Коронавирус перенёс центр русской веры в Киев

Aug 02, 2020 16:20

Что бьет по единству РПЦ и УПЦ?

Рекомендую прочитать небольшой анализ ситуации с изменой Православию в РПЦ и стоянием в вере части РПЦ -УПЦ МП на Украине. От себя добавлю, что провальная работа ОВЦС под руководством музыканта Илариона привела к тому, что на Украине больше не полагаются на московских болтунов и предателей, наследников Никодима Ротова и Сергия Страгородского, а предпочитают рассчитывать на свои силы. Закалившись в духовной борьбе с раскольниками, еретиками, а самое главное - прозападными украинскими властями, УПЦ МП укрепилась в вере настолько, что либерально-раболепская позиция Московской Патриархии, быстренько свернувшей хоругви веры и ставшей стерилизовать Священное Тело и Кровь Христа, осталась не только вне понимания на Украине, но и вне исполнения.

Для меня лично крайне интересен этот кульбит истории, поскольку в 17 веке на Московскую Русь именно с Украины просочилось западное богословие, ставшее впоследствии не только причиной революции, но и различного обновленчества. Именно священники с Украины быстро занимали кафедры, разгромленные царями из-за старообрядческого сопротивления, а гонимое русское священство бежало в Сибирь и на Дон.

Сейчас же, мы видим обратный процесс - именно на Украине, в условиях гонения, пока ещё мягкого, складывается центр русского православия.

Ну, и конечно, сегодняшний клубок проблем обнажил старый узел с Киевской митрополией, завязанный как раз в 17 веке.

Что же касается самой России, то борьба внутри РПЦ идёт, складываются центры сопротивления Патриарху, с ними уже идёт борьба, в том числе и со стороны государства. Они либо победят, либо проиграют...

***

ЧТО БЬЁТ ПО ЕДИНСТВУ РПЦ И УПЦ?
Почему события вокруг коронавируса еще больше отдалили Данилов монастырь и Киево-Печерскую лавру

Пасха 2020 года наверняка запомнится всем, при чем не только прихожанам, но и людям, от религии далеким. В этом году Светлое Христово Воскресение сопровождали страсти поистине библейские. Эпидемия коронавируса, которая захлестнула Украину и другие страны, зафиксировала, в том числе, и различие в подходах по реагированию на происходящее в рамках одной Церкви. Ниже пойдёт речь об УПЦ и РПЦ. Эпидемия показала, насколько различается взгляд на проблему со стороны этих двух структур.

11 апреля, в канун Вербного воскресенья, глава Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) дал интервью «Радио Свобода», из которого стало видно, что УПЦ и РПЦ по-разному оценивают вопрос соответствующих карантинных мер. Владыка прокомментировал принятое в тот же день решение РПЦ о закрытии храмов на Страстную седьмицу.

«Онлайн-трансляция - это не богослужение. У нас Бог - Бог живой, а не „Бог онлайн“. Поэтому никогда нельзя заменить Причастие или Исповедь онлайн-трансляцией. Это будет неправильно и нас люди не поймут», - сказал владыка, говоря о введенной в РПЦ практике «онлайн-служб»: трансляции богослужений в Интернете.

На вопрос журналистки, почему УПЦ не прислушалась к решению патриарха Кирилла о закрытии храмов и организации онлайн-трансляций, владыка дал однозначный ответ: «У нас есть Блаженнейший Митрополит Онуфрий, указаниями которого мы определяем все обстоятельства нашей жизни».

По поводу проведения служб в Страстную неделю, владыка Климент ответил: «В соответствии с тем что решил Священный Синод, у нас, как и во всех других конфессиях, будут проходить богослужения и в Вербное воскресенье, и во все остальные дни, но мы призываем всех людей придерживаться тех норм, которые определяются карантином».

Что же стало причиной такого ответа владыки на вопрос о решении патриарха?

Собеседник нашего издания, близкий к Киевской митрополии УПЦ, сообщил, что между церковными Киевом и Москвой разрастается масштаб непонимания друг друга, а эпидемия коронавируса лишь обостряет эту проблему.

«Решение патриаха о закрытии храмов из-за эпидемии было довольно болезненно воспринято и в Киеве, и вообще по Украине. Тут сыграла свою роль непоследовательность священноначалия. Сначала сказали, что храмы будут открыты, затем быстро все переиграли, словно это какой-то незначимый вопрос. Со стороны это выглядит как готовность по щелчку сверху сразу сдать все позиции. Никто не говорит, что нужны революция и противостояние власти. Но побороться за принятие адекватных по отношению к Церкви ведь можно было. Вон на нашего Блаженнейшего давил Офис Президента, с ним лично разговаривал и Зеленский. Но владыка при всем уважении к власти все же остался при своём мнении», - говорит собеседник.

По его словам, многие священники и верующие в Украине негативно восприняли решение патриархии об обтирании лжиц для причастия. Имеется в виду инструкция для настоятелей и игуменов московских приходов, в которой говорится следующее: «преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов».

Еще одним существенным минусом церковной Москвы, как уже было указано, в глазах УПЦ стала непоследовательность позиции патриархии. Действительно, если проследить все заявления руководства РПЦ с начала эпидемии, то видно, как изменилась ее позиция.

