Краткие сведения о деле
Данное дело общественного расследования касается насильственного исчезновения в Грозном Апти Зайналова. Не смотря на то, что правозащитникам из грозненского «Мемориала» удалось установить место незаконного содержания похищенного молодого человека, сотрудники прокуратуры, МВД и ФСБ отказались пресечь преступление, освободить жертву и арестовать преступников. Через некоторое время занимавшаяся данным делом сотрудница ПЦ «Мемориал» Наталья Эстемирова была похищена и убита. СМГ продолжил расследование обстоятельств исчезновения Апти Зайналова вскоре после начала работы группы в Чечне. В настоящее время следственные органы Чеченской Республики продолжают саботировать расследование.
Обстоятельства непризнанного задержания и ранения Апти Зайналова
Жертва данного преступления, Апти Рамзанович Зайналов, был осужден в октябре 2005 г. к одному году лишения свободы по обвинению в участии в незаконном вооруженном формировании и незаконном приобретении, хранении и ношении оружия. В июле 2006 г. он был освобожден, после чего жил и работал в Саратове. Его мать Айма Макаева проживала вместе с ним в Саратове.
Со слов матери известно, что 2009 г. Апти принял решение уехать в Египет для получения там высшего богословского образования в Исламском институте. 25 июня 2009 г. сын позвонил матери, и сказал, что находится в Саратове, но собирается лететь в Москву, и далее - в Египет. Последнее СМС-сообщение Айма Макаева получила от Апти 26 июня, после чего связь прервалась. Последняя весточка касалась возможного приезда сына в Грозный, если по каким-то причинам его поездка не состоится - так, Апти боялся, что его, как бывшего осужденного за участие в НВФ, могут не выпустить из России.
Как удалось установить много позднее, 28 июня 2009 г. Апти Зайналов действительно прибыл на поезде в Грозный. На железнодорожном вокзале Апти сел в автомобиль, водитель которого взялся его подвезти. Около 11 часов машина, в которой ехал Апти была остановлена сотрудниками правоохранительных органов, ведомственная принадлежность которых неизвестна (по другой версии сотрудники полиции подошли к автомобилю, когда она находился на станции техобслуживания), и предприняли попытку задержать Зейналова. Апти попытался оказать сопротивление (хотя и не совсем ясно, в чем оно выразилось) и по нему был открыт огонь на поражение. Зайналов получил ранения.
Содержание Апти Зайналова в Ачхой-Мартановской ЦРБ
В тот же день Зайналов был доставлен в Ачхой-Мартановскую центральную районную больницу (ЦРБ). Из показаний медицинского персонала следует, что около 14 часов на территорию больницы прибыли две «Лады» серого цвета, номерных знаков которых никто не запомнил. Из них вышло 5-6 человек в камуфляжной форме, вооруженных автоматами Калашникова, которые представились сотрудниками РОВД. В одной из машин привезли мужчину, который находился в состоянии травматического шока, имел сквозное огнестрельное ранение правой ноги, проникающее ранение брюшной полости и черепно-мозговую травму. Раненому провели операцию на брюшной полости и нейрохирургическую операцию, после чего его состояние стабилизировалось.
Во всех журналах ЦРБ больной был зарегистрирован как неизвестный. Днем и ночью его охраняли вооруженные автоматами и пистолетами люди в форме сотрудников МВД, которые запретили врачам общаться с пленником и отказались сообщить его анкетные данные. Позднее Главный врач Ризван Хатаев в своих показаниях разъяснил, что в соответствии с приказом Минздрава РФ он должен был сообщить в правоохранительные органы о доставлении больного с криминальными ранениями. Однако он не стал этого делать, будучи уверенным, что охранявшие его лица являлись милиционерами. Все медики дали сходные показания, все они заявили, что не смогут опознать охранников таинственного пациента.
Отказ прокурора Ачхой-Мартановского района пресечь преступление
Как явствует из Заключения проведенной позже (23 сентября 2009 г.) служебной проверки, в один из дней конца июля 2009 г. прокурор Ачхой-Мартановского района Юрий Потанин получил от начальника ОУФСБ РФ по ЧР в Ачхой-Мартановском районе Смоляного И.И. сообщение о том, что «в Ачхой-Мартановской ЦРБ на стационарном лечении находится активный участник НВФ под охраной неустановленных вооруженных лиц». Потанин, прихватив своего заместителя Магомеда Домбаева и заместителя районного следственного управления Алямкина, отправился в больницу для проверки данной информации. В больнице они обнаружили раненого мужчину с перебинтованной головой. Однако, как повествует заключение, «охранявшие его лица воспрепятствовали прокурору войти в помещение и установить личность больного, при этом, используя огнестрельное оружие, угрожали прокурору убийством». После этого напуганные прокуроры ретировались из ЦРБ, даже не зарегистрировав факт данной проверки в документах прокурорского делопроизводства.
