В Калининградской области изменился закон о получении земельных участков многодетными семьями. С 1 января 2019 года, чтобы получить землю, семьям с тремя и более детьми нужно доказать, что они нуждаются в улучшении жилищных условий. Таким образом, озвученная еще президентом Дмитрием Медведевым инициатива претерпела существенное изменение. В том, почему и как это произошло, разбирались корреспонденты радио «Русский край».
Речь идёт об изменениях в законе «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», которые Правительство региона внесло в Калининградскую Облдуму ещё в середине ноября 2018 года. 21 ноября комитет по землепользованию их утвердил, а через неделю поправки поддержали народные избранники. Толчком для введения поправок послужило предложение с 2019 года заменять при желании земельный участок на сертификат номиналом в 300 тысяч рублей. Сертификат не так-то просто реализовать - эти деньги можно будет направить лишь на покупку жилья или выплату ипотеки. При этом семья, решившая получить денежную компенсацию, утратит право на получение участка в собственность бесплатно и будет сниматься с соответствующего учёта. Юридически выплата оформляется как выкуп права требования на земельный участок у муниципалитета, который и выделяет землю. По словам властей, это будет региональная замена предоставления участка муниципалитету. Чиновники считают, что законопроект позволит сократить очередь многодетных граждан на получение земельного участка и окажет реальное содействие в решении их жилищных проблем. При этом, как сообщают в правительстве области, региональной казне и налогоплательщикам такой весьма сомнительный подарочек для многодетных будет обходиться в 120 миллионов рублей в год. Многодетные семьи считают, что таким образом власти заставляют их попросту залезать в денежную кабалу. Фактически их вынуждают брать ипотеку, компенсируя 300 тысяч рублей вместо земельного участка. О том, что можно купить на 300 тысяч рублей и об адекватности данной замены, наша радиостанция уже сообщала.
Теперь же власти решили пойти дальше и сделать так, чтобы не все многодетные семьи могли получить землю или деньги. В новых поправках, которые вступили в силу с начала этого года, есть один тонкий, но важный момент. В статье 16.1 законодателями было решено указать, что не просто «дети до 18 лет имеют право на жильё», но только «состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет». Проще говоря, теперь претендовать на земельный участок имеют право только те семьи, у которых нет собственного жилья, кто официально уже стоит в очереди на его получение в своём муниципалитете, либо имеет статус малообеспеченных. Список документов, которые необходимо предоставить в МФЦ для получения признания в улучшении жилищных условий, можно посмотреть на официальном сайте администрации Калининграда. Там, наряду со стандартным пакетом в виде паспортов, свидетельств о рождении и так далее, необходимо ещё предоставлять теперь и данные о доходах семьи. Особенно этот «сюрприз» порадует (в кавычках) многодетные семьи из областного центра. Чтобы жителей города Калининграда и его домочадцев признали нуждающимися в улучшении жилищных условий, на одного человека должно приходиться не более 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Интересная картина получается: если семья, состоящая из пяти человек, имеет в собственности квартиру или дом площадью (задумайтесь!) чуть более 60 квадратных метров, (к примеру, даже 62), то право на бесплатную землю от государства она теряет. В каждом муниципалитете Калининградской области установлен свой норматив жилья для признания семьи, которая нуждается в улучшении - в городе Гусеве он составляет также 12 квадратов, а в Советске, к примеру, - 14 кв. м. Всё зависит от решения местных парламентариев.
Депутат Калининградской областной Думы Евгений Мишин считает неправильным, что многодетные семьи, которым полагается бесплатный земельный участок, должны теперь доказывать, что они малообеспеченные. Таким образом, полагает Мишин, «государство пытается урезать расходы бюджета за счёт многодетных семей».
Евгений Мишин: «Вот это, конечно, нужно регулировать законодательно. И если есть многодетная семья, то доказывать, что «да, семья - многодетная» и то, что «мы нуждаемся», мне кажется, это просто неправильно абсолютно. То есть, это фактически оптимизация опять же бюджетных средств. То есть, мы вот за счёт социально малообеспеченных семей пытаемся урезать расходы, бюджета, в том числе, на ту или иную выплату. Вообще в социальной программе достаточно много критериев, где люди вынуждены доказывать своё право на получение той или иной субсидии, льготы. То есть, это всё очень непросто. Почему-то, когда у нас происходит преобразование в законодательстве, исполнительная власть не всегда оценивает реально, можно ли будет реализовать тот или иной проект уже в действии».
