Apr 17, 2012 12:26
А теперь вернемся в нашу «несчастную» Россию. Попытаемся проанализировать появление в России либеральной идеологии. Некоторые историки сходятся в одном: либерализм, как философская и политическая доктрина начал оформляться во времена Петра Великого, который разворачивал Россию в сторону Запада.
Но я бы, все-таки, отметил то обстоятельство, что явления в политической жизни страны, составляющие конкуренцию самодержавию, всегда появлялись вместе с усилением власти последнего. Отдельные люди и группы сопротивлялись стремлению власти к абсолютному и неограниченному способу правления. Все серьёзные кризисы в стране осложнялись конфликтом между абсолютизмом и либерализмом, как в сфере идей, так и в сфере реальной жизни. Но я бы все-таки не считал это борьбой либерализма с властью. Этот вывод, на мой взгляд, подтверждают и последующие события.
К примеру, конфликт, который получил известность в истории как спор о церковном землевладении. Я не буду рассказывать всей истории, скажу, что наличие собственности на землю, было наиважнейшим и необходимым условием свободы церкви в стране. Еще основатель Московского царства Иван III стремился отнять у Православной церкви её земли. Этот процесс закончился только во времена Петра Великого. Православная Церковь, чтобы как-то расположить самодержавие к себе, распространила учение о божественном происхождении верховной власти князей, что, коренным образом, было нарушено, установленное Византией, традиция взаимодействия в своих сферах духовной и светской власти. Что, способствовало, впоследствии, отмене Петру I лишить церковь не только института патриаршества, но и поставить ее в подчинение государству, создав институт Синода.
Второй кризис самодержавной власти наступил после смерти Ивана Грозного, который историками назван Смутой. Об этом написано немало трудов, поэтому, полагаю, что читатели простят за пропуск описания всех этих событий. Но снова повторю, что суть всех этих конфликтах и в допетровские времена и после них, была борьба княжеских элит за обладание властью, а, в частности, сводилась к одной цели - к ограничению власти самодержавия. Почти также происходило и в период правления императрицы Анны Иоанновны. Княжеская элита составила кондиции, которые требовали от Анны совместного правления с Верховным тайным советом всем государством. Эти кондиции вменяли в обязанность самодержице: объявлять войну и заключать мир только с согласия Верховного тайного совета; с его же согласия командовать вооружёнными силами. А также, не выдвигать никого выше чина полковника без согласования с Советом; не тратить более 500 000 рублей в год из государственного бюджета и не вводить самостоятельно новых налогов; не выходить замуж и не назначать наследника престола по своей воле, а также не распределять земель ни в чью пользу, не подвергать никого суду без должного рассмотрения, особенно если это касается лишения жизни кого-либо из знати, его чести и собственности. Нарушение этих положений влекло за собой лишение престола. И опять мы видим лишь ограничения для самодержавия. Здесь и никаким либерализмом не пахнет даже. Просто Анна, опираясь на дворянство, была вынуждена пойти ему навстречу, сделав ряд уступок, которые, впоследствии, были опубликованы в «Манифесте о даровании вольности российскому дворянству».
Затем наступил период правления Екатерины II, который был ознаменован рядом уступок дворянству, а также было предложено одному из придворных Никите Панину составить предложения по улучшению системы управления государством. Документ был составлен и даже подписан Екатериной, но в дальнейшем ее убедили в том, что она, якобы, ограничила себя во власти. Екатерина оторвала свою подпись и он навсегда остался в архиве. Снова позволю себе напомнить, что это шла борьба между определенной части дворян не за либерализм, как идеологию, а за властные полномочия, а самодержавие ни с кем не хотело делиться ими.
Но Екатерина, не была бы Екатериной Великой, если не продолжила поиски более оптимального управления страной и, в тоже время, показать перед Западом, в первую очередь, что она, как самодержица, наиболее прогрессивна в своих взглядах. Она решила снова заняться составлением нового Уложения высшей власти в 1767 году. Для этого она созвала представителей от всех групп населения за исключением монастырских и помещичьих крепостных. Екатерина написала для них «Наказ», 80 процентов которого она заимствовала из «Духа законов» Монтескье. Однако она воспринимала идеи французского мыслителя избирательно, проигнорировав его концепцию свободы и разделения властей. Заседания комиссии продолжались с июля 1767 по январь 1769 годов. Основные обсуждения вращались не вокруг высоких идеалов, а касались двух вопросов: об автоматическом возведении во дворянство новых государственных служащих и о твёрдых гарантиях собственности, даже обвинявшимся в политических преступлениях. С практической точки зрения вся работа и Екатерины, и депутатов не принесла никаких результатов. Но главным результатом этой работы стало появление в России общественного мнения. Ведь следующим общенациональным форумом в стране стало только начало работы первой Государственной Думы в 1906 году.
