Кто спасёт наших офицеров из литовского плена?

Apr 09, 2019 20:37



«Сам погибай, а товарища выручай!» - этим заветом Петра I несколько дней назад мы завершили публикацию о нашем соотечественнике - Юрии Мель. Уже 5 лет русский офицер сидит в литовской тюрьме за преступление «против человечности», которое он не совершал. Однако вызволять его из заключения российские власти не торопятся. Мель не единственный российский офицер, оказавшийся в литовской тюрьме. О том, чем Россия могла бы помочь своим офицерам - в специальном репортаже радио «Русский край».

27 марта текущего года двое русских военнослужащих Юрий Мель и Геннадий Иванов были приговорены литовским судом к 7 и 4 годам соответственно за так называемые преступления «против человечности». Речь о событиях января 1991 года, которые произошли в Вильнюсе. Напомним, ещё весной 1990 года Литва первой из советских республик объявила о выходе из СССР. Руководство Советского Союза сочло это неконституционным. Сторонники независимости устроили уличные беспорядки. Москва отдала приказ ввести войска в мятежную республику. В этот момент в Вильнюсе кто-то стал стрелять по людям с крыш домов. Жертв, расстрелянных снайперами, было 14, их литовское правосудие записало на Министерство обороны СССР. В Литве утверждают, что они были убиты именно советскими военнослужащими. В итоге Юрий Мель и Геннадий Иванов будут отбывать реальный срок за преступления, которые они не совершали.

Однако литовскому правосудию этого мало. Ведомство требует признать виновными в «военных преступлениях и преступлениях против человечности» более 60-ти человек. Согласно литовскому уголовному кодексу, у таких преступлений нет срока давности, и они могут караться пожизненным лишением свободы. Среди обвиняемых оказались граждане России, Белоруссии и Украины, служившие в 1991 году в советской армии. К слову, некоторым литовский суд вынес приговор заочно. Сегодня поговорим о тех, кто по стечению обстоятельств оказался заложником действий Литвы по «наказанию» тех, кто в начале 1990-х пытался предотвратить государственный переворот.

Самый маленьких срок (4 года) по итогам литовского судилища получил начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии ВС СССР Геннадий Иванов. До момента ареста мужчина ни от кого не скрывался и, разумеется, преступником себя не считал. Жил в Вильнюсе, и до задержания даже представить себе не мог, как повернётся его судьба. Вердикт судьи Айноры Мацявичене Геннадий Иванов выслушал с невозмутимым видом. Абсурд ситуации в том, что маленький срок продиктован ролью Иванова: он просто стоял в армейской форме у Дома печати в те дни. В чем конкретно его преступление - не ясно. Но в Литве, наряду с другими нашими военнослужащими, оказавшимися в эпицентре событий у Вильнюсского телецентра, Иванова считают преступником.

Второй российский военнослужащий, который 27 марта очно выслушал приговор Вильнюсского окружного суда - Юрий Мель. В 1991 году 23-летний лейтенант Мель, как утверждало обвинение, находился в танке и «произвел три выстрела из башенного орудия» - правда, холостыми, никого не убив и не ранив. Тем не менее, этого было достаточно для того, чтобы предъявить бывшему офицеру обвинение. Калининградца арестовали в марте 2014 года, когда он отправился в соседнюю страну за лекарствами. С тех самых пор уже пять лет офицер находится в вильнюсской тюрьме «Лукишки».

