Протестные настроения в этом году не впервые гремят на всю Россию. В Ингушетии люди выступали против изменения территориальных границ республики. В Якутии народный скандал вспыхнул из-за изнасилования мигрантом местной жительницы и в целом из-за региональной миграционной политики. Наконец, в Архангельске люди протестовали против строительства мусорного полигона в Шиесе, куда должен был свозиться мусор из Московской области. Теперь «вспыхнул» Екатеринбург, где с 13 мая проходят массовые протесты против строительства православного храма на месте сквера в центре города. В конфликт местных жителей и властей вовлечены казаки, бойцы академии бокса, перцовые баллончики, ОМОН с дубинками и новый забор. О причинах конфликта - в программе «Специальный репортаж» на радио «Русский край».
С понедельника, 13 мая, в Екатеринбурге проходят протесты жителей города против строительства храма Святой Екатерины. Храм планируется построить в сквере у Октябрьской площади и улицы Бориса Ельцина. По разным оценкам в протесты вовлечено до 3 тысяч человек. Правоохранительными органами задержано от 33 до 68 человек. В число задержанных попали председатель свердловской «Открытой России» Владислав Постников и Алексей Мезяев - исполняющий обязанности координатора челябинского штаба Навального, пишет Znak. Как сообщал в телеграм-канале правозащитник Никита Томилов, в отношении задержанных составлены административные протоколы по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания»).
Территорию сквера на Октябрьской площади Екатеринбурга, на месте которого запланировано строительство храма святой Екатерины, в ночь на 13 мая огородили забором. Появившийся забор стал поводом для столкновений протестующих против строительства храма с сотрудниками ЧОПа, людьми спортивного телосложения и силовиками. По оценкам разных СМИ, на акцию протеста 13 мая вышло порядка 2 000 человек. В результате жители города, среди которых большинство составляют молодые люди, силой разобрали забор. По данным издания «Ura.ru» протестующим удалось установить в сквере несколько палаток, в которых они решили продолжить акцию протеста ночью. Позже ограждение было восстановлено сотрудниками, охранявшими сквер. «Вечером неизвестные применили против них слезоточивый газ из газовых баллончиков», - сообщает портал «Бизнес-инфо».
14 мая губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пригласил сторонников сохранения сквера и сторонников строительства храма на переговоры. Но они не принесли результата. Кстати, о своем видении проблемы Кувайшев написал в Instagram, назвав ситуацию «сложной», но отметив, что можно понять и верующих, и противников строительства храма на месте сквера. В этот день ближе к ночи протесты переросли в столкновения, периодически использовались дымовые шашки, раздавались взрывы петард. Во время протестов жители города скандировали: «Это наш город» и «Кто не скачет - тот за храм». Пришедшие на акцию протестующие приклеили скотчем к растущим в сквере березам листы бумаги с надписями: «Руки прочь от сквера!» и «Храм раздора». Также протестующие вешают плакаты и на сам забор, но полицейские их срывают, пишет Znak.com.
По оценкам сотрудников полиции и Росгвардии протесты продолжаются до сих пор, но точной информации о том, сколько людей сейчас там находится, не сообщается. Согласно сообщениям телеграм-канала “Коренной екатерибуржец”, количество протестующих к 15 мая увеличилось до 3 тыс человек, телеграм-канал “ЕКБ1” сообщал о почти 5 тыс.
По оценкам экспертов причина протестов заключается в уплотнительной застройке города, которая проводится властями в последние десятилетия. В городе последовательно застраиваются парки и скверы, являющиеся рекреационными зонами для жителей, что существенно ухудшает качество жизни горожан. Вопрос о восстановлении на месте нынешней площади Труда Екатерининского собора - главного храма Екатеринбурга, уничтоженного советской властью, поднимается уже давно. По сути именно с него и началось строительство города в 1723 году. Когда еще не прозвучал удар первого молота на Екатеринбургском железоделательном заводе, священник тобольского полка Иван Ефимов заложил будущий храм святой Екатерины. Это была традиция - начинать строительство города с храма. В 1930 году храм был взорван большевиками. Инициатором уничтожения главных церквей города стала революционерка со стажем Анна Бычкова - «воспитанница» жены Якова Свердлова и Клавдии Новгородцевой и тогдашняя глава горсовета. А поводом стало некое заявление 37 тыс. трудящихся, а также заявление тогдашних властей, что храм мешал прокладке «канализации, водопровода и трамвайных линий». На месте храма появился фонтан «Каменный цветок», вокруг был разбит сквер, и нынешнее поколение екатеринбуржцев выросло не с храмом, а со сквером и фонтаном.