Кроме того, я бы отметил и то обстоятельство, что Екатерина, будучи умной женщиной, следящей за всеми новинками в Европе, стала почитательницей британского юриста У. Блэкстоуна. В его работах речь шла о ценности сословий западного типа. И Екатерина провозгласила две Жалованные Грамоты, которые вступили в силу в 1785 году и ту, что была в архиве. Провозглашённые документы впервые вводили в стране общественные корпорации, уравновешивающие всемогущее государство. Речь идёт о «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства», «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» и « О сёлах, деревнях, селениях и жилищах ведомства Директора Экономии». Однако, представители дворянства, купечества и другие уклонялись от участия в работе новых сообществ: вместе с правами у них возникали и обязанности, а последние, имеющие источником государство, они привыкли воспринимать как принуждение. Несмотря на это Жалованные грамоты явились истоком гражданских прав в России. Пусть в урезанном виде, но все-таки первые зачатки гражданских прав человека.
Надо сказать, следующие годы не принесли с собой дальнейшего распространения свободы в стране, к тому же события Великой французской революции напугали Екатерину. Она, даже, стала преследовать просветителя Новикова Н.И., который в свое время развернул кампанию помощи голодающим в 1787 году. То, что общественная группа могла без государства решить эту задачу, поставило под сомнение необходимость многих функций власти, что, конечно же, вызвало гнев не только элиты, но и самой Екатерины. И она начала преследовать общественное служение Новикова. В 1791 году он был вынужден прекратить выпуск собственных книг, а в следующем году был арестован в связи с масонской деятельностью, которая была уже запрещена. Политическая активность несогласных с такой реальностью независимых людей в основном уходила от столкновений с властью. Одна надежда была на наследника Павла Петровича, который войдя на престол мог бы по просьбе Панина, бывшего в то время наставником Павла, рассчитывать на введение конституционного проекта., разработанного Паниным - Фонвизиным.
Однако при воцарении в 1796 году Павла эти усилия оказались напрасными. Конституция Панина - Фонвизина оставила след только для некоторых декабристов, включая Муравьёва Н.М. и Лунина М.С.
Новый император ненавидел свою мать и всё, сделанное ею. Он сразу же начал нарушать положения Жалованных грамот. Некоторых дворян, подвергавшихся преследованиям, он лишал собственности, звания и даже подвергал телесным наказаниям. Реакция людей, потерявших то, что у них было, - а это не только собственность, но и права - не заставила себя ждать. Показательно, что в оппозицию к нему встал даже старший сын и наследник Александр. Вокруг наследника сложился круг друзей, разделявших его просвещенческие идеалы. Наиболее влиятельным членом этой группы был граф Строганов П.А, обучавшийся в Швейцарии и Франции, где он входил в Якобинский клуб до своего отзыва в Россию. Остальные были страстными англоманами: князь Чарторыйский А., граф Кочубей В.П. и Новосильцов Н.Н.
По просьбе наследника Кочубей обратился к своему дяде, канцлеру Безбородко А.А. с предложением изложить свои мысли о формах, в которых нуждается управление Российской империи. Не сразу, но Безбородко ответил на просьбу Александра «Запиской о составлении законов Российских». Там он обнаружил себя сторонником идей Монтескье, проводящего разделение между деспотизмом и истинной монархией; там также провозглашалось верховенство закона, для его соблюдения учреждался Высший совестный суд; крепостное право ограничивалось законными рамками; предполагалось участие в центральном управлении выборных людей от дворян, мещан и крестьян. Из-за возможной связи наследника с заговором Дехтерева-Каховского император разогнал кружок в августе 1799 года. Из материалов расследования дела заговорщиков можно предположить, что в случае отстранения императора от власти, политические устремления участников конспирации не шли дальше возвращения к екатерининским порядкам при известной их либерализации в духе просветительских идей.
