В минувшее воскресенье во Франции прошел первый тур региональных выборов. Выбирали глав регионов и местных депутатов (советников). «Национальный фронт», возглавляемый Марин Ле Пен показал лучший результат в 6 регионах метрополии из 13 и набрал по стране 27,88% голосов.
Партия «Республиканцев» под началом Николя Саркози в союзе с центристами взяли 26,98% и возглавили списки в 4 регионах. Правящие социалисты получили 23,33% и стали лидерами в трех регионах.
По мнению экспертов, второй тур наверняка ухудшит результаты ультраправых, но многие выводы можно сделать уже сейчас. Научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Надежда Узунова считает, что результаты воскресных выборов показали, что французы не готовы отказываться от наследия Шарля Де Голля.
Надежда Узунова: «Я думаю, на самом деле, речь идет о «правом повороте». Французы не хотят отказываться от своей политической идентичности и шире: от наследия Де Голля. Когда в 2012 году к власти пришли левые, они предложили Франции войти в Европу более плотно, углубить процесс интеграции, отказаться от своих суверенных прав. А финансовый кризис и долговой кризис Еврозоны доказал, что это достаточно рискованное действие. С другой стороны, процесс интеграции предполагал для страны отказ от своей "французскости", ощущения себя именно нацией. Налоги в пользу Европы ударяли по производителям. Экологический налог - по сельскому хозяйству. В фигуре Марин Ле Пен соединилось все положительное: стремление осознавать себя французами, желание сохранить свою автономию в составе Европы».
Как отмечает эксперт теперь важно понять, что может предложить Николя Саркози со своей партией «Республиканцы», которая является государственно-образующей.
Надежда Узунова: «Если ему удастся перетянуть избирателей на себя, если он представит проект, который будет прямым продолжением "Де Голлевского" виденья нации - он возьмет власть во второй раз».
Своим выбором французы сейчас отвергли идею левых, утверждавших, что французская модель не конкурентоспособна. На фоне миграционных кризисов и терактов - все обрело новые смыслы. В обществе возросло национальное самосознание. В итоге, нынешнему президенту Франсуа Олланду пришлось принять соответствующие меры
Надежда Узунова: "Введение чрезвычайного положения, контроль границ, решение о лишении гражданства лиц, причастных к терроризму - все это положительно сказалось на рейтинге президента Франции".
Некоторые эксперты называют победу Марин Ле Пен - триумфом ультраправых. Однако Надежда Узунова считает это слишком громким заявлением.
Надежда Узунова: "Формально - это победа ультраправых. Но после того, как она [Марин Ле Пен - прим. ред.] порвала в личном и политическом плане с отцом, так сказать, все-таки, нельзя. Есть еще такой момент: в ее программа социально-ориентированна. А это уже классические левые идеи. К партии «Национальный фронт» тянутся рабочие и молодежь".
Марин Ле Пен считает необходимым откликаться на рост национального самосознания в обществе. Так что же значит быть французами в составе ЕС? Комментирует эксперт Надежда Узунова.
Надежда Узунова: "Франция всегда мыслила себя лидером Европы. Ей принадлежала сама идея создания Евросоюза. У его истоков как раз стоял Де Голль. И все мыслилось как союз европейских стран, с их самобытностью. Но потом это пошло по пути глубокой интеграции. Левые заговорили о том, чтобы нивелировать внутренние границы между государствами. Страны внутри Евросоюза должны отдать частицы своего суверенитета Брюсселю. В первую очередь в финансовом смысле, и вы видите к чему это привело. Политика пока находится в национальном владении. И как раз Марин Ле Пен предлагает отвергнуть интеграцию".
В завершение добавим, что победа Ле Пен означает для России укрепление связей с Францией. В своих интервью она не раз говорила о том, что у наших стран много общего. А для самой Франции - это скорее победа традиционных ценностей. В одном из интервью она говорит: «Глобалисты пытаются превратить мир в огромный безликий рынок и уничтожают все преграды на своём пути. Такой преградой является национальное суверенное государство и в первую очередь семья. Ведь семья позволяет человеку обрести индивидуальность, а индивидуальность - это то, чему нет места в новой всемирной империи, заражённой вирусом коммерциализации».
В правых СМИ лидера «Национального фронта» сравнивают с Жанной д’Арк. Как и Орлеанская дева, Ле Пен сражается за «традиционную Францию», которую стремится разрушить собственная элита, находящаяся под влиянием англосаксов.
Эксклав.ру