Обсуждать идею восстановления храма начали в 2010 году, чтобы 300-летие (его город отметит в 2023 году) встретить с возрожденным храмом. Восстанавливать храм решили на том месте, где он существовал до прихода большевиков к власти. Но благая идея напоролась на раздражение жителей градостроительной политикой. Множество горожан выступило категорически против уничтожения площади. Власти уступили, храм решили не восстанавливать на прежнем месте. Тогда место предполагаемого строительства перенесли на насыпной остров Городского пруда. А за восстановление взялись совладелец Русской медной компании Игорь Алтушкин и гендиректор, совладелец Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. Оба миллиардера из списка Forbes - спонсоры строительства.
Однако и это место не стало компромиссом между властями и местными жителями. Жители опять стали протестовать. Власти снова пошли на уступки. Но от идеи восстановления храма не отказались. Третьим по счету местом был выбран сквер у Театра драмы. Землю выставили на торги, переведя её в категорию «под религиозное назначение». Право аренды купило ООО «Храм Святой Екатерины» за 3,5 млн рублей в год. В апреле областные власти выдали разрешение на строительство. Но жители Екатеринбурга, не оценив стараний чиновников, отправились в суд с намерением оспорить законность возведения объекта. Суд они проиграли и теперь ставят палатки.
Поскольку инициатором строительства храма стали олигархи и чиновники, то Русская Православная Церковь оказалась замешана в противостоянии жителей с градостроительным произволом. В протест в Екатеринбурге быстро включилась оппозиция. По мнению депутата Госдумы Виталия Милонова, скандал вокруг строительства храма в Екатеринбурге подогревается искусственно. Делается это путём обкатывания грязных политических технологий, за которыми стоят вполне определенные силы.
Виталий Милонов: «Большинство людей просто оболванили и одурманили. Те, кто пытается это сделать, это, конечно, хитрые гады и крысёныши. Я уверен, что авторы этого протеста (этой кампании), они находятся не в Екатеринбурге, а где-нибудь в другом месте. Это всем хорошо понятно. Своими коготочками где-нибудь в кофешопе московском царапают новые посты. И здесь местные власти должны понимать, что надо вести диалог, надо разговаривать с людьми».
Между тем, на совещании, связанном с протестами защитников сквера у Театра драмы, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поставил перед Фондом святой Екатерины задачу взять повышенные обязательства по озеленению города.
«Сегодня у Екатеринбурга действительно серьезные планы по строительству парков и скверов, в том числе в рамках программы к 300-летию города. Конечно же, надо внимательным образом над этим работать. Тем более сегодня в свете происходящих событий видно, что у людей есть потребность в этом. Я имею в виду людей, которые вышли защищать озеленение города в связи со строительством собора Святой Екатерины. Я общался с ними, как вы знаете. У них есть запрос на тщательное восстановление зеленого покрытия. Мне кажется, что Фонд Святой Екатерины должен взять повышенные обязательства по озеленению города», - сказал губернатор.
Отсюда следует, что власть не хочет уступать. Чтобы показать хоть какие-то шаги на встречу народу, она решила снабдить округу будущего храма зелёными насаждениями.
«Церковь в этом конфликте играет роль разменной монеты», - высказал мнение журналисту радио «Русский край» клирик Кафедрального собора Христа Спасителя Калининграда, иерей Александр Пермяков.
Иерей Александр Пермяков: «Вспомним, что там есть американское посольство. К слову, одно из самых крупных у нас в России. Там [в Екатеринбурге - прим. ред.] очень серьёзная оппозиция. Наверное, это отрабатывается политическая технология. Это конфликт людей, которые не враги друг другу. Их просто в тёмную используют. Вот и всё. Делается, это для того, чтобы осуществить какой-то свои политический замысел».
Екатеринбург давно стал местом притяжения американских высокопоставленных дипломатов. Только за 2015 год посол США в России Джон Теффт дважды посещал Екатеринбург. А ведь именно он возглавлял посольство США в Грузии в 2005-2009 годы, и также был послом на Украине до 2013 года, до «Майдана». В 2016 Екатеринбург посетила заместитель посла США в России Линн Трейси. Да и само консульство США в Екатеринбурге ведёт постоянное общение с представителями местных элит.
Бывший заместитель председателя правительства Калининградской области Сергей Карнаухов считает, что накал страстей в Екатеринбурге «вызван внутриполитическими ошибками управления», а также проблемами градостроительной политики.
