Забытый День Победы

Jan 06, 2016 14:49



25 декабря (по старому стилю) 1812 года находившийся в Вильне российский император Александр I подписал два Манифеста. Первый - Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождение России от нашествия неприятеля. Второй - Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в ознаменование благодарности к промыслу Божию за спасение России от врагов. В Манифесте о построении храма Христа Спасителя говорилось следующее: «Объявляем всенародно. Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистинне достопамятное происшествие, которое не изгладят века из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем перед святым Престолом Божьем кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».

День 25 декабря по старому стилю, день победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, как и дата Полтавской битвы, стал в России и официальным религиозным праздником в память «об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесять язык». Вплоть до октябрьского переворота 1917 года в этот праздничный день ежегодно совершалось «воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году». По окончании литургии служился специальный благодарственный молебен, текст которого составил святитель Филарет (Дроздов). Этот молебен был включен в богослужебный устав Церкви и служился до 1917 года во всех храмах России. Слова церковной службы недаром говорят о нашествии «двунадесяти язык». В полумиллионном войске Наполеона, которое нашло в России свою погибель, под ружьем состояли, кроме французов, испанцы, португальцы, австрийцы, пруссаки, бельгийцы, голландцы, вестфальцы, саксонцы, баварцы, итальянцы и поляки. Своеобразный «европейский союз» образца 1812 года. Сама Отечественная война 1812 года однозначно интерпретировалась в России как отражение нашествия антихристианских сил. Еще в конце 1806 года Синод Российской Православной Церкви объявил Наполеона лжемессией (предтечей антихриста) и врагом христовой веры, что было вполне справедливой характеристикой французского узурпатора. Наполеон Бонапарт был детищем масонской революции, попытавшейся заменить христианство «религией будущего».

Разрушенный революционерами московский храм Христа Спасителя ныне восстановлен. Символично, что ещё один храм Христа Спасителя возведён нынче в Калининграде. Здесь, в Восточной Пруссии, было в 1812 году завершено освобождение России от нашествия европейцев, ведомых Наполеоном. Здесь начато освобождение народов Европы от власти Наполеона. В ночь на Рождество Христово русскими войсками был взят Кёнигсберг. Здесь, во взятом Кенигсберге, русские люди увидели ясно Божию помощь и Божие заступничество за Православную Россию. Поэтому и Калининградский кафедральный собор Христа Спасителя, также как и Московский, является благодарностью Богу от русских православных людей за спасение России.

События взятия Кенигсберга на Рождество Христово надо помнить. 23 декабря 1812 года (по ст.ст.) произошёл бой при Лабиау (современный Полесск) между авангардом русской армии под командованием генерал-майора Дмитрия Дмитриевича Шепелева и преграждавшими ему путь на Кенигсберг французскими войсками. У врага была надежда остановить на этом рубеже малочисленные передовые русские отряды. Французская 7-я дивизия генерала Гранжана выбрала для себя удобную позицию и закрепилась на ней. Авангард русских под командованием генерал-майора Шепелева подошёл к Лабиау и с ходу начал атаку. Сражение длилось до полудня. Неприятель был сбит с позиции и бежал в сторону Кенигсберга. В бою при Лабиау французы потеряли три пушки, несколько офицеров и до 300 солдат. Русские, преследуя бегущих французов, на их плечах через сутки достигли Кенигсберга.

24 декабря 1812 года (по ст.ст.) в Кенигсберг ворвался авангард русской армии - четыре донских казачьих полка: генерал-майора Марка Ивановича Родионова 2-го; подполковника Михаила Григорьевича Чернозубова 8-го, подполковника Иосифа Николаевича Лощилина 1-го и майора Ивана Андреевича Селиванова 2-го. Эти четыре донских казачьих полка действовали под общей командой полковника Фёдора Васильевича Ридигера. С вечера 23 декабря они скрытно наблюдали движения неприятеля в окрестностях Кенигсберга. Определив, что после боя при Лабиау французские части находятся в деморализованном состоянии и готовы к дальнейшему отступлению, казаки решили воспользоваться наступлением темноты. Во 2-м часу по полуночи полковник Ридигер скомандовал атаку. Казаки сделали сильный натиск, и по упорной перестрелке ворвались в Кенигсберг на плечах неприятеля, где взяли в плен около 1.300 человек. Быстрота, с какой русские войска ворвались в город, принудила неприятеля панически бежать в сторону Эльбинга. Ридигер со всеми четырьмя казачьими полками, нимало не медля, пронёсся по городским улицам через Кенигсберг и отправился преследовать бегущего в панике неприятелем. В городе на время наступил некий вакуум власти. Донские казачьи полки вытеснили из Кенигсберга все боеспособные части французов, которые бежали по дороге на Эльбинг и Данциг. В городе остались 8 тысяч обессиленных французских солдат, брошенных своим командованием на произвол судьбы. Существовало какое-то местное, прусское самоуправление, которое не знало, как ему поступать. Пруссия официально была союзницей Наполеона и, следовательно, пребывала в состоянии войны с Россией. Донские казаки умчались преследовать неприятеля. Русская пехота ещё не подошла. Всё затихло в ожидании грядущих событий. Так, в ожидании, прошёл день 24 декабря, рождественский сочельник. Наконец, в два часа ночи по Лабиаусской дороге (нынче - улица Гагарина) в Кенигсберг вступили полки генерал-майора Шепелева. Какого-либо сопротивления они не встретили. Оставшиеся в городе деморализованные наполеоновские солдаты покорно ждали своей участи. Местные жители-пруссаки демонстрировали откровенную радость. Ну а для русского православного воинства такое бескровное вступление в Кенигсберг было вдвойне радостно, так как произошло в ночь на Рождество Христово. Генерал-майору Дмитрию Дмитриевичу Шепелеву досталась слава очередного взятия Кенигсберга.

Об этом событии Главнокомандующий Российскими армиями Генерал-Фельдмаршал Князь Голенищев-Кутузов Смоленский донес его императорскому величеству Александру Первому такими словами:

«Кенигсберг, древняя Прусская столица, повергается к стопам Вашего Императорского Величества. Сей обширный город занят авангардом Графа Витгенштейна 25 числа декабря, под командою генерал-майора Шепелева. Фельдмаршал Магдональд занимал сей город с корпусом, состоявшим из остатков старой французской гвардии и нескольких людей, спасшихся от общей погибели большой французской армии, и его корпуса, состоящего не более как в 2.500 человеках, за отделением от него прусских войск. Всего оставалось до 7.000. По приближении авангарда к Кенигсбергу, который, так сказать, шел на плечах неприятеля, не останавливаясь прошел Кенигсберг, и дал генерал-майору Шепелеву свободно войти в оный. Удивительная такая уступчивость есть следствие побед оружия Вашего Императорского Величества в течение последних двух месяцев. Корпус Магдональда преследуется как корпусом Графа Витгенштейна, так и армиею Адмирала Чичагова диагональными дорогами».

Видится полезным возобновление празднования Дня победоносного окончания Отечественной войны 1812 года и служения в день Рождества Христова благодарственного молебна в память «об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесять язык» по чину, составленному святителем Филаретом Московским.

Эксклав.ру

Рождество Христово 1813 года, заграничный поход Русской армии, Российская Империя, Отечественная война 1812 года, Русская Императорская армия, занятие Кёнигсберга, Кёнигсберг

Previous post Next post
Up