24 марта управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) направил российским епархиальным архиереям циркулярное письмо, в котором говорилось следующее: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие». Следует отметить, что в Москве, по сообщениям прессы, работает общественный транспорт, в том числе и метро, продуктовые магазины.

26 марта мэр Москвы Сергей Собянин призвал верующих не посещать храмы. В ответ на это в рабочей группе при патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях эпидемии коронавируса ответили заявлением: «Вместе с тем пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе».

Весьма резко в РПЦ ответили на попытку властей Санкт-Петербурга ввести запрет на посещение храмов. Правовое управление ответило, что «акты органов власти не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса Федерального закона».

Но уже 11 апреля в патриархии было решено закрыть московские храмы.

«Долгое время священноначалие в той же РПЦ постоянно говорило: приходите к нам в храмы, - сказал представитель УПЦ. - А теперь, что называется, и говорит: нет, не надо к нам идти, Евхаристия не столь важна. Особенно запомнилось обращение патриарха с призывом не ходить в храм, с попыткой оправдать этот шаг подвигом Марии Египетской. Многих смутила фраза о том, что можно спасаться вне храмов. Но либералы, кстати, этим словам обрадовались. Теперь с их стороны идёт атака - мол, сам ваш патриарх заявил, что храм не важен, а значит не важны богослужения, да и все, что в храме совершается, поэтому можно спокойно спасаться дома, с Богом в душе».

29 марта патриарх Кирилл призвал верующих не посещать службы в храмах, вспомнив жизнь Марии Египетской: «Давайте на себя возложим подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская не выходить из своей пустыни, а ведь ей тоже хотелось пить».

«Если бы патриарх просто сказал: „Давайте пока не будем ходить, так и так, эпидемия, это все временно“, это было бы лучше, чем пытаться подвести под это богословское обоснование. В Украине считают, что сейчас нет гонений, и нет необходимости поспешно отказываться от посещения служб. Пока храмы стоят, пока нас не убивают или расстреливают, как было в Советском Союзе, этого делать не стоит», - говорит собеседник.

Еще один фактор, вызывающий огорчение в среде УПЦ: отдельные действия РПЦ без согласования с УПЦ, которые в итоге вызывают обратный эффект от ожидаемого. Так случилось, например, с предложением российского омбудсмена Татьяны Москальковой направить гуманитарную помощь Киево-Печерской лавре. Об этом сообщила украинский омбудсмен Людмила Денисова. Однако в Украине такое предложение, продиктованное, видимо, самыми благими пожеланиями, вызвало негативную реакцию в СМИ, и так усугубив и без этого сложную ситуацию.

«Сейчас УПЦ находится под жесточайшим прессингом, и такие заявления только дают повод для антицерковных СМИ разжигать волну ненависти к Церкви. Ведь для широкой аудитории, зазомбированной пропагандой, это выглядит так - «мы тут из-за этих москальских попов заражаемся, сидим на карантине, лишающим нас денег, а им в Кремле ещё и демонстративно помогают», - сказал наш источник.

По его мнению, сейчас создаётся все больше и больше условий для постепенного «дрейфа» УПЦ от РПЦ. «Мы же сейчас, фактически, автокефальная церковь. Да, Блаженнейший митрополит Онуфрий участвует в заседаниях Синода, он контактирует со Святейшим патриархом Кириллом. Но этого явно недостаточно. Если ничего не изменится, то рано или поздно УПЦ станет фактически отдельной церковью».

Какой может быть выход из сложившейся ситуации?

«То, что сейчас происходит - это разные взгляды на происходящее. И не только по вопросу коронавируса. Поэтому нужна более плотная, системная и постоянная коммуникация, чтобы оставаться единым целым, чтобы лучше понимать друг друга. Необходимо, чтобы были не шапочные контакты, в стиле „сотрудник одного ОВЦС пообщался с сотрудником другого ОВЦС“. Важно взаимодействие соответствующих отделов: социального, информационного и всех прочих. Сейчас нужен разносторонний ежедневный контакт, чтобы работала вся система взаимодействия», - сказал собеседник издания.

Очевидно, что УПЦ сейчас находится в сложной ситуации. На фоне коронавируса усилился прессинг властей, регулярно выходят антицерковные сюжеты на телеканалах. Невзирая на внутренние проблемы и отсутствие общего признания, в «Православной Церкви Украины» продолжают пользоваться содействием властей, и в данном давлении на УПЦ им помогают греко-католики. В свете этого отсутствие глубокой и всесторонней коммуникации и координации действий между УПЦ и РПЦ может сыграть, да и играет, на руку врагам Церкви.

Андрей Князев

митрополит Онуфрий, гонение на православие, электронный концлагерь, Андрей Князев, Украина, Русская Православная Церковь, священноначалие, стояние за веру, митрополит Киевский и всея Украины, эпидемия, гонение Православия, гонение на христианство, заболевания, РПЦ, закрытие храмов, беззаконие, самоизоляция, гонения на веру, вирус, УПЦ, проповедь, Украинская Православная Церковь, Россия, гонения на Церковь, эпидемия страха, власть, коронавирус

Previous post Next post
Up