Записки «маликиста»: попытка отзыва

Jul 16, 2011 18:57

Этот пост - попытка отзыва на «Древо жизни», и даже попытка некоей трактовки фильма, но ни на что при этом не претендующей.

Валерий Семенович Кичин, с которым во мнении по картине я категорически согласен, назвал «Древо», без малого, самым многомерным фильмом киноистории. Данная формулировка, кажется, близка к истине, при том что, как ни забавно, при всем вселенском масштабе оного подавляющую часть времени фильма нам показывают одну лишь лужайку перед домом.

В общем, не знаю, самый многомерный ли, но что достаточно многослойный, чтобы каждый мог увидел свое, - это бесспорно. Кто-то в фильме восхищается одним, кто-то другим. Одним важна космогоническая часть, другим - ностальгическая. Кто-то обращает внимание на игру Брэда Питта, кто-то - на общую поэзию склеек. Для одних фильм - христианская проповедь на тему теодицеи, для других - прозаическая история жизни одной простой семьи. Наконец, для одних это картина, возможно, обо всем, для многих других - ни о чем.

Для меня эта картина о том, что я сейчас рискну назвать соприкосновением с миром, причем о первом соприкосновением с миром. О тех первых моментах в жизни каждого, которые бывают у каждого в детстве. Я прям представляю, как Терренс перед началом съемок сидел и вспоминал, второпях записывая на обрывок бумаги те моменты, какие он в «Древо жизни» решит вставить. Он, очевидно, ставил себе задачу воссоздать на пленке свои детские воспоминания и старался передать свои тогдашние впечатления от них. Это все у кого-то наверняка очень красиво описано в литературе, из моего убогонького литературного багажа лично мне вспоминается только Шмелев наш, например. Обратите внимание, весь фильм - сплошной поток кажущихся необязательными (для воспоминаний), но неотъемлемых для жизни каждого человека моментов, из которых, по сути, жизнь и состоит. О моментах жизни, которые могут как произойти с тобой всего один раз, так и могут происходить каждый день, так часто, что ты их не замечаешь уже. Ну, например. Твой отец учит тебя драться. Он же, придя с работы, потрепал тебя по голове в знак приветствия. Утром разбудила мать. Вы всей семьей за столом. Тебя первый раз помазали йодом. Ты сделал больно брату. Просишь прощения. Ты обиделся на родителей. И убежал в лес. Запустил лягушку «в космос». Ну и т.д. Те моменты, через которые ты познаешь мир, проверяешь его на прочность, определяешь его границы и свое место в нем. Ищешь взаимосвязь между собой внутренним и миром внешним, пытаешься понять, как они соотносятся. Этими вопросами задавался в той или иной степени каждый, и поэтому «Древо жизни», на мой взгляд, самый многомерный или нет, но точно самый универсальный фильм человечества. Универсальный - в плане понимания. Он абсолютно про и для каждого. Каждый его может по-своему понять, прочувствовать, что-то для себя из него вынести. Ибо детство, каким бы ни было и где бы оно ни прошло, было у каждого. Тем обиднее за реакцию на картину массовой публики, но это, правда, уже тема для другого поста.

Малик, культ-art, драма, отзыв, свежее

Previous post Next post
Up