Накануне российско-немецкой дискуссии по европейской безопасности, которую организовало калининградское отделение Российского института стратегических исследований, корреспонденту радио «Русский край» удалось пообщаться с немецким политологом из Берлина Петером Линке и научным сотрудником РИСИ Вячеславом Калинкиным.
Скандалы с прослушкой высшего руководства Германии спецслужбами США, а также откровения бывшего немецкого канцлера Гельмута Коля, обвинившего Меркель в продвижении проамериканской политики в Европе, заставляют задуматься о независимости внешнего курса Германии.
Как считает Петер Линке, главная причина несамостоятельности Германии - это укорененность американской культуры в умах немцев, а не прямое политическое давление со стороны США.
Петер Линке: "Конечно, после объединения Германия стала независимым государством. Но после скандалов с подслушиванием стало в очередной раз понятно, мы не такие самостоятельные как хотелось бы. Есть тесные взаимосвязи между структурами Германии и США и чисто человеческие переплетения. Трансатлантическая культура - это целая сетевая структура влияния на умы людей. При этом нельзя забывать, что большая часть политической элиты Германии была социализирована американской культурой. Я, к примеру, получил образование в Москве, и это часть моей биографии. Но представьте такого немца, который получил образование не в Москве, а [...] в Принстоне, или женат на американке. Это очень личностная вещь и, мне кажется, личная зависимость больше, чем какие-то голые политические декларации".
Как добавил научный сотрудник Российского института стратегических исследований Вячеслав Калинкин, Германия по определению не может проводить антиамериканскую политику, так как очень тесно интегрирована в военно-политические структуры Запада.
Вячеслав Калинкин: "Германия уже совершенно не представляет, что может быть по-другому. У России и США другие отношения: у нас одиночное плавание. Германия тесно интегрирована и в ЕС, и в НАТО. Даже когда был Шредер - это не была антиамериканская политика. Даже после серьезных разногласий по Ираку [немцы - прим. ред.] пытались преодолеть кризис, т.к. Германия по определению не может проводить антиамериканскую политику".
За прошедшее столетие Германия кардинально изменила отношение к себе. В начале ХХ века немцы считали себя особой цивилизацией, сегодня Германия - это часть единого трансатлантического пространства. По словам Петера Линке, немцам хочется верить, что американцы для них близкие друзья, но это совершенно не так. У Америки другой взгляд на мир. Европа - лишь часть этого мира, причем не самая важная.
Эксклав.ру