Александр при вступлении на престол в начале марта 1801года обещал вернуться к образу правления своей бабки Екатерины II. Так, уже 13-15 марта были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем незаконно уволенным с военной и гражданской службы без суда; амнистированы члены заговора Дехтерёва-Каховского, которым были возвращены чины и дворянство; 15 марта состоялась амнистия политическим заключённым и невозвращенцам, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта отменён запрет на деятельность частных типографий и привоз книг из-за границы. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливающих в полном объёме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Для уменьшения напряжённости в политической сфере 5 апреля 1801 года последовало учреждение Непременного совета, который имел характер законосовещательного органа при государе. Первоначально Совет состоял из 12 персон, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них туда вошли доверенные лица императора и важнейшие участники дворцового переворота. В том же месяце граф Строганов обратился к государю с предложением возобновить деятельность кружка друзей, из предложений к обсуждению в его в активе была только «Записка о составлении законов Российских», которую когда - то составлял Безбородко. Заседания этой группы, вошедшей в историю как Негласный комитет, возобновились 24 июня 1801 году. В Непременном совете рассматривались и проект самого Александра о запрете продажи крестьян без земли, и более развёрнутое предложение Зубова П.А. о крестьянском вопросе, по которому казна должна была их выкупить, а также они могли это делать сами. Последний выдвинул проект преобразования Сената в законодательное собрание, выступали с предложениями либеральных установлений сами сенаторы Державин Г.Р. и Гурьев Д.А., а также адмирал Мордвинов Н.С. Однако сквозь рогатки консервативного большинства Совета ни одно предложение не прошло. А представители Негласного комитета и в Совете, и на своих тайных заседаниях оказывали сопротивление чужим проектам. Всё это происходило из эгоистических побуждений: они желали доминировать. Однако к коронации, которая должна была состояться в сентябре, Непременным советом был одобрена «Всемилостивейшая грамота, Российскому народу жалуемая». Она устанавливала общие для всех жителей страны права, гарантии неприкосновенности собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Но императором она так и не была введена в действие.
Указом о правах Сената в 1802 году, он должен был стать как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчёты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно это полномочие уже через несколько месяцев явилось причиной конфликта с царём, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утверждённый императором: там шла речь об установлении сроков службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Инициатива принадлежала польскому дворянину графу Северину Потоцкому, который усмотрел в наличии сроков службы нарушение дворянских привилегий. Александр и Негласный комитет быстро положили конец этому выступлению против самодержавия: последовал указ от 21 марта 1803 года, который предписывал Сенату принимать все постановления монарха без выражения всякого сомнения в их правомочности. Так ничем окончилось намерение Александра I установить границы своей власти.
Все выше приведенное лишний раз доказывает, что либерализм, даже если и делается попытка его введения в государстве с помощью самого императора, все равно ни к чему не приводит. Ибо этого не желает правящая элита.
Вот так к началу 19-го века в России, как и в большинстве европейских стран, установился абсолютизм. Но либерализм, по-прежнему, привлекал одних, как идея, других, как инструмент модернизации страны. К примеру, к числу первых относился адмирал Николай Мордвинов, который считал необходимым создание условий для накопления частного капитала. Он говорил, что «…собственность - есть первый камень. Без оной и без твёрдости прав её ограждающих нет никому надобности ни в законах, ни в отечестве, ни в государстве».
Император Александр I, после заключения Тильзитского мира с Францией, все-таки решился на некоторые политические реформы и такой план он поручил разработать Михаилу Сперанскому. Он был один из самых образованных людей своего времени и занимал пост министра внутренних дел. Сперанский изучал работы мыслителей эпохи просвещения и Иммануила Канта и пришел к выводу, что самодержавие имеет только видимость законности, являясь, по сути, самовластием. Поэтому он предложил учредить разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, тем самым, свести к минимуму праву государя издавать законы без высшего законодательного органа, Государственной Думы.
В плане Сперанского, изложенного им во «Введении к Уложению государственных законов», Государственная Дума также должна была осуществлять надзор над правительством и министрами. Сенат оставался высшим судебным органом, а назначаемый императором Государственный Совет осуществлял надзор над законностью действий всех ветвей власти и направлял законы императору на их утверждение. Всему населению предоставлялись гражданские права, включая неприкосновенность личности и собственности, право на суд, право свободно распоряжаться своим имуществом. При этом оно разделялось на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцов, мещан, государственных крестьян), на них распространялось и избирательное право, на основе имущественного ценза. Третье сословие (крепостные, рабочие) права голоса не имело, но в перспективе предполагалась отмена крепостного права.
Свои реформы Сперанский начал в области образования, основав первую государственную среднюю школу - Царскосельский лицей. Кроме того, предполагалось ввести для всех придворных, независимо от титула, проходить государственную службу, начиная с низшей ступени.
Но Сперанскому удалось реализовать лишь небольшую часть своего плана. Реформы вызвали возмущение среди все той же дворянской элиты и вскоре Сперанский был отправлен в отставку, а затем и в ссылку.
В России в это время не было ни одной политической партии, и даже общественных неправительственных организаций. Первые общества начали возникать практически сразу после Отечественной войны 1812 года. Их основывали будущие декабристы. В определенной части дворянства, после похода по Европе, возникла волна желания реформирования государства, а также ожиданий конституционной реформы, которая, как они предполагали, позволила бы догнать развитие страны Европы. Надо отметить, несмотря на заимствование либеральных идей, опорой движения были, все-таки, национальное чувство и патриотизм. Во что это вылилось, всем прекрасно известно - в восстание декабристов, пятеро из которых были повешены.
