Калининградских школьников будут тестировать на склонность к наркомании

Dec 09, 2015 11:51



Областная Прокуратура разработала проект регионального закона "Об организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калининградской области".

Одно из главных новшеств, которое он предусматривает - тестирование школьников на "склонность к употреблению наркотических и психотропных веществ".

Как выяснилось, подобное нововведение вызвало огромное количество вопросов, споров и домыслов.

Накануне члены комитета по безопасности и правопорядку калининградской Облдумы рассмотрели данный законопроект и приняли единогласное решение рекомендовать его к принятию в первом чтении. «Я пока точно не знаком с технологией этого тестирования, однако слышал, что это достаточно эффективная, безболезненная и не травмирующая психику ребенка процедура, - говорит председатель комитета Александр Мусевич. - Если ребенок старше 15 лет, то он имеет право сам соглашаться или нет на эту процедуру. До 15 - письменное согласие или несогласие дают родители. Кроме того предусмотрены профилактические медицинские мероприятия для того, чтобы определить физиологическую склонность ребенка к наркотикам».

Свое мнение по поводу тестирования школьников высказал заслуженный врач России, психиатр-нарколог Владимир Аменицкий. «Это серьезная акция и ее надо проводить очень аккуратно, - заявил он. - Первая заповедь здесь - «не навреди»!

Владимир Аменицкий: "Если это делается с чистыми намерениями, без принуждения, с согласия родителей, то - пожалуйста. Первая заповедь здесь «не навреди»! Чего я боюсь? Чтобы ребенок, у которого выявили склонность к употреблению, не стал изгоем в классной среде. Не дай Бог, произойдет утечка информации. Это очень острое оружие! И тем не менее, заниматься этим надо. Мировая практика есть. Просто наше общество еще дремучее и трудно созревает к акциям подобного рода. В принципе, мы двигаемся в правильном направлении. Это же не чтение лекций о вреде наркомании. Это индивидуальная работа, точечное применение медицинской науки. Если все делать с соблюдением правил конфиденциальности, то тестирование пойдет на пользу. Может быть, достаточно будет одного такого урока, чтобы мальчик завязал раз и навсегда. Если человек душевно здоров, то он адекватно отреагирует на то, что у него выявлена предрасположенность".

О том, как будет проводиться тестирование, рассказал главный врач областного наркологического диспансера Юрий Скалин.

Юрий Скалин: "Что касается социально-психологического тестирования - это прерогатива министерства образования. Они проводят скрининговое тестирование на склонность к потреблению психоактивных веществ. После получения результатов формируется группа риска, которая в дальнейшем подлежит тестированию химико-токсикологическоми методами. В частности, иммунохроматографическим методом. И при положительном результате данного исследования следует консультация психиатра-нарколога.

Когда мы говорим про социально-психологическое тестирование на склонность к потреблению - мы не выявляем, потребляет ли человек наркотики или нет. Раскрываются какие-то черты личности, которые скорее всего позволяют принят человеку положительное решение в ситуации, в той среде, где он сталкивается с наркотиками. Естественно, здесь необходимо искусство психологов школы, чтобы это не спровоцировать. У подростка могут быть две реакции. Возможно, он будет стесняться и как-то этот вопрос нивелировать. А, возможно, наоборот - выпячивать. Этого допускать нельзя. Надо очень аккуратно работать с подобной информацией и ни в коем случае не навешивать на детей ярлыки".

По словам Юрия Скалина, со следующего года в наркологическом диспансере откроются специальные курсы для школьных психологов, где все эти вопросы будут отрабатываться.

Совершенно иную точку зрения высказала председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», член Президиума ЦС движения «Народный собор» Людмила Рябиченко. По ее мнению, данная инициатива создает условия для рынка потребления наркотической продукции.

Людмила Рябиченко: "Мы должны понимать, что на практике это выглядит совсем по-другому. Весь класс собирают после уроков, раздают анкеты и потом эти анкеты обрабатывают. А дальше следует несколько моментов. 15-летний подросток, дающий свое согласие на тестирование, не может в полной мере предусмотреть все последствия такого тестирования. Среди этих последствий - возможность влиять на родителей. Обработка анкет производится неким специалистом, который обладает профессиональным статусом и определенными правами на предъявление результатов. Он выносит свой вердикт. Например - «ваш ребенок склонен к употреблению наркотиков». Или хуже того - «ваш ребенок употребляет наркотики». В таком случае родители и дети попадают в ситуацию виновности. И с ними должна проводиться какая-то работа. Родители становятся очень уязвимы. С ними могут уже работать социальные работники, психологи, смотреть семью. Ребенок же узнав, что у него имеется предрасположенность (а он безусловно узнает о результатах тестирования), получает некий карт-бланш. Если ему предложат попробовать наркотик, у него уже не появятся муки совести. Ведь у него уже есть некая программа, в нем заложена склонность к употреблению наркотиков. Это очень опасный момент. Рассмотрим другой вариант. Ребенок узнает, что он не предрасположен к наркозависимости. Тут для него вообще открывается широкое поле деятельности. Теперь он будет считать, что можно это практиковать, с ним все равно ничего не случится. Здесь мы ставим на поток выдачу неких диагнозов, которые начнут ориентировать детей на проблему наркозависимости в контексте ее распространенности, обыденности. Тем самым тоже снимаются преграды их вовлеченности".

«Законодатели должны хорошо подумать, прежде чем принимать такой законопроект. А родителям нужно очень внимательно отнестись к перспективам подобного тестирования. Это шаг, который может иметь необратимые последствия», - подытожила Людмила Рябиченко.

Эксклав.ру

студенты, тестирование, Калининградская область, школьники, наркотики, школы

Previous post Next post
Up