Неадекватные елки

Mar 23, 2011 05:56

Neadekvatnye lyudi (2010) реж Роман Каримов
Yolki (2010) реж. Дмитрий Кис… да не важно кто!

Да, эти два фильма мне довелось посмотреть подряд в один день, дело было еще в январе. Но даже если их посмотреть врозь, то все равно имелся бы смысл их друг с другом сравнить. Ибо «Неадекватные люди» и «Елки» - очевидные фильмы-антонимы по многим параметрам. Один фильм с неясной концепцией, но грамотно для дебюта снятый. Второй - с четкой идеей, но плохо реализованной. Первый надо бы похвалить, но нужно еще подумать, за что. Второй надо бы поругать, да тоже сложно определить, чем он так плох. Но главное: эти два фильма - взгляд на нас с вами, на современную Россию с двух противоположных концов нашего кинематографического спектра. «Люди» - независимый малобюджетный дебют начинающего постановщика с не самыми известными актерами. «Елки» - наш фирменный оливье-блокбастер от (по нашим меркам) студии-мейджора от коллективного режиссерского разума, снятый под чутким продюсерским руководством самого Тимура Бекмамбетова. Два конца киноспектра - два образа России. У меня, наверное, не очень-то получится их проанализировать, так что отдаю идею на откуп кому-нибудь еще.
Россия в инди-фильме - Россия пусть и столичная, московская, та, что в пределах МКАДа, но камерная, маленькая, это страна офисных ячеек и маршрута дом-работа-дом. Россия блокбастерная - воистину одна шестая часть всей земной суши, целиком ее объять взглядом можно только из космоса. Россия офисов - страна людей преимущественно молодых, но крайне неприветливых, грубых, цинично настроенных, при этом находящихся в каком-то вечном сомнамбулическом состоянии, которым все осточертело, в том числе они сами. Россия супермаркетов - страна растянутого на 9 часовых поясов вечного праздника, нескончаемого, невесть уже сколько идущего застолья. Россия неадекватная - страна постоянных мелких конфликтов всех со всеми, страна разрозненная, атомизированная, страна слабых мотиваций, страна без смыслов. Россия новогодняя - выведена в фильме страной единой, готовой быстро объединиться резко вброшенной извне идеей, люди тут стремятся помочь друг другу, настроены альтруистично. При этом, сомнений в этом нет, Россия Бекмамбетова - страна в действительности не существующая, сказочная. Хотя, может быть, такая и бытует у кого-нибудь в голове, но не очень понятно, у кого именно. Лично мне сложно понять людей, снимающих вроде как «народную» новогоднюю романтическую сказку, пусть и с оглядкой на заморскую «Реальную любовь», но снабжающих ее при этом майклбэйевским пафосом и тонискоттовским монтажом, попутно предлагающих мне поверить в существование на просторах нашей с вами родины таксиста, слушающего не «Лесоповал», а Веру Брежневу. Но, возможно, именно такой эклектичный, лихорадочно-припадочный портрет страны идеально точно выражает ту стилистическую и смысловую сумятицу, которая творится на бессознательном уровне коллективного разума россиян.
Тогда как Россия Каримова - это именно сознательная попытка показать Россию реальную, перенести ее на экран. Правда, до конца освоить пространство современности режиссеру не удалось, что он и сам понял, отчего весь фильм снят на средних и крупных планах, дабы не пришлось показывать окружающую героев обстановку. В активе у Каримова остаются хорошо продуманные персонажи, но которые не знают, чем заняться в предложенном им вакууме. Поэтому его героям ничего не остается делать, как ничего не делать на работе, от нечего делать шататься по клубам или ходить друг к другу в гости попить кофе или починить розетку. Герои «Елок» - наоборот, все время спешат, они в цейтноте, что немудрено, ведь на носу у них Новый Год.
Промежуточные итоги пока напрашиваются следующие. Если Бекмамбетов метит в наши новые сказочники, из него пока получается эдакий Рязанов, не отличающийся умом, то Каримов - наш очередной Руминов, но еще не успевший съехать с катушек. Что ж, продолжаем следить за обоими, но особенно пристально, конечно же, за нашим новым инди-вундеркиндом.

культ-art, отзыв, наше, свежее, комедия

Previous post Next post
Up