Мой опыт общения со строителями

Dec 27, 2014 02:02

Основная фаза общения с ремонтниками подошла к концу. Следовало бы подытожить.
Для меня это первый опыт столь масштабного ремонта, и многое пришлось постигать самостоятельно. Ведь чтобы контролировать, необходимо самому представлять рабочие процессы.


1. Выбор подрядчика. Прежде чем пригласить кого-то на выполнение работ, нужно определиться - кого. Предложений масса. Открываешь газету/доску объявлений - сплошные "Выполню работы любой сложности. Гарантия". Ну как вот так, просто позвонить по первому попавшемуся номеру?
Мы всех рабочих искали по рекомендации. Банально - у коллег на работе спрашивали (а сейчас поди каждый пятый через ремонт прошел), кто у них работал и остались ли довольны. Пусть эти знакомые - седьмая вода на киселе, но хоть какая-то слабая надежда, что откровенных халтурщиков не подсунут.
По иронии судьбы, нам все эти рекомендации так и не пригодились. Обзвонили конечно, поинтересовались стоимость услуг. А сантехника нашла через "мамский форум" - его жена очень просила помочь с работой ввиду семейных обстоятельств, а поскольку ее я слегка уже знала - созвонились и решили сотрудничать. А дальше как по накатанной - его напарник-электрик выполнил нам разводку, а коллеги по цеху - бригада общестроителей - все остальные работы.
2. Прораб. Если есть бригада - хорошо бы быть и прорабу. Я оценила это преимущество. Ты общаешься с одним человеком, с него же потом и спрашиваешь. И не нужно бегать между плиточником, маляром и гипсокартонщиком. С ним обсуждаешь все нюансы, проводишь рассчет. Хорошая, крепкая, надежная и проверенная временем линейная структура иерархии.
Строители кстати весьма адекватные люди. У меня прочно держался стереотип, что если сантехник - так обязательно пьянь беспросветная. А тут - все вежливые, здороваются, совета спрашивают - как лучше обыграть тот или иной нюанс, или же наоборот - выслушивают пожелания и принимают к сведению.
3. Договариваться не только о цене, но и о сроках! Если работа разовая и не долгая по времени - цена как правило обсуждается устно. И к моменту завершения работ ты уже знаешь, сколько надо будет заплатить (но все равно берешь денег с запасом, ибо могут возникнуть расходы в виде дополнительных материалов). Если же работает бригада - что в общем-то предпочтительней - перед началом работ запросите смету! Где будет оценен объем работ, цена за каждый вид, и общий итог. Это не окончательный документ, но хотя бы представляешь себя порядок цифр. И меньше рисков через месяц услышать "ой, доллар скаканул, давайте метр плитки не по 120, а по 150 посчитаем" (у нас таких сюрпризов как раз не было).
Кстати, раз уже за доллар зашло - некоторые умельцы называют цену как раз в вечнозеленых, и при нынешней ситуации в стране я бы крепко подумала, стоит ли с такими знающими себе цену связываться. У меня был опыт общения с электриками, работающими в у.е. - "не сошлись характерами".
Но деньги это еще не все. Еще есть время, тобишь сроки, и это тоже очень важно! Если прораб уверяет, что при таких ровных стенах санузел выложат плиткой за 7-10 дней, а реально это затягивается почти на 4 недели - это очень не приятно. Ведь рабочие процессы следуют один за другим (некоторые конечно ведутся параллельно). Но если не закончены мокрые процессы или пыльные работы - не идет речь о финишной отделке. И долгожданный срок заселения оттягивается все дальше и дальше.
Так же сразу оговаривайте весь объем работ. Может случится недопонимание - вы ждете, пока вам сделают потолки, а прораб не взял их в работу, так как окончательно их не утвердили. А это затягивает сроки, так как возможно работы возможно было бы распараллелить.
4. Платить за каждый чих. Работа - это дорого. Сораземрна стоимости материалов, а то и больше. К этому надо быть морально готовыми.
Вот к примеру багет - потолочный плинтус. Стоит 5 гривен за погонный метр (мы узенький брали). Ну еще клей да краску к нему. А чтобы поклеить и покрасить - так 35 грн работа, тоже за метр. А таких метров допустим 40 (в трех с половиной помещениях). Вот и думай, вот и считай. А казалось бы - такая мелочь!
Или санзулы, плитка. 120 грн/метр - это цветочки! Отдельно считается укладка фризов, отдельно - прирезка уголков под 45 градусов, радиусы, устройство коробов, зашивание ниш... Отдельно - залитие стяжки, укладка гидроизоляции. Врезка каждого лючка - своя цена.
Гипсокартонный потолок - тоже одни сплошные траты. Монтаж, профили, отделка швов, шпаклевка+шлифовка (за каждый слой!), грунтовка, покраска. Если сложная форма - то криволинейные конструкции, радиусы... Только успевай подсчитывать и раскошеливаться. А казалось бы - купил гипсокартон, профили, шпаклевку и краску - вот тебе и потолок.
5. Стройматериалы. Для нас было очень важно, что бы закупкой стройматериалов занимались сами рабочие. У нас нет машины и свободного времени в таком объеме, чтобы ездить в Эпицентр как на работу. И здоровья тоже нет, что бы разгружать немыслимые объемы стяжки и клея для плитки. Потому одним из главных критериев выбора бригады было наличие у них своего траснпорта. Да, это не бесплатно - нам такая опция обошлась 7% от стоимости работ. Зато не болит голова о том, что купил что-то не подходящее, или много, или мало - и надо ехать снова.
Правда, появляется другая проблема - как контролировать этот подвоз? Ну дали тебе накладную, что куплено 20 мешков клея для плитки. Но не будешь же ходить и пересчитывать - сколько реально занесено в квартиру и не вынесено ли что-то в процессе? Все держалось на "честном слове" и доверии... Наверное, что бы тотально контролировать, надо не ходить на работу и жить на стройке.
6. Остатки материалов. Не знаю у кого как, а у нас с этим беда :) Всякие обрезки складировались на видное место - вот остатки гипсокартона, вот кусочки плитки. То, что в принципе никому не нужно. Ну еще затирка, шпаклевка - тоже на месте. А вот всякая мелочь - строительные карандаши, малярная лента, другие расходники (в частности алмазный круг) - так бесследно исчезала, стачивались наверное в нуль или до последнего сантиметра использовались ;)
По не начатым материалам все было просто - небольшой просчет прораба, купили с запасом. Все лишнее забрал, нам вернул деньги. Там не много набежало, на 250 гривен всего. Но уже - не надо бегать по соседям в попытке продать, не надо складировать дома.
7. Отчетность. Каждую неделю прораб сдавал нам отчет. Включал в него все закупленные материалы, подтвержденные чеками, а так же окончательно выполненные работы. По нему и велся рассчет. Для меня это было удобно - пока свежи в памяти события минувшей недели.
Слышала от коллег, что некоторые строители не брезгуют навариться на стройматериалах - проводят через родственников-знакомых (всякие там ЧП), предоставляют товарные накладные, в которых цены могут существенно отличаться от строительных магазинов.
8. Уборка. Мое наблюдение - признаком хорошего тона среди строителей является уборка за собой. Если они штробили, то по окончанию работ соберут весь мусор в мешки, подметут и оставят помещение чистым.

