Сегодня, 26 марта 2015 года, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по делу о похищении в 2005 году в селе Гехи Чеченской Республики Балавди Жебраилова и об избиении его брата Салавди. Страсбургские судьи признали 8 нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), в том числе установили, что Балавди Жебраилов был похищен представителями государства, а его брат - Салавди - был ими избит.
(На фото: Балавди Жебраилов)
Напомним, что 7 января 2010 года в Сводную мобильную группу правозащитных организаций, работающую в Чеченской Республике (СМГ), обратился Салавди Жебраилов с просьбой об оказании юридической помощи и проведении общественного расследования. Как рассказал Салавди, 26 апреля 2005 года около полуночи вооруженные люди, одетые в камуфлированную форму, ворвались в домовладение Жебраиловых, расположенное в селе Гехи, и силой увезли его и брата Балавди в Грозный.
По словам Салавди, его и Балавди доставили на территорию 2-го полка ППС МВД Чеченской Республики, завели в подвальное помещение и поместили в разные комнаты. Как вспоминал Салавди, после получасового избиения его вывезли и высадили в районе городского «северного рынка». Что случилось с братом, и какова его дальнейшая судьба - заявителю с тех пор так и не стало известно.
Click to view
Несмотря на крайне позднее обращение к правозащитникам, юристы Сводной мобильной группы приступили к проведению общественного расследования. Они получили объяснения у родственников и соседей Жебраиловых, уже в качестве представителей потерпевших подали ходатайства о проведении ряда следственных действий, а также об ознакомлении с материалами уголовного дела, которое было возбуждено еще 20 мая 2005 года по ч. 2 ст. 126 УК РФ («Похищение человека»).
Однако все попытки правозащитников контролировать ход расследования в качестве представителей потерпевших разбились о гриф секретности, который был присвоен ряду материалов этого уголовного дела и который лишил, по сути, юристов СМГ полноценной возможности участия в нем. В настоящее время дело о похищении Балавди приостановлено. Виновные не установлены и не наказаны. Балавди не найден.
Еще в 2007 году юристы правозащитного центра «Мемориал» направили в Европейский суд по правам человека жалобу в интересах обоих братьев Жебраиловых и их родителей.
В сегодняшнем решении страсбургские судьи единогласно установили, что:
- Балавди Жебраилов был похищен представителями властей РФ, и с той поры его судьба неизвестна, что вылилось в нарушение ст. 2 ЕКЧП;
- Власти не провели эффективного расследования факта похищения Балавди, что также явилось нарушением ст. 2 ЕКПЧ;
- Власти нарушили ст. 3 ЕКПЧ в отношении Салавди Жебраилова в части запрета пыток;
- Власти нарушили ст. 3 ЕКПЧ в отношении Салавди Жебраилова в части непроведения эффективного расследования факта незаконного насилия;
- Страдания родителей и брата Балавди привели к нарушению в их отношении ст. 3 ЕКПЧ («Запрет пыток»);
- В отношении Салавди и Балавди Жебраиловых была нарушена ст. 5 ЕКПЧ («Право на личную неприкосновенность»);
- Заявители не имели в своем распоряжении правовых средств защиты в нарушение ст. 13 ЕКПЧ.
Исходя из этого родителям Балавди (Исите Жебраиловой и Шудди Вахаеву) и его брату Салавди была присуждена компенсация в размере 60 000 евро. Также Салавди Жебраилову была присуждена отдельная компенсация в размере 19 500 евро в связи с его избиением.
Юрист Сводной мобильной группы Антон Рыжов так комментирует сегодняшнее решение ЕСПЧ: «Десятки периодически выносимых Страсбургским судом постановлений о похищениях и пытках людей силовыми структурами в Чечне уже никого не удивляют, данная практика с печальным излишком подтверждена и зафиксирована. Однако примечательно, что в данном деле речь идет не только о похищении, когда обстоятельства преступления установить достаточно сложно, но и о пытках; присутствует живой свидетель, который подробно описывает, куда его с братом доставляли, на каких автомобилях и так далее. Между тем, и в этом случае расследование со стороны следственных органов было неполным и неэффективным, что в итоге и констатировал ЕСПЧ».