Вот он, герой многих русских анекдотов весёлый и жизнерадостный молодой поручик Русской Императорской армии Александр Алексеевич Ржевский.
Родился 26 марта 1781 года в городе Москве. Служил поручиком в Лейб-Гвардии Семёновском полку. Вот несколько историй из жизни поручика:
Юный поручик Ржевский только что поступил в полк. Полковник берет его с собой на бал к губернатору и говорит:
- Я вас представлю губернаторше. Пригласите её танцевать и скажите пару комплиментов. И вот поручик танцует с губернаторшей:
- Я в восхищении от вас, мадам! Вы потеете меньше, чем любая другая толстая женщина в вашем возрасте!
- Поручик, вы трус и подлец! Я вызываю Вас на дуэль!
- А я не приду!
- Почему?
- Потому что я трус и подлец!
Диалог:
- Поручик, вы играете на гитаре?
- Играю.
- А на рояле?
- Конечно, играю.
- А на барабане?
- И на барабане тоже.
- А на арфе, поручик?
- Нет, на арфе нет - карты сквозь струны проскальзывают…
Однажды поручик Ржевский на званом обеде взял вилку для устриц не той рукой.
- Фи, - сказала одна старая графиня.
С тех пор про поручика рассказывают разные гадости.
В русской армии офицеры частенько сочиняли про друзей и сослуживцев забавные истории и шутки. Иногда доходило до дуэлей. Но не с поручиком Ржевским. Он прощал шутки их автору, своему другу и однополчанину Николаю Никитичу Пещурову. Они вместе весело шли по жизни, верно служа России в Лейб-Гвардии Семёновском полку. Александр дослужился до полковника, Николай до штабс-капитана.
И умерли они оба в один день 14 (2) июня 1807 года. Очень достойно умерли.
В сражении под Фридландом (ныне город
Правдинск Калининградской области) геройски пали, прикрывая отход и переправу нашей армии.
Вот как это было:
Часть нашей армии перебралась на правый берег реки Алле (ныне - Лава), построилась напротив французского корпуса и, по сути, бездействовала, так так командующий Беннигсен в этот день мучился от болезни. После полудня к Фридланду подошла вся французская армия, превосходящая по численности нашу и с ходу обрушилась на наши войска, что были на левом берегу. Семёновский полк находился на левом фланге, а семёновцы отдыхали после форсированнаго ночнаго марша на своей позиции. Пещуров, вполне возможно, сочинял очередную шутку и подтрунивал над Ржевским. Вдруг, неожиданно открылась со стороны французов сильная канонада и в то же время показалась французская кавалерия. Семёновцы бросились разбирать свои ружья, стоявшие в козлах, строиться и готовиться к отражению атаки. Поднялась суматоха, издали показавшаяся паникой Денису Давыдову. Но это была не паника. Полк под выстрелами неприятеля стал выстраиваться, равняться и смело пошел в бой. В этот день ему выпала тяжёлая доля быть в арьергарде нашей армии, прикрывая её отход, который скомандовал выполнять под огнём неприятеля Беннигсен. Французы расстреливали семёновцев в упор. Несмотря на это полк огрызался штыковыми атаками, в которые вели солдат офицеры Ржевский и Пещуров. Истекая кровью, закрывая вместе с другими полками арьергарда собой армию, полк медленно отходил во Фридланд. Где-то в этих атаках, презрев смерть, погибли и друзья-весельчаки Александр Ржевский и Николай Пещуров. Они выполнили с честью свой долг и спасли армию.
Их могилы неизвестны. Я думаю, что жители Правдинска каждый день проходят где-то рядом с их останками по улице Кутузова.
Весёлый поручик, о котором знает вся Россия, не оставил потомства. А его жена-красавица Варвара Александровна Римская-Корсакова (Ржевская) не стала искать себе второго мужа. Она пережила Александра Алексеевича всего на 6 лет. Это печальная, но славная страница их любви.
Вечная память весёлым русским офицерам! Вечная память их верным жёнам! Будут ли увековечены весёлый поручик Ржевский и его друг Пещуров в Правдинске?