Обидней всего тем, у кого в семье родился третий ребёнок в декабре прошлого года. Поправки в закон, как мы уже говорили, вступили в силу только с 1 января 2019-го. И по закону такая семья имеет все права встать на очередь для получения бесплатного земельного участка, даже если обеспечена жильём. Но изменения в законодательстве были приняты тихо и незаметно - ни на заседании комитета, ни в областной Думе обсуждений, как таковых, не было. Многие семьи, которым по закону вроде и полагается бесплатная земля, попросту ещё не слышали о них. В связи в этим, даже если семья в конце прошлого года приобрела статус многодетной, но не успела встать на очередь за землёй, она сейчас должна подтверждать, что нуждается в улучшении жилищных условий. То есть фактически, она может и не получить ни землю, ни «земельный сертификат».
Президент Калининградской региональной общественной организации «Ассоциация многодетных семей» Елена Урбан считает это нарушением прав человека.
Елена Урбан: «Во первых, об этом узнали случайно, так как об этом нигде не было сказано. А во вторых, у нас были обсуждения как раз накануне принятия закона о поправках получения земельного участка - этого сертификата в 300 тысяч. Были слушания в Общественной палате с представителями министерства социальной политики, где мы выступали против принятия этого сертификата. Также у нас было подготовлено обращение в Государственную думу и на главу города с подписями членов нашей организации. Но, к сожалению, эти письма были проигнорированы. После Нового года, это [поправки в законе] вообще узнали случайно узнали люди, которые стали многодетными, и пошли вставать на очередь. Сейчас вот им идут отказы, кто не признан малоимущим. Об этом нигде не было сказано. Я считаю, что это вообще какое-то прямое нарушение Конституции нашей и прав человека. Они что хотят, наша власть, то и делают. Получается, у нас на местном уровне поправляются указы, поправляются законы. Этим самым, нарушаются права».
Почему же не учли чиновники, что их нововведения идут вразрез с указом президента? Напомним, ещё в 2010 году Дмитрий Медведев, будучи президентом России, дабы улучшить демографическую ситуацию в стране и поддержать многодетные семьи, предложил выделять бесплатные земельные участки для строительства жилых домов или дач при рождении третьего и последующих детей. Льготы предусматривались абсолютно для всех многодетных семей. Никакой речи о том, что многодетные должны проходить унизительную процедуру признания себя малообеспеченными, не шло. Наоборот, с высоких трибун раздавались призывы сделать многодетные семьи примером для остальных россиян. Также Медведев выступил с инициативой выдавать многодетным сертификат на дополнительный материнский семейный капитал и вообще всячески поддерживать данную категорию граждан. При этом Дмитрий Медведев сразу заявил, что многодетные семьи могут свободно распоряжаться бесплатной землёй по своему усмотрению. Он ясно дал понять, что власти «не должны заниматься обременениями в отношении той земли, которую дали людям».
В итоге можно констатировать, что обещание Дмитрия Медведева окончательно приказало долго жить. Согласно поправкам, теперь государство считает, что квартирки для многодетной семьи вполне достаточно, а доплата в 300 тысяч рублей выглядит уже не только не смешно, но и унизительно. И чтобы получить её, многодетные должны ходить по кабинетам с протянутой рукой. На пример для остальных это совсем не тянет. Скорее на то, чтобы все видели, что многодетные - это нищие.
В нашем регионе закон о земельном участке многодетным вступил в силу в ноябре 2011 года. Чиновники на всех уровнях тут же признали, что важным моментом здесь является доступность: все участки должны были быть обеспечены необходимой инфраструктурой - светом, канализацией, водой. Сразу же от многодетных стали поступать заявления. Больше всего их было из областного центра. И тут же стало ясно, что именно в Калининграде будет возникать максимум проблем. В городской администрации не раз сетовали на то, что средств на необходимую инфраструктуру у них нет. А те участки, которые они могут представить, не приспособлены для проживания. На сегодняшний день ситуация с выделением земельных участков по-прежнему остаётся самой острой именно в областном центре. По состоянию на 1 октября 2018 года в Калининграде на учёте числилось около 4 тысяч семей. За прошедшие семь лет было выдано чуть более 400 участков - это около 10% за семь лет. При этом очередь продолжает расти. В других районах ситуация аналогична. По данным уполномоченного по правам человека в Калининградской области Владимира Никитина, в 2017 году многодетным дали 561 участок. Из них оснащены электросетями только 158, водой - 33, газом - 117, грунтовыми и асфальтированными дорогами - 283.
Елена Урбан в беседе с журналистом радиостанции «Русский край» рассказала, что общественная организация «Ассоциация многодетных семей» предлагала пути решения данной проблемы, однако власти попросту не хотят их слушать.
