Click to view
Панченко Александр Аркадьевич, директор Багратионовского музея истории края, кандидат исторических наук и птенец гнезда Жидкова (Геннадий Павлович Жидков (11.05.1928-11.11.1993)):
- Да, я вот закончил Калининградский государственный университет в 1986 году. Мне кажется...
Ведущая:
- Я знаю, что как раз вы принимали участие, либо входили в состав Совета депутатов, который принимал нынешний герб Багратионовска, правильно я понимаю?
Панченко:
- Да.
Ведущая:
- Вот, расскажите.
Панченко:
- Я один из авторов современного герба, в тот момент в 2003 году я был председателем Багратионовского районного совета депутатов и история...
Ведущая:
- Вот этого герба, который мы сейчас можем видеть?
Панченко:
- Да, совершенно верно, и знаю о нём почти всё, почти всё - всё знать невозможно. Значит, первое, я хотел бы сделать маленький акцент: мы слишком углубились в оценки герба, объяснив его некоторую политическую, идеологическую принадлежность к городу. И даже уже стали говорить, что герб должен отражать именно российскую страницу в истории. Вы знаете, это слишком узко и это нас заведёт в тупик. Дело в том, что здесь нужно герб рассматривать гораздо шире, герб - это символ города, герб - это символ администрации и власти. Ведь гербовая революция в Калининградской области началась в 90-е годы, когда началась реализация 133 закона о местном самоуправлении, который полностью наделил самоуправляющиеся единицы муниципальных образований получением собственного символа. И вот тут-то из посыпанных нафталином хранилищ были достаты-достаны старые символы, которые пользовались на днях городов. Вот история герба города Багратионовска, точнее символа города Багратионовска, началась с 40-летия образования Багратионовского района. И тогда придумали сделать символику этого мероприятия через въездную стелу в Багратионовский район. Это большая стела, на которой написано "Багратионовский район" и украшают (её) колосья, сноп колосьев. Но эта стела приглянулась аистам и аисты на этой стеле свили гнездо, и вот эта интересная композиция - стела с гнездом, стала смволом Багратионовского района. Затем, когда немножко стали обращать внимание, что это не геральдика, далеко не геральдика, это логотип, это символ и не более, тогда эту композицию сузили и оставили на щите только одного аиста. И вот такая неофициальная символика Багратионовска с аистом существовала на днях города, на каких-то торжественных колоннах, на ярмарках народного творчества. Но вот когда в 90-е годы началась реализация закона 133-го о местном самоуправлении, багратионовский муниципалитет задумался о собственном символе, как символе муниципалитета, как символе власти. Мы обратились к истории. Мы взяли исторический герб, потому что по нашему мнению он достаточно хорош, и полностью отражает даже современное название города Багратионовска. Дело в том, что лев «рампан», стоящий на задних лапах, - это гербодержатель щита Петра Ивановича Багратиона. Пётр Иванович Багратион в конце XVIII века зарегистрировал свой герб и этот щит держат два гербодержателя - львы.
Ведущий:
- Спасибо!
Панченко:
- Подождите, я не закончил.
Ведущая:
- То есть не фон Плауэн, вы считаете?
Панченко:
- Вы знаете, даже немецкие специалисты по геральдике предполагают только, что это часть фамильного герба Ройсса фон Плауэна, а те три креста, которые почему-то назвали тевтонскими, кстати не нужно пользоваться терминологией "тевтонская геральдика", нет тевтонской геральдики, есть геральдика. Так вот, три креста, это - Божественная Троица. Ведь мы не задаём вопрос, почему на гербе современного города Троицк тоже три креста? Троицк - Божественная Троица. А в современной интерпретации наш герб можно спокойно прочитать как защитник города днём и ночью - белое и черное, с верой, надеждой и любовью, эти имена носит наша православная церковь. Поэтому я к тому веду, что не надо в гербе искать российские страницы истории.
Ведущая:
- Вы считаете, не надо?
Панченко:
- Город получил самоуправление в 1585 году, и как символ самоуправления он получил герб, у города в 1947 году поменялось население, а город остался городом, и если вы говорите, что мы попираем память наших солдат, которые погибли...
Ведущий:
- Не мы!
Панченко:
- Кровью, отменяя там гербы, или принимая их, - нисколько, герб и город - это наш трофей. И мы должны хранить его, а не уничтожать.
Ведущий:
- Спасибо.
Панченко:
- Хотел одно, но придётся отвечать на другое. Дело в том, что геральдика - это набор инструментов, с помощью которых создаётся определённый символ, и он недостаточно широкий. Вот мы говорим "лев", "лев", да - часть семейного герба Ройсса фон Плауэна, может быть. А вот вам герб города Ржева - тот же самый лев «рампан». Это что, тевтонский символ. Это что? Тевтонский символ на (гербе) горда Ржева? Нет, мои хорошие! Город получил самоуправление, вы понимаете, я о чём говорю? Город получил самоуправление и получил символ этой административной власти, и с ним надо жить.