Прошедшая на ГТРК "Калининград" в программе "30 минут" дискуссия по факту бурной реакции преподавательского состава БФУ имени Канта на публикацию Андрея Выползова и сюжета Вести 24 выявила позицию руководства ВУЗа, выражающуюся в приспособленчестве к нынешним патриотическим реалиям.
Цитирую проректора БФУ по социальным коммуникациям Ефима Фидрю (смотреть с 38 минуты 20 секунды):
"Упрекать университет в недостаточно выраженной какой-нибудь государственной или патриотической позиции - это вообще очень странно, учитывая, что только в 2017 году Балтийский федеральный университет в рамках вот этих патриотических мероприятий и для школьников и для студентов региона, через них пройдут и прошли более 6 тысяч человек.
Это и волонтёры Победы - наше движение, это и исторический диктант, это и лекторий с участием ветеранов Великой Отечественной войны. Я не уверен, кстати, что все эти акции нашли отражение в средствах массовой информации, а даже в том же ГТРК, поэтому честно говоря я вас тоже приглашаю формировать общественное мнение об университете не по каким-то отдельным случаям, которые возможны, но их еще нужно проверить"
Таким образом Фидря заявляет, оправдываясь, что раз БФУ проводит всякие патриотические акции, то ВУЗ нельзя упрекать в непатриотичности. Позиция понятна и в принципе очень удобна, поскольку для такой большой организации как БФУ ничего не стоит создать некий патриотический центр для прикрытия своей основной деятельности.
Теперь смотрим на
заявление самого Клемешева по данной ситуации, в котором ректор ни много ни мало заявил, что создание БФУ имени Канта в нынешнем виде - это патриотический проект:
Цитирую: "И все, чего мы достигли, стало возможно благодаря людям, которые в университете работают, тем, кто прошёл вместе со мной этот непростой двадцатилетний путь."
Итак, Клемешев утверждает, что университет многого добился, и это заслуга тех, кто в нём работает. Не спорю. Давайте посмотрим на тех, кто работает в БФУ и представляет "команду Клемешева".
Вот, к примеру Владимир Гильманов, ныне являющийся профессором кафедры, открыто заявлял в 1992 году:
«Кёнигсбергский университет должен стать очагом нового европейского мышления. Без немцев и европейской помощи как область и город, так и университет может погрузиться в хаос. Почему до сих пор правительство Германии медлит с этим?» (Studienzentrum Weikersheim. Information fur die Presse. Sperrvermerk: 9.5.1992. Presse-Erklarung uber den Kongress am 9. und 10. Mai 1992 in Weikersheim, S.1−5)
«Русские в Восточной Пруссии всё более понимают, что без прошлого немыслимо никакое подлинное будущее. Они стремятся обрести свою собственную идентичность, которая теснейшим образом связана с немецкими историческими корнями» (Weikersheimer Blatter, Nr. 9 Juli/August 1992, S.6−7).
Понятно, что много воды с тех пор утекло, что университету уже присвоили немецкое имя Канта, а германизация в Калининградской области провалилась и стала опасной для самого БФУ, но сам Гильманов, разве отрёкся от своих убеждений? Чем же занимается Гильманов сегодня?
Изучает германскую культуру и историю, пишет книжки. Чтобы не вдаваться в дебри его творчества, возьмём для анализа один из "трудов", упоминающийся на той же странице Гильманова в БФУ: "Проблемы региональной литературы: «кенигсбергский текст» как предмет художественного опыта: учеб. пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2010." Кстати, это учебное пособие (!) и издана работа издательством БФУ! Сам текст работы я в сети не нашел,
но нашел рецензию с цитатами. Как пишет А.Ерохин, книга В.Х.Гильманова «Проблемы региональной литературы: "кёнигсбергский текст" как предмет художественного опыта» является одновременно итогом и продолжением предыдущих книг автора. Читаем дальше:
Итак, Гильманов в учебном пособии для студентов сообщает о некой проблеме взаимоотношений Кенигсберга немецкого, являющегося "Каканией" (родиной австрийца Музиля) и Калининграда российско-советского. А вчерашние победители, то есть мы, ныне живущие в нём, оказывается, повержены без оружия новейшей историей, которая возвращает всё на круги своя, т.е. вселяет самому Гильманову надежду на возрождение Кенигсберга.
Вдумайтесь, а зачем вообще учить данной проблеме студентов? А может её и нет вовсе этой проблемы и она просто высосана Гильмановым и его германскими друзьями из пальца, как и калининградская идентичность? Впрочем, для сторонников германизации сохранение калининградцами российской идентичности действительно может быть проблемой, поскольку она препятствует их планам. Но это их проблема, а не наша. Гильманов же прививает её нашей молодёжи.
Каково! Данное учебное пособие Гильманова имеет воспитательную ценность! Кого нам воспитает член команды Клемешева Гильманов?! Многие скажут, что данная цитата всего-лишь один факт, который не может говорить об антироссийских взглядах Гильманова, а я намеренно сгущаю краски. Совсем нет! В доказательство привожу диссертационную работу
Василия Щипкова "Мифологические основания современного регионалистского дискурса". Он изучает тенденции развития региональных идентичностей в России, направленных на её распад. Читаем Щипкова:
Василий Щипков подтверждает слова Ерохина о надежде Гильманова на возрождение Кенигсберга, о формировании им идеала для Калининграда в виде германского Кенигсберга. Читаем дальше:
Щипков берет для примера послесловие Гильманова к очередному "плачу по Кенигсбергу" в виде фотографий, посвященных исчезнувшему городу.