Впоследствии Потанин оправдывал свое бездействие собственным предположением, что «в производстве следственных органов Октябрьского района г. Грозного находится уголовное дело, по которому больной проходит в качестве свидетеля и дает признательные показания в отношении членов НВФ в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, а сотрудники правоохранительных органов не хотят огласки его анкетных данных».
Вмешательство Натальи Эстемировой и ПЦ «Мемориал»
2 июля 2009 г. в Грозненское представительство Правозащитного центра «Мемориал» обратился неизвестный мужчина, сообщив, что в Ачхой-Мартановской ЦРБ под охраной находится молодой человек по имени Апти, который получил серьезные травмы в результате пыток. Сотрудники "Мемориала" решили проверить эту информацию, поскольку в тот период было известно об исчезновении Апти Шамсаева - жителя села Гехи.
На следующий день сотрудник «Мемориала» Ахмед Гисаев и один из родственников Апти Шамсаева посетили Ачхой-Мартановскую ЦРБ. Заглянув через открытую дверь в палату № 1 хирургического отделения, они увидели не менее четырех охранников в камуфляжной форме и кепках с надписью КРА (аббревиатура, расшифровывающаяся как «Кадыров Рамзан Ахмадович»), вооруженных автоматами и пистолетами. На койке возле окна лежал накрытый окровавленной простыней молодой человек, которому медсестра оказывала помощь. Позже в коридоре один из врачей сообщил Гисаеву и его спутнику, что хотя сотрудникам и запрещено общаться с этим пациентом, он знает о том, что его привезли из Грозного, зовут его Апти Зайналов, он из села Махкеты, ему 29 лет. Несколько раз Апти увозили из больницы, и судя по свежим ранам - пытали.
В тот же день мемориальцы передали родственникам Зайналова, что тот находится под охраной в Ачхой-Мартановской ЦРБ. Однако приехавшая в офис «Мемориала» мать Апти - Айма Макаева - не поверила в достоверность этой информации. Присутствовавшая при разговоре сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова предложила Айме поехать вместе с ней в Ачхой-Мартановскую ЦРБ, но та отказалась. Мать была глубоко убеждена, что ее сын находится либо в Москве, либо за рубежом, а информация из Ачхой-Мартана - чья-то ошибка или провокация. Тем не менее, 5 июля один из родственников Аймы поехал с сотрудниками «Мемориала» в больницу. Но на сей раз им там ничего не удалось выяснить - охранники отказались пропустить их в палату и отвечать на вопросы.
Лишь 6 июля Айма Макаева от третьих лиц получила подтверждение того, что ее сын действительно находится в Ачхой-Мартановской больнице. Вечером она позвонила Наталье
Эстемировой и сообщила, что готова ехать в Ачхой-Мартан. Утром 7 июля в Грозненском офисе «Мемориала» Наталья подготовила для Аймы заявление о незаконном удержании ее сына, находящемся в тяжелом состоянии, после чего Макаева и сотрудники «Мемориала» направились в прокуратуру Ачхой-Мартановского района.
Заявление принял и зарегистрировал уже знакомый нам прокурор Юрий Потанин (позднее, в ходе служебной проверки, он заявит вышестоящим прокурорам, что якобы «не догадывался, что Зайналовым А.Р. является лицо, которого он видел под охраной вооруженных лиц две недели назад»). Он пригласил к себе в кабинет двух сотрудников, включая Магомеда Домбаева, и в присутствии заявительницы поручил им поехать в больницу и «разобраться, что там происходит». Затем Потанин уехал на совещание, а Макаева и Эстемирова остались в коридоре.
