Оригинал взят у
rukhakasia в
Как в Хакасии построили 4 км дороги за 46,5 миллионов рублей. Фоторепортаж В конце марта был презентован фильм Артема Лоскутова и Дмитрия Марголина
«Нефть в обмен на ничего». Как заявили авторы, «это первый в истории опыт озвучить на экране проблемы отношений Сибири и России». Для тех, кто не смотрел, поясню. В фильме, авторы через качество сибирских дорог, поднимают злободневные вопросы взаимоотношения федерального Центра и региона. Смысл таков: империя вытягивает все из своей колонии, а взамен скидывает гроши на строительство тех же дорог, качество которых желает оставлять лучшего. Фильм вызвал как положительные, так отрицательные оценки.
На мой взгляд, в документальной картине авторы забыли отразить один важнейший момент. Даже те копейки, которые отправляет Москва в регионы Сибири, беспощадно разворовываются местными властями. Я хочу Вам показать, как строят дороги по новейшим технологиям (4 класс, беспыльное полотно) в Сибири на примере из Хакасии. Эту дорогу построили и торжественно приняли в эксплуатацию три месяца назад.
10 мая 2011 года глава Росавтодора Анатолий Чабунин
подписал приказ об утверждении перечня объектов реконструкции и строительства дорог (по федеральной программе «Развитие транспортной системы России»), куда вошло финансирование четырех километров (3, 82, если быть точным) участка дороги между селами Красный Ключ-Малый Монок Бейского района Хакасии.
Объем финансирования (по результатам торгов) - 46 миллионов 455 тыс. руб. То есть, один километр 11 миллионов 613 тысяч 750 рублей. Дорога должна была отвечать требования 4 категории (твердое покрытие, установка фонарей освещения, дорожные знаки, отбойники на опасных участках, дождевые стоки и даже урны для мусора). Дорогу торжественно сдали во второй половине декабря 2011 года. Спустя 3 месяца мы с коллегами съездили и посмотрели. Судите сами.
Это начало реконструированной (по новейшей технологии, исключающей возникновение пыли на проезжей части) дороги на аал Малый Монок от села Красный Ключ. Путевые указатели валяются в придорожных канавах.
Знаки просто воткнули в насыпь у дороги. Спустя два месяца после торжественного открытия, они попросту упали. Само полотно выглядит ровным.
Но только выглядит. Чуть подкапываем щебень и убеждаемся, что никакого основания у новой дороги нет. 5-10 сантиметров вглубь и натыкаемся на смесь глины с песком. Копаем в другом месте - результат тот же. Еще в одном - бесполезно. Старую дорогу чуть разровняли и подсыпали щебня. Все!
Судя же по заявлениям чиновников, дорожное полотно (как уже я упоминал выше) реконструировано по современной технологии на основе бетона, исключающей возникновения пыли на проезжей части.
Едем дальше. Через километр насыпь из щебня внезапно заканчивается. Выезжаем на настоящее современную дорогу. Укатанная грязь, пропитанная талыми водами.
В надежде обнаружить новое плотно дороги, вновь начинаем подкапывать. Тщетно. Под грязью все та же смесь глины с песком.
Там, где закончился щебень, начались самые опасные участки реконструированной дороги. Резкие повороты и глубокие придорожные канавы. Как заявили власти, новая дорога оборудована новейшей «дорожной противоударной демпфирующей системой». Попросту говоря, это обычные стальные отбойники у обочины. И лучше бы их тут вовсе не было.
Нам приходится двигаться со скоростью не более 30 километров в час. Автомобиль (почти две тонны) так и норовит сорваться в занос на новейшем полотне из смеси грязи и глины. На некоторых участках замечаем новые стальные отбойники. Роль их, однако, чисто декоративная. Также как и дорожные знаки, опорные столбики конструкции наспех вкопаны в насыпь.
В случае сноса автомобиля с дороги, конструкция от падения в глубокую канаву не убережет. Наоборот, несет в себе главную угрозу вылетевшему с дороги транспорту. Наспех скрученные стальные поперечные детали, удерживаемые еле прикопанными столбиками, при столкновении с автомобилем разлетятся, словно гигантские щепки и попросту лишат водителя и пассажира последнего шанса выжить.
Медленно пробираемся к аалу Малый Монок. Метров за 800 до поселка на реконструированной дороге вновь появляется щебень. Ехать становится немного безопаснее. Останавливаемся перед въездом в поселок. Рядом замечаем сопку, развороченную тяжелой строительной техникой.
Осматриваем и пытаемся понять, для чего понадобилось губить природу. Оказывается, экономили даже на щебне. Скальным камнем из расковырянной сопки подсыпано то, что позже назовут «водостоками», дорожные знаки на въезде и «укрепление дамбы» ручья «Малый Монок».