Сергей Карнаухов: «Это тот редкий случай, когда можно делать очень много выводов и общественно-политических, внутреннеполитических и религиозных. Но первое - это трагедия поколения. У нас выросло очень много людей, которые интеллектуально не способны понять проблему и поэтому они легко поднимаются на протестные акции. Второй вопрос - это внутриполитические ошибки управления. И сейчас начали просачиваться массы документов, которые говорят о том, что строительство храма якобы связано с решением по застройке других объектов... Вообще-то храм строится обычно как жертва. И никакого участия государство там не принимает. Когда храм строится на народные деньги - это одно. А здесь появляются материалы о комплексном решении, чтобы строить какой-то район».
Накануне новосибирский общественный деятель, градозащитник Александр Лунин, изучив документы, доступные в Сети, написал в Facebook, что храм - это лишь часть перестройки, которой подвергнется не только сквер на Октябрьской площади, но и ее окрестности. Тот же застройщик построит еще и многофункциональный жилой комплекс с фитнес-центром и иными помещения коммерческого назначения.
Подобную же информацию о том, что храм является прикрытием для дальнейшей уплотнительной застройки, что фактически подставляет под удар общественности РПЦ, разместил на своей странице в социальной сети и скандально известный протодиакон Андрей Кураев.
Ситуация дошла до администрации Президента. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 16 мая заявил о «большом объеме ложных слухов» по этой ситуации. Так, Песков со ссылкой на представителя компании-застройщика территории заявил, что не отвечает действительности информация о том, что храм будет лишь составной частью большого плана застройки (с другими зданиями). По словам Пескова, которого цитирует ТАСС, «нужно четко знать», что речь идет о благоустройстве парковой зоны, и сам парк продолжит работать.
16 мая на ситуацию отреагировал Президент России Владимир Путин. Выступая на медиаформе ОНФ, рассуждая о протестах в Екатеринбурге, он заявил, что «нужно не перетягивать канаты, а сесть и договориться».
Владимир Путин: «Как правило, люди просят, чтобы храм построили, а здесь кто-то возражает. Но все имеют право своё собственное мнение. И если речь идёт о жителях этого микрорайона, то нужно это мнение учесть. Я думаю, что храм должен объединять людей, а не разъединять. С обеих сторон нужны шаги, чтобы решить вопрос в интересах всех людей, которые там проживают. Есть простой способ - провести опрос. И меньшинство должно подчиниться большинству. Вот в этом и состоит принцип демократии. Но нужно учесть и мнение этого меньшинства. В данном случае что можно сделать? Деревья они там собираются рубить? Ну пусть тогда городские власти или инвесторы обеспечат, чтобы где-то рядом совсем был высажен другой лес».
Как сообщает «Интрфакс», после слов президента мэрия Екатеринбурга согласилась провести независимый опрос.
Кстати, интересно в этом плане решение похожего конфликта мэром Красноярска. Так, накануне Сергей Еремин не разрешил начать строительство храма на месте одного из городских скверов, сообщается на сайте администрации города. Общественные слушания о строительстве храма прошли в середине апреля. И на них большинство высказалось против строительства.
Тем не менее ситуация в Екатеринбурге показывает, что в России сложилась крайне напряженная обстановка. Многие эксперты и журналисты отмечают: столица Урала может стать точкой сборки российского «Майдана». На сайте «Эха Москвы» в одном из блогов заголовок так и гласит: «Екатеринбург. Начало революции». В Свердловской области с 2016 года наблюдается рост протестных настроений, который объясняется резким падением уровня жизни населения. О политической нестабильности говорит исследование Федерального института развития избирательной системы. Свердловская область - на третьей строчке с высоким потенциалом протестного голосования. Число сторонников "Единой России» здесь не превышает 25%. Вспыхнувшие протестные настроения раскачиваются по отработанной технологии «Евромайдана». Все то же самое: четкие инструкции для молодчиков и активное подбадривание в либеральных СМИ. Лидером стала Херст Шкулев Медиа (США) и её директор в Екатеринбурге Ринат Низамов. Американский портал "е1" Херста Шкулева ведет отдельный раздел: «Битва за сквер».
«На мой взгляд, Екатеринбург в ближайшие месяцы станет горячей протестной точкой на карте России... Это идейная война, которая вот-вот перерастет в вооруженный конфликт», - обещал Низамов 18 марта.
И Екатеринбург стал горячей протестной точкой. «Потушить» её «местными силами» теперь «не просто», раз потребовалось заявление руководства страны. В Екатеринбурге уже появились свои бандеровские «скануны». Накануне вечером, 15 мая, появилось видео скачущей молодежи, сканирующей: «кто не скачет - тот за храм» (в украинском варианте: «Кто не скачет - тот москаль»). Причем, в толпе протестующих могут оказаться и опытные провокаторы, пишет "Znak.com". При этом участники протеста получают инструкции о том, как надо собираться. Например, участникам группы рекомендовали взять с собой электрошокер и перцовый баллончик и применять их в случае необходимости для самообороны.
