Очередной скандал возник в культурной сфере Калининградской области. Муниципальный музей вдруг отказал заезжей московской труппе крутить на своей площадке пьесу, очерняющую память о ветеранах Великой Отечественной, но русофобское действо в Калининграде все же состоялось на частной площадке. При поддержке горстки единомышленников из Калининграда спектакль планируют отыгрывать и дальше. Какую опасность несёт в себе такое искусство и почему против него категорично настроена патриотическая общественность - разбирались корреспонденты радио “Русский край”.
В начале этой недели стало известно, что директор муниципального калининградского музея «Фридландские ворота» Андрей Ярцев «вдруг» неожиданно перед самой премьерой отказался принимать постановку “Кантрград” московской труппы “Театр.doc”, несмотря на подписанный за два месяца договор. При этом Ярцева по его предыдущей деятельности никак нельзя отнести к представителям патриотической общественности, борющимся с германизацией в регионе. Постановка, несмотря на анонсы в СМИ, могла бы остаться незамеченной. Но «вдруг» на ровном месте возник скандал, а местные СМИ стали чуть ли не биться в истерике от ущемления свободы творчества. Затем начался откровенный гевалт и в соцсетях.
Большинство мнений относительно отмены спектакля во «Фридландских воротах» не проходят цензуру - это сплошной мат и оскорбления в адрес оппонентов, которые, кстати, в спор даже не вступали. Но надо сказать, что не гнушались оскорблениями и матерщиной люди, определяющие себя представителями калининградской интеллигенции, или либеральной тусовки, как их называют патриоты. “Фридландские ворота (музей, не сооружение) - вы дно, ссыкло и тряпка”, пишет местный краевед Александр Казённов, а затем размещает нецензурную брань. Но под этой публикацией начинается обсуждение, в котором участвуют журналисты калининградских СМИ, сотрудники администрации Калининграда, архитекторы и бывшие депутаты Калининградской областной Думы. Их возмущает данная ситуация гонения на свободу творчества и самовыражения. Подобные комментарии и под публикацией одного из калининградских сайтов в соцсети Фейсбук: за родной город стало стыдно ведущему специалисту научного сектора Российского военно-исторического общества, созданного по указу Владимира Путина, калининградцу Константину Пахалюку, при этом пресс-секретарь муниципальной “Теплосети” Кирилл Зуб сразу находит тех, по чьей вине может быть отменён спектакль и сразу переходит на оскорбления: «Отличная работа кудрявого выродка и его крымского дружбана» - имеется ввиду журналист Андрей Выползов, известный своими патриотическими взглядами, и Николай Долгачёв, ныне возглавляющий ГТРК «Таврида» в Крыму. Но позднее многие эти комментарии будут удалены. Люди, которые интегрированы во власть, естественно, не хотят, чтобы их антироссийские взгляды стали известны широкой общественности.
Но вброс дискуссии в общественное пространство сделан. И сделан умело. Начинаются разговоры о том, что какие-то люди то ли позвонили, то ли пришли к Ярцеву и попросили его отменить спектакль. Здесь явно намёк на сотрудников ФСБ. Нечто подобное калининградцы могли наблюдать в ноябре прошлого года, когда во время голосования за имя для аэропорта Храброво неизвестные облили розовой краской памятник Канту и разбросали листовки, призванные указать организаторов акта вандализма среди православных патриотов. К скандалу тут же подключились федеральные СМИ. Аккурат до той провокации Кант стал терять голоса и уступил первое место русской императрице Елизавете, которая при жизни не дала ему кафедру. В итоге, несмотря на раскрутку скандала и выход его на международный уровень, Кант проиграл. Подобная же технология раскрутки антироссийской художественной провокации была сделана режиссёром Алексеем Учителем с кощунственным фильмом “Матильда. Кстати, скандал ему не помог - фильм провалился в прокате и не собрал потраченных на него средств. Но в случае со спектаклем “Кантград” скандал сделал своё дело - он стал рекламной акцией и лишний раз пропиарил малоизвестную постановку. Никто помидорами артистов забрасывать не стал, как это было в 2008 году на похожем спектакле Д-Театра, но если до скандала о приезде “Театра.doc” знала лишь малочисленная горстка людей, то после него это число выросло на порядок.
Читать дальше