Елена Урбан: «В Общественной палате мы выступали с предложением отдать эти земли застройщикам, и те, в свою очередь, могли бы выделить часть квартир для многодетных семей. 120 миллионов, которые выделили сейчас на получение вот этих сертификатов, могли бы пустить также для освоения и прокладки вот этих же коммуникаций к земельным участкам. То есть, было несколько предложений от нас, но их никто не услышал. И, больше хочу сказать, и не хотели слышать».
Но вернёмся к поправкам. В пояснительной записке, как сообщает новостной портал «Новый Калининград», говорится, что они введены «в соответствии с перечнем Поручений Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева от 02.04.2016 по итогам социального Форума “Эффективная социальная политика: новые решения”. Необходимо в течение 3 лет (до 2018 года) устранить очередь многодетных семей на обеспечение земельными участками в собственность бесплатно». Также в записке отмечено, что «с учетом темпов рождаемости и предоставления земельных участков в Калининградской области до конца 2018 года очередь многодетных граждан на получение земельных участков сохранится». Вот и решили местные власти бороться с очередью, правда, весьма своеобразными методами - лишить многодетные семьи права встать в очередь для получения бесплатной земли.
Правда, не только в Калининградской области подобная грустная история. В 2014 году в земельный кодекс Госдума России внесла поправку, разрешающую регионам вводить критерий нуждаемости при постановке многодетных семей в очередь. То есть, правовое поле для появления сегодняшнего закона было заблаговременно создано 5 лет назад. Поэтому Калининградская область - далеко не первая, где начали урезать обещанные поначалу льготы. Так, в Нижегородской области власти ввели критерий нуждаемости для многодетных семей практически сразу после того, как это разрешила делать Госдума - в 2015 году. В Башкирии критерий нуждаемости был введён в 2017 году. Правда, есть и исключения. К примеру, в Ульяновской области с 2019 года правительство решило предоставлять земельные участки всем многодетным семьям без каких-либо исключений. Можно говорить, что различия в правилах демонстрируют позицию регионального руководства при распоряжении бюджетными средствами и землёй. Наш губернатор Антон Алиханов, видимо, придерживается позиции, что поддерживать надо не всех многодетных, а только тех, кто едва сводит концы с концами.
По мнению депутата Евгения Мишина, поправки в законе о многодетных семьях связны с несовершенством самого законодательства и нехваткой земель в России.
Евгений Мишин: «В первую очередь, это связано, наверное, с несовершенством самого законодательства и невозможностью предоставления этих участков. Во многих субъектах у нас сложилась ситуация, что семьи обращаются, а земли в наличии нет. То есть, фактически людям негде ни заниматься, ни держать какую-то скотину, для того чтобы прокормить себя в трудное время. И сейчас возникает такой вопрос, что область у нас, если мы говорим про наш субъект, не такая уж большая и земель, которыми мы располагаем, конечно же, не так уж и много. И эта ситуация повторяется во многих субъектах».
Региональные и муниципальные власти не только выдачу бесплатной земли многодетным решили обеспечивать за счёт своих же налогоплательщиков и местных ресурсов. Это касается и компенсации родительской платы за детский сад. Напомним, перед выборами президента России в 2006 году был утверждён Федеральный закон №207 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». Согласно закону, россияне имели право на денежную компенсацию части родительской платы за детский сад в размере 20% на первого ребёнка, 50% на второго и 70% на третьего и последующих детей. Выплаты производились из федерального бюджета. Однако уже с 2009-го федеральные власти переложили эту обязанность на региональные, у которых денег всегда значительно меньше. А те, в свою очередь, вынесли решение с 2017 возвращать часть родительской платы в детсадах только тем семьям, которые признаны малообеспеченными. К слову, рекомендуемый в 2010 году Дмитрием Медведевым сертификат на материнский семейный капитал для многодетных семей в размере 100 тысяч рублей также должны выдавать и обналичивать региональные власти из местного бюджета. На сегодняшний день лишь материнский капитал при рождении второго ребёнка, который выдаёт Пенсионный фонд, выплачивается из федеральных средств. Однако с той скоростью, с какой меняются в нашей стране законы и распределяются выплаты, можно ожидать, что и его в скором времени передадут в руки региональных властей.
Складывается такое впечатление, что народ России водят за нос, обещая с экрана телевизора одно, а на деле незаметно меняя законодательство так, что озвученные красивые инициативы исчезают, как вода на песке. В итоге телевизионная реальность отличается от реальности действительной, как Небо и Земля.
Специальный репортаж
на радио "Русский край"
Автор: Наталья Плеханова
Эксклав.ру