Иммануил Кант (слева) и Андрей Тимофеевич Болотов (справа)
Во времена вхождения Восточной Пруссии в Российскую империю русские не позволили Иммануилу Канту возглавить кафедру философии в Кенигсбергской академии.
В настоящее время в Калининграде активно проталкивается идея присвоения аэропорту "Храброво" имени немецкого философа Канта, чему немало способствуют местные почитатели немецкого наследия. Между тем, познавательна история, которая случилась с самим Кантом тогда, когда он был русским подданным.Ведь эта история наглядно показывает, как относились к Канту и его философии наши с вами предки - русские люди, управлявшие Восточной Пруссией с 1758 по 1762 годы, в то время, когда она принадлежала русской короне. Это история о том, как Кант хотел возглавить кафедру философии, но его просьба была отклонена.
В 1758 году умер профессор философии Кипке. На вакантное место заявились пять претендентов, в том числе философ Иммануил Кант. Сенат академии отобрал из пяти кандидатов двоих - Бука и Канта. Представление отправили на имя императрицы Елизаветы.
В тот же день вслед за представлением в Санкт-Петербург на имя Елизаветы Петровны отправилось и прошение от имени самого Канта. Немецкий философ, принявший российское подданство, просил ее величество сделать выбор в его пользу. В письме Кант отмечал, что такие науки, как логика и метафизика были предметом его исследований, он защитил три диссертации по этим наукам, сделал четыре записи в Кенигсбергских ученых записках, 3 программы и 3 других философских трактата. Иными словами отметил, что его знания дают возможность возглавить кафедру.
На сегодняшний день в архивах сохранилась лишь копия прошения Иммануила Канта. Она была опубликована в 1893 году Дерптским (ныне Тартуским) университетом. Однако публикатор русского перевода Юрий Бартенев задался вопросом: где подлинник прошения Канта. Бартенев отправился в архивы. Но розыски ничего не дали. Ни в Архиве внешней политики России, где хранятся реляции, поступавшие из Кенигсберга, и царские указы, направлявшиеся в Прусское королевство, ни в Центральном архиве древних актов, где собраны все сохранившиеся материалы Кенигсбергской канцелярии - нет следов прошения Канта. Обнаружить прошение Канта Бартеневу не удалось, как и каких-либо записей о том, кто докладывал императрице Елизавете Петровне. Поэтому автор перевода предположил, что вероятнее всего вопрос о назначении на кафедру философии Кенигсбергской академии решался не в Петербурге, а в Кенигсберге. И решился он не в пользу Канта - кафедру философии возглавил математик Бук. Он был старше по возрасту и имел больше преподавательского стажа.
Однако важную роль могло сыграть и другое обстоятельство - мнение Андрея Болотова. Он занимал ответственное положение в губернской канцелярии и, кроме прочего, проявлял живой интерес к философии. А вот взглядов Канта не разделял.
Кстати, даже немцы сомневались в чистоте религиозных убеждений Канта. Как-то ректор академии Шульц спросил у Канта: «Живете ли вы по-прежнему в страхе Божьем?». Кант дал утвердительный ответ и только тогда получил предложение добиваться профессуры.
Болотов, подробно описавший в своих воспоминаниях жизнь Кенигсберга и русской администрации, имя Канта не упоминал. При этом Болотов не мог не знать о Канте, поскольку увлекался философией и другими науками, собрал в Кенигсберге обширную библиотеку, которую затем привёз в Россию. А вот противник Канта по университету - Вейман - напротив, в записках Болотова нашёл почётное место. Андрей Тимофеевич с увлечением слушал его лекции, укрепляясь еще сильнее в антипатиях к вольфианству, представителям которого были близки идеи разрыва с религиозным мировоззрением. Родоначальник вольфианства - Христиан Вольф в своих учениях рассматривал формы социальной организации, говоря о том, что, что все люди равны и свободны. Последователем Вольфа был и Кант.
Судя по всему именно Андрей Болотов, имевший большой вес в русской администрации Кенгигсберга, решил передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим вопросам, нежели Канту. Ведь именно Болотов в Кенигсберге увидел опасность идей немецкой философии и самого Канта, заключавшихся в отрицании Божьего откровения. Сам Андрей Тимофеевич сильно жалел о том, что в одно время поддался этим идеям.
Русская администрация оказалась очень дальновидной. К сожалению, возвращение Пруссии Петром III прусскому королю Фридриху прервало русскую политику в немецкой философии. Сложно сказать, что было бы, останься Кенигсберг русским в 18 веке. Возможно никогда бы в истории не появилось ни марксистских, ни нацистских идей, родившихся из трудов Канта и его последователей...
Эксклав.ру