Ещё один российский офицер, которого в России незаслуженно забыли - Константин Никулин. Он отбывает наказание в «Лукишках» уже 11 лет. И ждать ему нечего, так как ранее он получил пожизненный срок. Но он всё равно ждет, что Россия вспомнит про него, просто потому что иначе непонятно, зачем жить. Он не стоял у Вильнюсской телебашни в январе 1991-го, но «горя хлебнул» тоже немало. Биография Константина Никулина гораздо более путаная, чем у его «сослуживцев по несчастью», потому что он и фамилию менял, и гражданство, и вообще был бойцом рижского ОМОНа… Дело в том, что в начале 1990-х далеко не все хотели развала страны. Многие жителей союзных республик выходили на митинги за независимость, а другие - за сохранение СССР. Бойцы ОМОНа, связанные присягой, защищали родину, как умели, несмотря на то, что из Кремля приходили прямо противоположные приказы. К слову, то время журналисты «Комсмольской правды» сравнивают с «махновщиной»: параллельно существовало сразу несколько структур власти. Отрядам милиции особого назначения (ОМОН) противостояли люди из национальных псевдо-армий, и все они вроде бы действовали по закону. Последние «метили» территорию и устанавливали на дорогах таможенные посты. Первые безжалостно их сносили, давая понять, что страна до сих пор одна - СССР.

Так, июльской ночью 1991 года был расстрелян литовский таможенный пост вблизи деревни Мядининкай. 7 человек убиты, один ранен. Вину без лишних раздумий свалили на вильнюсских и рижских омоновцев - в Москву аккурат в тот день прилетел с официальным визитом американский президент Джордж Буш, всё идеально укладывалось в картину мира: вот вам гордые прибалтийские борцы за свободу, а вот - конкретные деяния «страны-оккупанта». Можно сказать, что Мядининкай Бушу преподнесли на блюдечке с голубой каёмочкой.

Советский Союз развалился, а уголовные дела по «Вильнюсскому телецентру» и «Мядининкай» были отданы на откуп литовской прокуратуре. Собственно, из этих самых дел литовская сторона и «надергала» имена всех тех, кого объявила «преступниками». И, составив список из десятков человек, начала отлавливать бывших советских офицеров не только в России, но и по всей Европе.

При этом любые попытки высказать иную трактовку событий, альтернативную официальной, воспринимаются литовскими властями как угроза независимости. Так, несколькими годами ранее судебному преследованию был подвергнут оппозиционный литовский политик Альгирдас Палецкис, публично заявивший, что 13 января 1991 года «свои стреляли в своих».

А ещё ранее, в 1999 году, были приговорены к продолжительным срокам тюремного заключения похищенные литовскими спецслужбами с территории Белоруссии Миколас Бурокявичюс, Юозас Ермалавичюс и ряд других литовских советских деятелей, выступавших против развала единой страны. Получается, чтобы попасть в число обвиняемых, достаточно было быть членом КПСС и занимать высокие посты. А еще искренне не хотеть развала СССР. Существуют, впрочем, исключения из правил - это касается Президента СССР Михаила Горбачева. Упоминание о его роли в литовских событиях в уголовном деле отсутствует.

Журналисты радио «Русский край» провели опрос у представителей власти разного уровня и общественных деятелей: «Как можно помочь нашим соотечественникам, находящимся сейчас в литовском заключении?».

По мнению председателя Калининградской областной Думы Марины Оргеевой, России необходимо продолжать переговоры с Литвой на уровне МИДа.

Марина Оргеева: «Там же Министерство иностранных дел занимается, в рамках международного сотрудничества меры принимает. Тут помогут только переговоры на уровне МИДов. Мы же понимаем с вами, что принятое Литвой решение на наш взгляд совершенно не может быть таким. Здесь надо продолжать все переговоры. И обжалование этого решения суда, там же тоже есть процедуры - Верховный, наверное, суд, Европейский суд».

Депутат облдумы Андрей Колесник считает, что вопросом вызволения наших соотечественников в России занимаются. В частности, что касается тюремного срока Юрия Мель, то его, по словам Андрея Колесника, бывший военнослужащий намерен оспаривать.