Строительство храма, разрушенного революционерами - вроде бы благородное дело. Но почему же тогда оно привело к вспышке протеста? Сегодня храмы возводят во многих регионах, строили их и в царской России, но руками православных общин, когда верующие всем миром собирали средства на строительство дома Божьего. В истории со строительством собора в честь небесной покровительницы Екатеринбурга людей, видимо, беспокоит, что благородные инвесторы строят храм для того, чтобы открыть новые возможности захвата «лакомых кусков» земли в центре города. Всё это происходит на фоне повышения налогов, роста цен и показателей коррупции, а также отсутствия какой-либо внятной поддержки семьи и материнства. При этом Русская Православная Церковь молчит, не обличая процессы, которые возмущают и волнуют большинство людей. В глазах людей Церковь становится придатком государства и стремительно теряющих доверие населения чиновников.
Согласно проведённым недавно закрытым исследованиям Кремля, главы Севастополя, Архангельской области, Коми и Ингушетии не имеют необходимого доверия населения. По мнению источника РБК, знакомого с ситуацией, у этих регионов самый высокий запрос на смену губернатора. Отметим, в двух из этих регионов в этом году прошли масштабные митинги. Но поможет ли успокоить население смена руководства региона, ведь по сути это только оттяжка по времени?
Кстати, давайте вспомним, чем для православных является Екатеринбург? Это место, где свои мученические венцы получили Святые Царственные Страстотерпцы. Зверское убийство царской семьи Николая II было совершено в доме Ипатьева в Екатеринбурге в июле 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками. Тогда это злодеяние по сути означало начало гонений на Церковь. Теперь, спустя больше чем 100 лет, в Екатеринбурге против Церкви началось восстание, подобного которому в постсоветской России ещё не было. Примечательным является тот факт, что основная масса протестующих - это молодёжь. По мнению отца Александра Пермякова причина этого в том, что Церковь «потеряла» современную молодёжь.
Александр Пермяков: «Молодёжь, конечно, мы где-то потеряли, если говорить о Церкви. Второй момент, да, содержание нашей проповеди - это всегда актуально и интересно. Но мы, в отличие от протестантов, которые более активно проповедуют среди молодёжи, привыкли к проповеди через призму культуры. Мы сначала как бы вовлекаем в православную культуру, а потом уже внутри этой культуры делаем человека воцерковлённым. Мы очень сильно зависим от культуры, но сама культура православная теряет свои позиции».
Молодёжь - это будущее России. И когда эти люди придут к власти, какова вероятность того, что они не окажутся новыми большевиками?
В 2017 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил обеспокоенность ростом негативного отношения к Церкви у молодого поколения россиян. Он считает это следствием массированной антицерковной информационной кампании в интернете. 16 июня в ходе церковно-научной конференции в Москве, посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Церковь, патриарх заявил:
«Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети... Для того, чтобы возбудить негативные чувства к Церкви, "используется все то же, что использовалось в конце XIX - начале XX века и тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, проявления недостойной жизни».
В 2018 году Москве начал свою деятельность Совет по делам молодежи при патриархе - общественная организация, миссией которой, как гласит ее сайт, являются «популяризация и распространение среди молодежи традиционных ценностей: дружбы и взаимовыручки, чести и достоинства, семьи и любви, преданности отечеству, стремлению к знаниям и труду на благо России». С этого момента одно из важнейших направлений миссионерской деятельности Церкви замыкается на организацию, связанную непосредственно с патриархом. Но как показывают последние события, а также социологические опросы и статистика, молодёжь не идёт в храмы.
Конфликт в Екатеринбурге показал - молодёжь ушла в соцсети, в протест против власти и Церкви. Сейчас молодыми людьми успешно манипулируют политические технологи, использующие Интернет, созданный и управляемый США. Россия же находится в крайне нестабильном равновесии - рейтинг власти находится на критических отметках. Где бы ни вспыхнул следующий протест, всё более отчётливо видно, что там, где движущей силой становятся молодые люди, он быстро превращается в агрессивный бунт, последствия которого трудно представить. Но то, что именно российская молодёжь может стать основной движущей силой разрушения сегодняшнего хрупкого политического равновесия, события в Екатеринбурге отчётливо показали. Ведь одной из кричалок молодых людей, была: «Завтра - Путин, сегодня забор!»...
Радио «Русский край»
Программа «Специальный репортаж»