Для отсыпки стоков, площадки для знаков и дамбы, максимум понадобилось бы 10 машин щебня. Максимум! Берем предельно возможную в Хакасии цену одного грузовика щебня с доставкой - 2000 рублей. Итого, 20 тысяч рублей. Для того чтобы украсть даже эти копейки, разворотили сопку и нанесли непоправимый ущерб природе.
Вновь пытаемся найти то самое твердое полотно. Может, удосужились у въезда в аал положить? Увы. Под небольшим слоем щебня все те же глина с песком. Осматриваем то, что называется «водостоками». Некое подобие на обочине есть. А вот куда должны уходить сточные воды, не совсем понятно.
А вот так камнями с развороченной сопки, укрепили дамбу ручья "Малый Монок".
Одни дорожные знаки уже упали. Другие пока стоят.
По пути мы так не обнаружили столбов фонарей освещения. Несколько опор есть только у въезда в аал. Но простоят они, судя по всему, не долго. Столбы, так же как знаки с отбойниками, просто вкопаны в почву.
Бетонные «пасынки» не могут надежно удерживать деревянные столбы под влиянием ветра и осадков. Большинство фонарных столбов уже покосилось, их самодемонтаж лишь вопрос времени.
Разумеется, никаких фонарей освещения на столбах нет. Не говоря уж об урнах для мусора.
Единственное, что сделали более менее сносно - деревянный мост на въезде в поселок. Впрочем, сколько он простоит, вопрос также спорный. Древесину не удосужились покрыть защитным материалом. Сэкономили даже на отделке. Деревянное основание моста в ручье, неминуемо сгниет и сооружение попросту рухнет в тот самый ручей.
Медленно въезжаем в поселок, на центральную улицу. Реконструированное по новейшей беспыльной технологии полотно, тут уже разбито напрочь и представляет из себя смесь грязи, глины, песка с щебнем.
Чтобы попасть домой, жителям центральной улицы приходится перепрыгивать кюветы.
Повсюду валяются дорожные знаки.
У таксофона стоят две женщины. Спрашиваем: как новая дорога?
- Просили построить. Но не такую же! - удивляется жительница аала Валентина Ивановна.
Сельчане никак не могут взять в толк смысл такой заботы хакасского правительства. Дорогу построили - перестал ходить автобус до Красного ключа. Жителям аала приходится вставать в полпятого утра и топать через лес до соседнего поселка, чтобы попасть на маршрутку до Беи. Обещали сделать освещение - повесили три фонаря на центральной улице. Один не работает, два горят круглые сутки. Где выключатели, сельчане не знают. Одно хорошо, школьный автобус до Красного ключа пока не отменили.
Из грязи и мрака на центральной улице выбивается холеностью старенький дом. Забор и рамы окон старательно покрашены, из кирпичей сложены клумбы, территория тщательно убрана.
Рядом стоит ухоженный памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
- Что за дом - спрашиваю у Валентины Ивановны.
Это наша начальная школа - говорит женщина. Учителя за свой счет красят, наводят порядок, ухаживают за памятником. Его убрали с Красного ключа, там новый поставили, а учителя сами перевезли его и установили возле школы.
Вот она, суть нынешней России. Добравшееся до власти жулье набивает карманы, обворовывая собственный народ. А сельские учителя за счет своих копеечных зарплат поддерживают покосившееся здание школы. Заботятся о сохранении памяти о погибших в войне с фашизмом. Невзирая на нищету, берегут для своих учеников доброе, вечное и святое. Ибо знают, сберечь знания и память для воспитанников кроме них, некому.
А какие дифирамбы власти друг другу пели на торжественной церемонии открытия «новой дороги».
- На данный момент 56 населенных пунктов Хакасии практически отрезаны от цивилизации. К таковым еще год назад можно было отнести и Малый Монок. Но в прошлом году эта проблема была исчерпана - благодаря правительству Хакасии построили новую дорогу Малый Монок - Красный Ключ - вещал глава Бейского района Юрий Курлаев. А министр транспорта и дорожного хозяйства Хакасии Юрий Егоров пообещал вести «дорожно-ремонтные работы и на других участках». И, похоже, спасения от Егорова нет.
И еще одно интересное наблюдение. Судя по съемкам в день открытия «новой дороги», чиновники позировали на камеры как можно дальше от той самой дороги. А снежный покров скрывал и само полотно, и укрепленную дамбу, например. Вдруг заметят!
Кстати, по проекту, строительство беспыльного полотна дороги 4 категории, должно выглядеть так
Поговорив с Валентиной Ивановной, мы держим путь домой.
…По дороге я вновь и вновь вспоминал старенькое здание школы как символ стремления моего народа к доброму, вечному, святому. И «реконструированную дорогу» как знамение воровства и коррупции.
Видео реконструированной дороги Красный Ключ-Малый Монок Бейского района Хакасии
Артем, Дмитрий. Приезжайте! Будем дальше кино снимать. Я серьезно. Материала вагон. И, кстати, что по совместным акциям протеста в Сибири?
Извиняюсь перед френдами за долгое молчание. Переболел пневмонией.