Андрей Колесник: «Оказывается определённое давление на Литву, довольно серьёзное. Там же почти на 10 лет меньше дали срок, но это ещё не окончательная история. Ещё и апелляция будет. Не всё так просто. Изначально срок [Юрию Мель - прим. ред.] планировался пожизненный, потом 16 лет... Дали 7 лет. Другой вопрос, что глумятся над больным человеком, он страдает диабетом. Раз Евросоюз, который кичится своим милосердием и постулатом демократии... Но их нет. Осудили человека за события в 1991 году по законам, которые вышли в свет в 2011 году. Юриспруденция, собственно, уже в ЕС не соблюдается. То есть там совершенно спокойно можно, если вдруг что случится, из ЕС можно граждан осуждать... А нацистские преступники там шагают, и их чествуют. Ну, всё нормально, нацизм шагает по Европе. Пусть и от нас не ждут ничего хорошего! Вот говорят, мол, хотят дружить народами... Да, у России есть два союзника - армия и флот. Мы хотим дружить, но и взаимно получать эту дружбу, а не вот такие вещи».

Между тем, по мнению депутата Государственной думы Александра Пятикопа, если бы, к примеру, Литва арестовала и осудила гражданина США, то скандал прогремел бы на весь мир.

Александр Пятикоп: «Я знаю, что идёт работа по линии МИДа и общественных организаций. И делается на территории Литвы в частности. Понятно, что приговор несправедлив, люди в погонах выполняли приказ. Я посмотрел бы, что было бы, если бы не выполнил приказ солдат НАТО».

Корреспондент: «Если бы солдата НАТО арестовали в Литве. Как бы поступили США?»

Александр Пятикоп: «США раздули бы скандал на весь мир. Но нельзя рассматривать эту ситуацию с позиции США. Есть разные позиции. Не секрет, что во время событий у Вильнюсского телецентра были и снайперы-провокаторы. Есть данные, что они были со стороны спецслужб Запада. И ещё не понятно, кто куда стрелял. Вот посмотрите, как разворачивается ситуация в Венесуэле. США стразу предупреждают: попробуйте арестуйте Гуайдо - мы будем вмешиваться. Потому, что там и наши военнослужащие и венесуэльские. Ну все мы понимаем, что это ядерные державы».

Евгений Мишин - депутат областной Думы предлагает всё же дождаться каких-то действий от МИДа.

Евгений Мишин: «Я думаю, этот вопрос должен быть вынесен и включён в повестку Министерства иностранных дел... Сейчас рассматривается он в основном в пределах нашего региона. Но в МИДе федерального значения должны этот вопрос со своего уровня как-то «провентилировать» и вынести какие-то нужные для нас решения. Но, вы знаете, здесь достаточно спорный вопрос. Мы понимаем, что в условиях нашей геополитической ситуации это сделано для того, чтобы оказать некое политическое давление в том числе и на Россию. Здесь очень тяжело сравнивать, я думаю, что с гражданином США такое случиться не могло. Это выходит за рамки понимания. У них с Литвой одна ветвь власти, где они видят разногласия лишь с Россией. Вот так [арестом -прим. ред.] они реализуют свои разногласия. Таким массовым показательным выступлением. Против одного человека. То есть всему миру они показали сейчас, что вот конкретный человек - россиянин и мы сейчас будем его судить. Но я уверен, что если посадить за стол переговоров коллег из Литвы и спросить у них, за что судят наших граждан, половина их них не объяснит почву всех судебных разбирательств».

В свою очередь Калининградский политолог Александр Носович в беседе с журналистом радио «Русский край» указал, что ситуацию с нашими соотечественниками нужно выносить в общественную плоскость за рубеж.