И все-таки надо отметить, что их идеи и выступление, не оставили равнодушными некоторую часть прогрессивного дворянства и интеллигенции. К тому же, этому способствовало то обстоятельство, что мировоззрение императора Александра II сложилось во многом под влиянием своего наставника В.А. Жуковского, человека либеральных взглядов. Да и надо было учитывать и поражение в Крымской войне, которое выявила такую экономическую отсталость России, что часть общества стала решительно требовать модернизации не только вооруженных сил, но и экономики государства. Поэтому, Александр II, наряду с оборонными и экономическими проектами (такими, как строительство железных дорог), осуществил ряд реформ либерального характера. Конечно же, важнейшими из них были: отмена крепостного права 19 февраля 1861 года; в 1864 году была проведена реформа судебной системы; были введены суды присяжных и мировые судьи. Кроме того, проводилась реформа местного самоуправления, на уровне которого были учреждены представительные органы - Земские собрания. Важно было и то, что на земском уровне важнейшую роль в образование общества стали земские школы. Важно отметить и то обстоятельство, что в это же время были расширены многие гражданские свободы, в частности, была ослаблена цензура и некоторые другие моменты общественной жизни российского общества.
Реформы сопровождались ростом требований распространить их на область политических свобод. Но 1 марта 1881 года АлександрII был убит народовольцем. В этот день император подписал манифест о своих намерениях. Но этому не суждено было сбыться, так как новый император АлександрIII провозгласил незыблемость самодержавия и взял курс на нейтрализацию всех реформ своего предшественника.
Продолжаю.
Несмотря на жёсткие цензурные ограничения, введенные Александром III, среди интеллектуальной элиты либеральная мысль продолжала развиваться. Так появились «западники» во главе с Герценом и Белинским, которые полагали, что Россия должна развиваться по западному пути. Но в тоже время, Чаадаев, опубликовав восемь «Философских писем», пытался доказать, что у России свой обособленный путь развития. Кроме него, «славянофилы» Хомяков, Аксаков и другие, утверждали, что русский народ - «народ-богоносец» и у него особые ценности, как - то - общинное начало, соборность, он должен заниматься нравственным саморазвитием, а не стремлением к власти или к личному обогащению. В частности, выдвигали идею: «сила власти - царю; сила мнения - народу».
Дискуссии между западниками и славянофилами подали надежду, что идеи либерализма возможно адаптировать для России. К началу 1860-х часть интеллектуальной элиты прониклась убеждением, что для преодоления отсталости страны недостаточно реформировать самодержавие, а необходимы глубокие политические преобразования. Однако западный либерализм в своём развитии опирался на широкий класс собственников, которого в России не было. Результатом стало появление нового общественного класса - интеллигенции, который и взял на себя роль оппозиции и базы для распространения либеральной идеологии. Интеллигенция состояла из учителей, инженеров, литераторов, адвокатов и т. д.
Среди интеллигенции было множество различных течений и среди них появились анархизм и либеральное народничество, которое полагало, что в России возможно осуществить либерализацию усилиями только интеллигенции и крестьянства, минуя капитализм.
Начало XX века в России ознаменовалось усилением либерализма благодаря развитию капитализма и связанному с этим стремительному экономическому подъёму. Но поражение в русско-японской войне привело к недовольству широких масс населения России, которое переросло в революционное движение. Резко усилились радикальные течения, включая марксизм и анархизм.
Под давлением сторонников обновления строя, Николай II был вынужден учредить Государственную Думу. Кроме того, были провозглашены ряд гражданских прав: неприкосновенность личности, свобода слова, свобода собраний. Возникли также первые легальные политические партии. Но дальнейшее развитие ростков либерализма показало, что интеллигенция чрезмерно увлеклась идеями социализма и пыталась соединить его с либерализмом. Но что из этого вышло, наверное, все помнят. Многие философы говорят, что «энциклопедия Дидро родила французскую революцию». Так и у нас, в России, объединить либерализм с социализмом, образно говоря, способствовало февральской революции, а затем большевистскому перевороту. Ну, а что было во времена большевизма в России до начала перестройки, все помнят наверняка.
Поэтому, когда меня спрашивают, был ли либерализм в России, я отвечаю, что его не было.
Да и сейчас, в настоящее время, либерализм, как идеология государства не может принята только потому, что Россия - это многоконфессиональная страна. Нельзя внедрить в ислам и буддизм либеральные идеи, в этих религиях другие традиции и обычаи.
Я не хочу сказать, что надо обязательно искать свой российский путь, но, принимая либеральные идеи, нельзя забывать и другие народы. Да и религия наша православная не способствует принятию этих идей.