Сегодня судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чеченской Республики продолжила рассмотрение апелляционной жалобы адвокатов Руслана Кутаева на приговор, вынесенный ему 7 июля этого года. В ходе сегодняшнего заседания судьи Дмитрий Горбовцов, Сайди Янгулбаев и Иса Батаев отказали в удовлетворении трех ходатайств, заявленных стороной защиты. Решение по ходатайству, касающемуся процессуального нарушения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, будет оглашено завтра. Заседание назначено на 10 часов.
(Руслан Кутаев)
Напомним, 7 июля в Урус-Мартановском городском суде Чеченской Республики состоялось оглашение приговора в отношении известного чеченского общественного деятеля и политика Руслана Кутаева. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере), и приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Плюс - год ограничения свободы с запретом на общественную деятельность.
Сам Кутаев неоднократно подчеркивал, что считает свое дело сфабрикованным. В свою очередь, правозащитники из Сводной мобильной группы (СМГ) также
заявляли о заказном характере этого дела и о том, что показания из обвиняемого
выбивались пытками. Власти республики, однако, категорически отрицали общественно-политическую подоплеку уголовного преследования Кутаева (тот был задержан буквально через день после участия в несогласованной конференции, посвященной 70-летию депортации чеченского народа) и всячески подчеркивали, что уголовное дело против 56-летнего чеченского политика и общественного деятеля - банальное.
Сегодняшнее заседание началось с озвучивания председательствующим судьей Дмитрием Горбовцовым апелляционного определения по заявленному накануне ходатайству адвокатов о проведении почерковедческой экспертизы протокола досмотра Кутаева (Руслан утверждает, что на одном из листов, стоит не его подпись). Судьи отказали в удовлетворении этого ходатайства, но больше всего присутствующих поразила мотивировка такого решения. Судья Дмитрий Горбовцов: «Данный протокол имеет подписи Кутаева Р.М. на каждой из трех страниц и под каждым процессуальным действием, всего имеется шесть подписей, которые Кутаевым Р.М. не оспариваются, и лишь одна подпись под графой «Пояснение досматриваемого лица» вызывает у Кутаева Р.М. сомнение. Как полагает судебная коллегия, установление экспертным путем… факта выполнения подписи не Кутаевым Р.М., а другим лицом, не влечет признания, в целом, процессуального действия как доказательства не действительным и не достоверным, поскольку факт составления протокола досмотра не отрицается участвовавшими в его составлении лицами, в том числе Кутаевым Р.М.».
Сравнить подписи в протоколе досмотра можно самостоятельно в приведенном сравнительном коллаже.
Второе ходатайство, которое было заявлено адвокатам Петром Заикиным и поддержано его коллегой Ильясом Тимишевым, касалось назначения экспертизы фотоснимков, сделанных в ходе осмотра места происшествия. По мнению Заикина, есть достаточные основания полагать, что это следственное действие происходило на следующий день, а не в день задержания Кутаева, как утверждает сторона обвинения. В подтверждение своих слов адвокат озвучил официальные данные, полученные им от Чеченского центра по гидрометеорологии, что 20 февраля в селе Гехи стояла ясная и солнечная погода, а на следующий день погода была пасмурная. На фотографиях осмотра места происшествия нет теней ни от людей, ни от автомобилей, что может говорить о том, это следственное действие происходило все же пасмурным 21-ым февраля, а, следовательно, протокол осмотра места происшествия был попросту сфальсифицирован.
Однако судейская коллегия, посовещавшись, не посчитала нужным развеять сомнения стороны защиты и отказала в удовлетворении и этого ходатайства, объяснив, что оснований сомневаться в проведении 20 февраля этого мероприятия у суда нет, равно как и нет оснований не верить свидетелям - шестерым полицейским и двум понятым.
Третье ходатайство адвокатов о запросе детализации телефонных соединений (биллинг) свидетелей в период с 20-го по 22 октября, которая могла бы дать информацию, где конкретно находились участники осмотра места происшествия, ждала та же участь. Не удаляясь в совещательную комнату, судьи отказали в его удовлетворении по тем же основаниям - не верить показаниям свидетелей у суда оснований нет.
Руслан Кутаев, предполагая подобную реакцию судейской коллегии, заявил: «Почему каждый раз отклоняются ходатайства моих адвокатов? Потому что при их удовлетворении в «деле Кутаева» появятся неопровержимые доказательства тех фактов, о которых говорит обвиняемый Кутаев, и о чем говорит его защита. Вопрос решается просто: запрашивается «биллинг» и по нему проверяется, если эти люди, два понятых и шестеро полицейских, находились в Гехи 20 февраля - все правильно, Кутаева надо сажать. Я убежден, уважаемые судьи, что вы отклоните и это ходатайство… Сидящий здесь представитель прокуратуры прекрасно знает, что я невиновен. Все мы с вами участвуем в спектакле. Спектакле, который спущен кем-то сверху. Давайте будем продолжать. Но я говорю: «Я буду делать все, чтобы спектакли и в Чеченской Республике, и в Российской Федерации не проходили. Чтобы суды были нормальные, чтобы прокуроры были нормальные, и чтобы защита имела равное право в состязательности в судах».
В заключение сегодняшнего заседания сторона защиты заявила еще одно ходатайство, касающееся процессуального нарушения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции. Тогда Руслану Кутаеву не было предоставлено право выступления в прениях. Петр Заикин предоставил суду заключение специалиста, в котором говорится, что подсудимый выразил желание выступить в прениях после заслушивания аргументов своих адвокатов. Однако суд по-своему интерпретировал слова Кутаева, посчитав их отказом. В связи с этим сторона защиты ходатайствовала перед судом о назначении судебной лингвистической экспертизы слов Кутаева, на основании которой, как полагают адвокаты, дело должно быть возвращено в Урус-Мартановский городской суд.
Председательствующий судья Дмитрий Горбовцов предложил участникам процесса перенести заслушивание позиции прокуратуры по этому вопросу на завтра и обещал вынести законное решение.