Обращение в СМГ
23 мая 2010 года в СМГ обратился Идрисов Адлан Усманович, заявивший о применении пыток и фабрикации уголовного дела в отношении его сына, Идрисова Зубайра Адлановича, 13 сентября 1991 года рождения. В связи с подачей данного заявления Сводной мобильной группой было проведено общественное расследование, в ходе которого удалось установить ряд важных обстоятельств.
Подрыв машины начальника ОВД
Как было установлено в ходе общественного расследования, 3 августа 2009 года в селе Автуры Шалинского района Чеченской Республики был подорван автомобиль начальника ОВД по Шалинскому району Магомеда Хожахметовича Даудова (более известного в Чечне как «Лорд»). В результате водитель получил ранения, автомобиль - повреждения, сам Даудов в момент взрыва в автомобиле не находился. Сам Зубайр Идрисов, согласно показаниям свидетелей, во время этой диверсии находился в селе Курчалой.
Похищение и освобождение Идрисова и Аслаханова
Как пояснил заявитель, в ночь с 4 на 5 августа 2009 года Зубайр Идрисов был похищен неизвестными вооруженными людьми в масках. Одновременно с Зубайром из того же села был похищен знакомый Идрисова Аслаханов Зелимхан Султанович, 14.08.1990 года рождения. В отношении Идрисова и Аслаханова применялось физическое насилие, при этом похитители требовали сообщить сведения об участниках покушения на начальника ОВД, произошедшего 3 августа 2009 года.
Спустя три часа Идрисов и Аслаханов были освобождены в районе автозаправочной станции недалеко от села Мескерт-Юрт.
Задержание Аслаханова и Межидова
Согласно показаниям самих заявителей, 2 сентября 2009 года в с. Автуры сотрудниками правоохранительных органов были задержаны Зелимхан Аслаханов и Межидов Идрис Анзурович, 24.12.1990 года рождения. При этом Зубайр Идрисов, которого также пытались задержать сотрудники милиции, скрылся.
Выдача Идрисова, последующие пытки и фабрикация уголовного дела
Родители Зубайра рассказали, что ночью в их домовладение приехали сотрудники батальона «Юг», искали Зубайра. Затем Идрисовым позвонил начальник ОВД по Шалинскому району Магомед Даудов и в ультимативной форме потребовал доставить к нему Зубайра. 3 сентября 2009 года около 13 часов Идрисов Адлан и его жена Идрисова Ану сами привезли своего сына в ОВД по Шалинскому району и передали Зубайра Магомеду Даудову в его служебном кабинете.
Вечером этого же дня в новостной программе местного телевидения был показан сюжет, в котором Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров разговаривал с Идрисом Межидовым, Зубайром Идрисовым и Зелимханом Аслахановым в месте дислокации 249-го отдельного батальона оперативного назначения Внутренних войск «Юг». В разговоре принимал участие отец Межидова. Про задержанных сообщалось, что они якобы пытались взорвать начальника ОВД по Шалинскому району Даудова и планировали совершить подрыв Октябрьского РОВД Грозного и мечеть.
Сам Зубайр Идрисов позднее сообщил о применении к нему насилия с целью получения от него признательных показаний о преступлении, которого он не совершал. Идрисов, в частности указал:
«Я явился с повинной в Шалинское ОВД 03 сентября 2009 года вместе со своим отцом. Рассказал, что три раза носил еду на окраину леса одному из членов НВФ, с которым я познакомился когда с друзьями жарил мясо во время пикника, когда те вышли из леса. По существу изложил все моменты моих взаимоотношений с этим человеком, покаялся и готов был получить заслуженное наказание. Но сотрудники этого Отдела оформили меня, как задержанного при проведении розыскного мероприятия и сразу после допроса передали сотрудникам батальона «Юг». Там у меня ничего не спрашивали, били, подключали ток, и в шоковом состоянии повезли к Президенту ЧР Р.А. Кадырову. Привезли еще двоих ребят, которые сейчас проходят со мной по одному делу: Аслаханова и Межидова. Президенту про нас доложили, что мы являемся теми, кто якобы совершил подрыв автомашины Лорда. Никакого отношения ни к этому, ни к какому другому подрыву я не имею. Сказать Президенту об этом побоялся потому, что они уже заранее приготовили легенду, которую я в состоянии стресса не смог бы опровергнуть и вообще не был уверен, что он захочет меня выслушать. Оттуда нас опять доставили в батальон «Юг», где командир этого батальона «Эбби» нас избивал лично».
В дальнейшем Идрисову, Межидову и Аслаханову было предъявлено обвинение в совершении покушении на жизнь Даудова, участие в банде, незаконном обороте оружия и они были осуждены. Обвинения по подготовке терактов в Грозном, о которых говорилось в новостях, не предъявлялись.
Улики, свидетельствующие о фабрикации уголовного дела
В ходе следствия и судебного рассмотрения дела сторона обвинения утверждала, что все трое были задержаны 4 сентября 2009 года при попытке уйти в горы с оружием. Суд согласился с этим утверждением. При этом, однако, был совершенно проигнорирован тот факт, что новость о задержании троих «террористов» и видеосюжет об этом появились в средствах массовой информации уже поздно вечером 3 сентября и рано утром 4 сентября.
Далее, фотографии, которые, согласно материалам дела, были сделаны в ходе осмотра места происшествия (места задержания), по утверждению эксперта, изготовить не удалось вследствие неисправности фотоаппарата. Однако в распоряжении юристов СМГ оказались фотографии с этого осмотра места происшествия, на которых Идрисов запечатлен с явными следами телесных повреждений на лице (см. иллюстрацию).
Указанные фотографии были направлены юристами Сводной мобильной группы в следственные органы в качестве приложения к заявлению о возбуждении уголовного дела по факту фабрикации обвинений в отношении Зелимхана Идрисова. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку происхождение данных фотографий для следователя «неизвестно». Сам вопрос подлинности фотографий следователем изначально не рассматривался, соответствующие исследования фотографий были назначены намного позже, при этом все материалы направлялись в экспертные центры, где отсутствуют соответствующие специалисты по фототехнике. На настоящий момент исследование фотографий государственными органами так и не проведено.
По заявлению Идрисова о применении пыток также было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое, по мнению юристов СМГ, является незаконным и необоснованным. Все доводы касательно этого постановления изложены в многочисленных жалобах как в следственные органы, так и в суд.
В настоящее время работа по делу о пытках и фабрикации уголовного дела в отношении Зелимхана Идрисова продолжается.