Александр Носович: «Здесь необходимо идти в международные суды и отстаивать стопроцентную невиновность в международных организациях. В объективном суде эти дела рассыпаются моментально. Их детали противоречат основам юриспруденции, основным постулатам теории права. Поэтому, к примеру, Юрий Мель может смело обращаться в Европейский суд по правам человека. Россия от его имени может это сделать. И это судебное разбирательство должно мощно подкрепляться общественной кампанией на международном уровне. Задача которой донести информацию до западных союзников Литвы, которые абсолютно об этой истории ничего не знают и уверены, что Литва - это современная демократическая страна, которая отвечает основным стандартам Запада по соблюдению прав человека. Один рассказ о Юрии Мель всю эту мифологию рушит моментально. И у Литвы, чтобы как-то спасти свою международную репутацию не останется иных средств, чтобы просто досрочно освободить этих граждан. Поэтому такие международные площадки как ООН, Совет Европы, ОБСЕ, в которые Россия платит членские взносы, она должна их как-то вернуть, чтобы деньги налогоплательщиков шли на доброе дела, а не расходовались просто так».

По мнению депутата облдумы Александра Мусевича, России необходимо подумать над возможными вариантами обмена наших граждан.

Александр Мусевич: «В самом деле это какое-то юридическое бессилие, когда соседнее государство держит наших граждан по совершенно неприемлемым решениям судов, в нашем убеждении. И мы ничего не можем. Образно говоря - кулаком по столу ударить. Я не так давно был в Вильнюсе и с нашим послом разговаривал, ещё до суда. У него было какое-то такое предчувствие, что выручим. Я вижу, что они всё, что могут - делают. Вот в самом деле, хоть войну против них начинай... На мой взгляд, надо найти какой-то вариант обмена. Людей надо оттуда вытаскивать».

Напомним, ранее в МИДе России приговор Литвы назвали недружественным и провокационным. Журналисты радио «Русский край» спросили у представителя МИД России в Калининграде Павла Мамонтова, предпринимают ли в ведомстве сейчас какие-то конкретные меры для помощи нашим соотечественникам.

Павел Мамонтов: «МИД России вообще взял под сомнения действия прокуратуры Литвы, поэтому судьи, которые судили Юрия Мель и других, они сами подвергнутся уголовному преследованию на территории РФ. Вот это главная мера. Есть фамилии тех людей, которые вели дело Юрия Мель на территории Литовской республики».

Напомним, ранее российская Госдума приняла заявление в связи с последними процессом в Литве, назвав его «политически мотивированным судилищем», «карательным правосудием» и попыткой фальсификации истории. А Следственный комитет РФ ещё прошлым летом возбудил уголовное дело о «незаконном преследовании в Литве участников январских событий 1991 года». По оценке российской стороны, действия сотрудников литовской прокуратуры и суда носят заведомо незаконный характер, так как вышеуказанные события в Вильнюсе имели место в период вхождения Литвы в состав СССР, и войсковые подразделения выполняли свой служебный долг, действуя в соответствии с законодательством СССР. В настоящее время Следственный комитет России начал проверку в отношении судей литовского суда, вынесших по мнению ведомства неправосудный приговор...

Между тем, пока российские чиновники решают, кто из ведомств должен «разобраться» в ситуации, наши соотечественники остаются беззащитными фигурами в большой политической игре, которую Литва готовит против России. Совершенно очевидно, что дело приняло политический оборот. Очными и заочными приговорами Литва стремится решить вопрос правового подтверждения «фактов» совершения советской армией военных преступлений на территории «независимой» Литовской республики в январе 1991 года. Глобальная цель Литвы во всём этом дешёвом спектакле - взыскать с России контрибуцию за события 1991 года и показать другим странам, что РФ является правопреемником «преступного государства СССР».

Защита Родины начинается с защиты прав каждого её гражданина. Есть государственные органы России, которые обязаны предпринимать действенные меры для вызволения наших граждан. В ситуации, когда Литва попирает международное право, действенным способом мог бы стать арест граждан Литвы на территории РФ и последующий их обмен на наших офицеров. Но, к сожалению, с каждым годом вопрос «кто вызволит наших граждан из литовского плена?» приобретает всё больше риторический оборот...

Радио «Русский край»
Программа «Специальный репортаж»
Елизавета Филиппова


Литва, Юрий Мель, безразличие, заключение, Калининградская область, предательство, Эксклав.ру, Россия, приговор

Previous post Next post
Up