Сразу после Божественной литургии российская делегация отправилась к мысу Пунда, чтобы посетить русское кладбище, на котором нашли свой последний приют те, кто покинул Россию вместе с казаками генарала П.Н. Врангеля в 1920-1921гг.
По дороге сделал несколько фотографий пейзажей, проплывавших за окном.
Погода была пасмурная, дул пронизывающий ветер и было достаточно прохладно.
От Мирины (столицы острова) до мыса Пунда дорога занимает где-то 40 минут.
Постепенно достаточно живописные пейзажи стали сменяться видами на безжизненную и каменистую землю.
По мере приближения к месту назначения в голову приходили мысли об ужасных услрвиях, в которых оказались те, кто решил довериться англичанам и предпринял путь на чужбину - место для лагеря было выбрано в безлюдной части острова, где кроме травы практически ничего не растет.
Женщины и дети оказались в феврале-марте 1920 года в этом пустынном месте один на один с суровым армейским бытом военно-полевого лагеря. Англичане "помогли", предоставив палатки, но не оборудовав их полами. Дерево же для полов в этой каменной пустыне беженцам было взять негде.
Первыми стали умирать маленькие дети и больные - наиболее слабая часть эвакуированных.
Их отцы и мужья еще продожали сражаться с красными в Крыму, но многие уже никогда не увидят своих родных и близких - беженцев разбросало от Константинополя и Галлиполи до греческих островов и Кипра.
Русская знать устроилась в эмиграции "замечательно"! Вот вам только один пример: на кладбище на мысе Пунда в апреле-мае 1920 года полковник кавалергардского полка барон Розен Константин Николаевич и его супруга Нина Николаевна похоронили всех своих трех детей. Сначала двух сыновей Кирилла и Андрея (11 и 10 лет), а затем и 7-летнюю дочку Марию, которые умерли от воспаления легких. Англичане подпустили бессчастных родителей к умирающей дочери только после того, как скончались их сыновья.
На кладбище в составе российской делегации приехали князь Александр Александрович Трубецкой, генеральный консул Российской Федерации в Салониках Алексей Анатольевич Попов, митрополит Симферопольский и Невинномысский Кирилл, а также представители российских общественных, научных, культурных и экономических кругов.
Владыка отслужил литию по похоронным здесь почти четырем сотням российским соотечественников, имена которых установлены благодаря усилиям генерал-лейтенанта Леонида Петровича Решетникова и его единомышленников.
После литии прозвучали слова благодарности всем, кто вдали от российских берегов возрождает память о похороненных на чужбине и восстанавливает их могилы.
Затем представители России и Греции возложили венки к памятнику, установленному на кладбище.
Вот уже 11 лет энтузиасты из России и Русского зарубежья во главе с Леонидом Петровичем Решетниковым восстанавливают забытое русское кладбище и память о русских людях, похоронненных здесь.