Итак, снова Гильманов не просто строит проблему Кенигсберг-Калининград, а раздувает её до гигантских масштабов, и сообщает о смешении "палачай" и "жертв". Учитывая плач по исчезнувшему городу, нетрудно догадаться, что под палачами он понимает его современных жителей. Но разве эта проблема действительно существует в нашей жизни? Разве калининградцы ежедневно живут, страдая с чувством "вины"?!
Идём дальше. Гильманов заявляет, ни много ни мало о том, что решить высосанную им из пальца проблему нашего города можно лишь при опоре на немецкое историческое наследие, через воскрешение распятой кем-то (нами) любви к Кенигсбергу и всему немецкому! Смотрим цитату за 1992 год, а ведь его позиция ничем не изменилась! Просто "товарприсч" стал умнее и осторожнее, понимает, что пишет для российского студента, и что рискует своей собственной шкурой, возьмись за него ФСБ, поэтому облекает те же самые мысли в очень замысловатые и размытые формулировки. Но суть-то ведь та же! Читаем дальше:
Обратите внимание на марксистский приём Гильманова, на котором уже двадцать лет прогерманские деятели строят свои умственные конструкции в защиту процесса формирования калининградской идентичности: "Земля меняет человека", а если ближе к Марксу, то "Бытие определяет сознание". То бишь наше калининградское бытие, хотим мы, или не хотим, само сделает из нас кенигсбержцев через какое-то время. На этом постулате зиждится вся лженаука калининградского БФУ во главе с Клемешевым, выражающаяся в бесконечном исследовании несуществующей калининградской идентичности, поэтому Гильманов действительно является полноценным членом его команды и единомышленником. И ведёт данную подрывную работу в стенах БФУ уже не один десяток лет! Далее Щипков делает весьма логичный вывод:
То есть для преподавателя МГИМО Василия Щипкова совершенно понятно, что теории Гильманова ведут к осбособлению калининградцев от России, но для Ефима Фидря это не играет большой роли, ведь университет в 2017 году провёл много патриотических акций.
Ну а теперь диагноз, который ставит теориям Гильманова Василий Щипков:
И вот всякие проректоры БФУ нам предлагают утереться их патриотическими акциями в то время, когда сам ведущий региональный ВУЗ, получающий просто астрономическое бюджетное финансирование, ведёт многолетнюю подрывную работу в российском эксклаве, формируя у студентов региональную идентичность.
То есть деятели вроде Гильманова просто перешли от слов к делу и вместо изучения региональной калининградской идентичности (которой, как оказалось, нет в природе, и к обретению которой жители региона совершенно не стремятся) стали просто ежедневно в своём ВУЗе у студентов эту идентичность формировать! Каждый день! Получается, что раз калининградцы сами не стремятся германизироваться, то им нужно в этом помогать. И Гильманов этим серьёзно занимается, получая при этом зарплату из бюджета Российской Федерации!
Резюме силь ву пле
Гильманов не менял своих взглядов с 1992 года. БФУ имени Канта при Клемешеве и Гильманове действительно стал формировать в Калининграде "новое мышление". Это мышление направлено на формирование устойчивых образов в сознании студентов, рисующих ущербность нынешнего российского положения Калининградской области, отсталость его российского менталитета по сравнению к историческому германскому, превосходство немецкой культуры над русской и россиской вообще. До сих пор Гильманов вносит эти тезисы в сознание русских студентов в БФУ и сеет яд регионализма в их души.
Гильманов - антироссийский крот внутри БФУ, причем крот со стажем и реальный соратник ректора!
Возвращаемся к передаче "30 минут". Ефим Фидря нам говорит про каких-то "волонтеров Победы", дескать БФУ же делает и патриотические акции, и провёл их в 2017 году очень много! Отдельный вопрос о том, кто проводит (руководит) эти акции. Если люди вроде ГИльманова, то результат таких акций можно свести к нулю, поскольку они нужное им отношение к "победителям - палачам" сформируют.
Но разве можно сравнивать патриотическую акцию (кстати об этих акциях мы поговорим когда-нибудь позже) с ежедневной 25-летней антироссийской системой деятельностью целого профессора БФУ, выражающейся в лекциях (не только в БФУ), в издании литературы и личной позиции перед студентами. А ведь любой преподаватель является примером для молодых людей! И не об этих ли "достижениях" так громко говорит сейчас Клемешев?!
И на закуску. Нашел в сети интернет страницу
Вконтаке "Цитаты,идеи,мысли В.Х.Гильманова (лекции,конспекты,воспоминания)", кстати создатели страницы приводят, видимо, и настоящую фамилию Гильманова - Бунд. На странице очень много цитат из лекций сего преподавателя, выкладываемых его студентами. Привожу здесь несколько скриншотов. Без комментариев. Хотя позволю себе только один: у Гильманова, как и у Алимпиевой какая-то зацикленность на половой сфере. Прям по Фрейду. До новых встреч!