Генеральная прокуратура настойчиво требует расследовать похищение и пытки человека, доказанные в ходе судебного следствия чеченским судьей Абубакаровым. Почему Следственный комитет «уходит в кусты»?
«Можно подумать, что в республике беспредел»
Суд над чеченцем Сулейманом Эдиговым начинался заурядно. 15 мая 2013 года стороны сели в процесс и уже через месяц вышли на финишную прямую. Подсудимый Эдигов, обвиняемый в покушении на сотрудника полиции, вину свою признал еще на следствии, а в суде активно свидетельствовал против себя. Защита даже не пыталась доказывать его невиновность, связанная позицией клиента. Но когда обвинение запросило 18 лет, Сулейман Эдигов неожиданно отказался от явки с повинной и всех своих показаний. Подсудимый рассказал, что был похищен сотрудниками полиции 3 августа 2012 года (по официальной версии, пришел к следователю с явкой с повинной 12 сентября 2012 года). Также был похищен его брат, инвалид второй группы. Спецоперация проходила в центре Урус-Мартана, с участием большого количества полицейских при многочисленных свидетелях. Эдигова отвезли в Курчалоевский РОВД. Пытали электротоком. Брата-инвалида всю ночь продержали в скрюченном состоянии в полицейской машине. На случай, если Эдигов окажется чересчур стойким.
Сказали, если признается в убийстве, которого не совершал, ему переквалифицируют ст. 317 УК РФ на ст. 105 УК РФ (значительно меньший срок). «Дадут 7 лет, отсидишь половину, выйдешь по УДО, зато все родственники будут целы». В ту ночь Сулейман Эдигов согласился на сделку со следствием и со своей стороны выполнил все условия. И только когда суд вплотную подошел к приговору, понял, что это была не сделка, а обман.
...На обозрение суду Эдигов просунул руки сквозь решетку клетки. На 4-м и 5-м пальцах обеих кистей - опоясывающие шрамы. Алюминиевые провода накручивали на пальцы. Концы, соединенные вилкой, втыкали в розетку (220 вольт). «От пыток электротоком образовались раны и язвы, руки начали гнить, - рассказывал суду Эдигов. - Начали сильно вонять, уже сами сотрудники не могли находиться со мной в одном помещении...»
По ходатайству стороны обвинения судья Вахид Абубакаров дважды останавливал судебное следствие и обязывал чеченский следственный комитет провести проверку по заявлению подсудимого. Один из следователей, нарочным принесший в суд второе постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, откровенно признался, что доводы Эдигова обоснованны, но он боится даже записывать его показания. Тем более допрашивать чеченских полицейских. В конце концов задний ход дали и чеченские прокуроры. 27 августа гособвинитель Мельник заявил: «Все заявления подсудимого считаю выдуманными... Иначе можно подумать, что в республике беспредел творится полный и везде, как будто мы живем в первобытно-общинном строе и законов вообще нет... Электротравмы 4-го и 5-го пальцев обеих рук образовались у Эдигова от взорвавшейся в его руке электролампочки… Считаю возможным закончить судебное следствие и перейти к прениям… В совещательной комнате суд может дать оценку всем доводам и заявлениям подсудимого…»
6 сентября судья Абубакаров внимательно выслушал последнее слово подсудимого Сулеймана Эдигова.
Потом. Принял. Решение.
«В связи с тем, что подсудимый Эдигов С.С. в своем последнем слове сообщил о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, суд возобновляет судебное следствие».
Читать дальше...