Повторный отказ сотрудников прокуратуры пресечь преступление и повторное похищение Зайналова
Домбаев и его коллега заперлись в своем кабинете; Макаева и Эстемирова прождали их около полутора часов. На стук в дверь и вопросы сотрудники прокуратуры отвечали, что ждут начальника Ачхой-Мартановского РОВД. Лишь после настоятельных требований они согласились выехать, но отправились вовсе не больницу, а в РОВД. Они зашли в здание, оставив Макаеву и Эстемирову на улице, и так и не вышли к ним до конца рабочего дня. Наталья пыталась пройти к начальнику РОВД, но дежурившие на входе милиционеры отказались ее пропускать, сначала сославшись на то, что начальник молится, затем - обедает, и в конце концов заявили, что он вообще уехал. Тогда женщины поехали в Ачхой-Мартановскую больницу, а потом разделились - Эстемирова вернулась в прокуратуру, а Макаева осталась возле ЦРБ.
Вскоре Айма Макавева увидела, как к запасному выходу из хирургического отделения подъехала белая «Волга»; через несколько минут двое вооруженных людей в камуфляжной форме вывели Апти Зайналова. Передвигался он с трудом. По словам матери, на голове у него были видны раны и пятна от зеленки. Апти подвели к машине, уложили на заднее сиденье и увезли - с тех пор Зайналова никто не видел ни живым, ни мертвым.
Убийство Натальи Эстемировой и начало работы СМГ по делу Зайналова
15 июля 2009 года в Грозном, на выходе из своего дома сотрудница Мемориала Наталья Эстемирова была похищена, доставлена на машине в Ингушетию и там расстреляна из огнестрельного оружия вблизи автострады Ростов-Баку, где в тот же день и был обнаружен ее труп. Убийство Эстемировой до сих пор не расследовано, обвинения никому не предъявлены (доклад о расследовании данного дела см.
http://www.novayagazeta.ru/inquests/47286.html ). В то же время за многими сотрудниками «Мемориала» было установлено демонстративное наружное наблюдение со стороны неизвестных лиц, предположительно - сотрудников чеченского МВД, многие получили угрозы расправы. Многие мемориальцы, работавшие в чечне, вынуждены были временно выехать заграницу. Вскоре - 4 августа того же года - в Грозном были похищены и убиты Зарема Садулаева и Алик Джабраилов - председатель гуманитарной организации «Спасем поколение» и ее муж. Опасаясь за жизни своих сотрудников, ПЦ «Мемориал» временно приостановил деятельность своей организации на территории Чеченской Республики.
28 июля 2009 года по факту исчезновения Апти Зайналова с территории Ачхой-Мартановской ЦРБ было возбуждено уголовное дело № 74032 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). Однако никаких эффективных мероприятий по расследованию данного уголовного дело следственными органами проведено не было.
30 ноября 2009 г. Сводная Мобильная Группа российских правозащитных организаций начала свою работу в Чечне. 4 декабря 2009 г. СМГ приняла дело о насильственном исчезновении Апти Зайналов к своему производству.
Следственный комитет продолжает саботаж расследования
Юристами СМГ, допущенными к участию в уголовном процессе в качестве представителей потерпевшего, были заявлены два ходатайства о производстве большого количества следственных действий, необходимых для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Однако следователь отказал в удовлетворении ходатайств. Отказ следователя был обжалован в Старопромысловский районный суд г. Грозного, который своим постановлением от 29 января 2010 года признал действия следователя незаконными.
В ходе общественного расследования юристами СМГ было установлено, что 28 июня 2009 г. Зайналов был задержан неустановленными сотрудниками правоохранительных органов, при этом в отношении него было применено огнестрельное оружие. Лишь после осмотра места происшествия сотрудниками СМГ (sic!) следователь, в производстве которого находилось уголовное дело, изъял обнаруженную правозащитниками пулю.
Было также установлено, что 28 июня 2009 года по факту применения огнестрельного оружия в отношении Зайналова на место происшествия выезжали неустановленные сотрудники милиции, однако необходимые оперативно-следственные действия при этом проведены не были, а само происшествие не зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях. По данному факту в настоящее время проводится отдельная проверка следователем Ленинского межрайонного следственного отдела. Однако до настоящего момента следователем не установлены личности сотрудников милиции, выезжавшие на место происшествия, за исключением одного из них - техника криминалиста. Однако, последнему, по его словам, отказывает память, и на этом основании он отказывается сообщить, с кем тогда выезжал.
Надеяться в такой ситуации на эффективное расследование данного преступления не приходится, что и подтверждают результаты следствия. По прошествии более двух лет местонахождение Зайналова не установлено, лица, причастные к совершению данного преступления, не установлены, бывший прокурор и бывший главный врач Ачхой-Мартановской ЦРБ к уголовной ответственности за незаконное бездействие не привлечены.