными признаками, режиссеры Фольман и Гырдев провели удачные эксперименты по скрещиванию казалось бы несовместимых жанров и стилей, получив в итоге два удивительных фильма-гибрида.

Пока сам не посмотришь «Вальс с Баширом», не понимаешь, что имеется в виду под формулировкой «документальная анимация». Как я понял, фильм основан на реальных событиях жизни режиссера Ари Фольмана, и я сейчас не о событиях Сабры и Шатилы, а о событиях из жизни Фольмана, когда из разговора с другом он внезапно понял, что ничего не помнит о произошедшем с ним в Ливане в 1982 году, после чего и начинает свое документальное расследование. Все записанные в итоге разговоры с очевидцами и участниками тех событий он перерисовал (ну не он лично, а его группа аниматоров) посредством довольно причудливой анимационной техники. Примененная сюрреалистическо-психоделическая манера рисунка, создающая непривычный эффект прерывистости движений и нечеткость выражений лиц, призвана соответствовать двум вещам: нечеткости, зыбкости сна и непостоянству и динамичности памяти. Мы смотрим фильм-воспоминание, фильм-сон, что и подчеркивается «анимационностью» картинки. Заканчивается картина одной внезапной минутой реальных документальных съемок, обозначающих излечение Фольмана от его избирательной амнезии, которые удивительным образом окончательно убеждают в документальности всего предшествовавшего действа.

«Дзифт» - еще один фильм, в котором форма не то что бы сильно превалирует над содержанием, но является главным ключом к его пониманию. И еще один удивительный фильм-гибрид из, казалось бы, несоединимых вещей. Безостановочно хвалимый всеми синефилами на протяжении всех последних 12 месяцев фильм произвел на меня, скажем так, несколько незаконченное впечатление. Но и меня как ребенка восхищает сама попытка стилизации под нуар, выполненная в социалистических декорациях.
Отдельно имею сказать о юморе фильма. Давайте признаемся, нам нравится «ядреный», обсценный юмор, юмор с примесью … ну, этого… дзифта. Забавно было читать, как интеллигентно-интеллектуальные люди хвалят юмор «Дзифта», не чувствуя подвоха. Переместите мысленно историю ассенизатора в пространство «СЛФ». Или вспомните, чем занимаются смотрители кладбища. Представьте их с лицами Гарика Харламова и Павла Воли. Сразу же тут все начнут плеваться. Но если то же самое происходит в эстетском черно-белом болгарском соцреалистическом нео-нуаре, то тут же прокатывают и пердёж, и прочая непотребщина. Воистину. Забавно.

триллер, культ-art, доккино, отзыв, свежее

Previous post Next post
Up