В общем у нас сторонние работы велись полтора месяца. За это время я вся извелась - хотелось побыстрее, но не все процессы ускоришь. Даже когда не работаешь сам, очень устаешь - от морально-эмоциональной нагрузки и бессилия что-либо ускорить.
Пока на квартире были посторонние, не хотелось туда покупать ничего ценного (а когда цены резко поползли вверх из-за скачка доллара, сделалось очень обидно).
Я бы оценила бы работу прораба и его бригады на 4+ по пятибальной шкале. Главное - что не было явного обмана и халтуры. Работали действительно хорошо, к качеству особы претензий нет. Но были нюансы, может не очень критичные, но в глаза бросились.
* Бесследно исчезали расходники. Когда я заметила в смете отдельной строкой алмазный круг стоимостью 150 грн, я очень расстроилась и попросила этот круг, раз он куплен за наши деньги, нам вернуть. Может мы стены будем еще резать. Круг привезли, со слов мужа - самый старый и ржавый, который у них нашелся. Правда я не знаю, как он должен выглядеть (новый и старый), потому судить не берусь.
* Дубликат ключа, который был сделан без нашего ведома. Как-то не очень приятно было об этом случайно узнать. А еще боле неприятно было увидеть стоимость этого дубликата в смете. Если не хватало одного - можно было просто попросить, ведь дома лежало еще парочку невостребованных.
* В процессе ремонта у нас дома завелся плиточник. Просто в какой-то момент заметили, что он соорудил себе лежбище на листе гипсокартона и пенопласта, возле батареи. Вроде и не жалко, но с другой стороны - даже не сказал об этом, не говоря уже о том, чтобы спросить разрешения. Как следствие - по ночам он грелся тепловентилятором и не выключал свет (темноты видать боялся), что слегка сказалось на наших счетах за электроенергию. Хотя что эти копейки - капля в море среди прочих ремонтых трат.
* Кто-то из работников нещадно курил на балконе, прокурив его до такого состояния, что выветрить никак не можем :(
* Бригада видать работала на нескольких объектах сразу, бывало что наших работников забирали на полдня-день, соответственно работа на квартире приостанавливалась. Как тут успеть в оговоренные сроки?
Да что я о плохом да о плохом, было же и хорошее, внерпотокольное!
* Ребята по первому зову приехали и помогли перетаскать 850 кг плитки. За разгрузку мы заплатили, но это было огромным облегчением - сами мы долго бы таскали эти тяжеленные коробки (особенно учитывая, что мне на тот момент тяжести носить было категорически запрещено). А ведь могли бы и не срываться с другого объекта, не гнать машину к нам.
* Прораб всегда был на связи, и к нему можно было обратиться за консультацией по смежным ремонтным вопросам. Пусть даже эти работы и не его ребятам делать пришлось бы.
* Он нам здорово помог с вывозом мусора! По окончанию работа накопилось много мешков, но все же их было бы недостаточно для загрузки одной машины (стоимостью от 350 грн). Скооперироваться с соседями у меня не получилось, я попросила прораба помочь. И вот он, находясь в нашем доме, увидел как кто-то вывозит мусор. И поскольку оставалось место, попросил забрать и нас мусор тоже. В результате они без нашего участие спустили тяжелые и грязные мешки в машину, а нам это обошлось куда дешевле, чем нанимать машину с грузчиками.

Расстались с ним по-хорошему, без взаимных претензий. И соседям бы порекомендовала, если такие нюансы их не смутят. Вон сантехник с электриком после нас уже не одну квартиру сделали, бегают с этажа на этаж. Волшебная сила рекомендаций ;)
На этом этап получения строительных услуг от посторонних лиц считаю завершенным. И уже неделю как длится "наш выход".

ремонт, мнение

Previous post Next post
Up