Воинское захоронение "Дальнее" ("Амтсхаген", "Сциргупенен")"

Nov 24, 2015 11:25



В статье «Крах пилотного проекта Алексея Венедиктова» я рассказал о том, как муниципальные и военные чиновники под руководством чиновников областного правительства провели паспортизацию воинских захоронений в Калининградской области. Напомню бодрое сообщение на официальном портале регионального правительства: «В Калининградской области выполнено поручение президента России о паспортизации воинских захоронений. Калининградская область завершила паспортизацию воинских захоронений. Об этом сообщил заместитель председателя регионального правительства Михаил Плюхин. По его словам, изначально учёту подлежало 211 объектов, но благодаря тщательной работе с муниципалитетами регион направил в Министерство обороны России 283 учётные карточки. «Паспортизация проводится по поручению президента России», - напомнил Михаил Плюхин. «Работа проведена по каждому муниципалитету совместно с военными комиссариатами. Все документы в рамках исполнения поручения президента направлены в Министерство обороны России. Немного задержался Ладушкин из-за ошибок в оформлении учетной карточки. Калининграду требуется дополнительное время для оформления бумаг в связи с большим количеством вновь выявленных фамилий погибших. Власти муниципалитетов успеют справиться с этой задачей до конца года», - заявил Михаил Плюхин... <…>Для справки: Паспорт воинского захоронения представляет собой документ с указанием даты создания захоронения, его типа, размера, краткого описания памятника, схемы местоположения, количества погибших и персональных данных, если они известны. Паспортизацию проводят органы местного самоуправления».

Мною было отмечено, что в Нестеровском районе чиновники изготовили паспорта только на 9 захоронений периода Первой мировой войны, что составляет менее 10% от возможного. На портале «Эксклав.ру» уже были помещены мои статьи про воинские захоронения, не получившие паспортов: Луговое (Бильдервайчен), «Антонсхайн», «Эбенфлюр», «Шлойвен», Нестеров (Шталлупенен), Сосновка (Шелден).

Ниже будет рассказано ещё об одном из воинских захоронений русских воинов, мимо которого прошла паспортизация. Оно находится километрах в двадцати к западу от Нестерова и является одним из сохранившихся мемориалов Гумбиненского поля, поля русской воинской славы. На портале «Русская народная линия» 15 августа 2011 года была помещена моя статья под названием «Воинский мемориал «Амтсхаген» (Сциргупёнен, Дальнее)». В ней было рассказано об этом забытом воинском захоронении следующее:

«Воинский мемориал «Амтсхаген» - один из пяти сохранившихся мемориалов Гумбиненского поля. Он расположен на территории Илюшинского сельского поселения муниципального образования «Нестеровский район», на южном берегу реки Писсы метрах в пятистах западнее несуществующего ныне посёлка Амтсхаген. До 1938 года Амтсхаген именовался Сциргупёнен, но в какой-то момент времени это название показалось нацистам слишком литовским, поэтому посёлок был переименован. Уже в 1946 году посёлок был назван «Дальнее», но просуществовал с этим именем совсем недолго. В эпоху ликвидации неперспективных деревень был окончательно ликвидирован и этот населённый пункт. В списках воинских захоронений германского «Народного союза» мемориал к западу от бывшего посёлка назван «Amtshagen». Так же он именуется в работах Макса Денена. Можно принять это название исторически сложившимся и продолжить его употребление.



Довоенная фотография. На заднем плане видны два православных креста

Воинский мемориал «Амтсхаген» был создан сразу же после окончания боевых действий на территории Восточной Пруссии. На нём были погребены 141 германский и 48 русских воинов. Все русские воины безымянны. Из числа погребенных немцев безымянными остались 35. Фамилии остальных Макс Денен приводит в своём труде «Die Kriegsgraber in Ostpreussen von 1914/15»…

…Погребенные на мемориале германские воины относятся к нескольким полкам. Большая часть из них служили в 87-й пехотной бригаде 35-й пехотной дивизии XVII армейского корпуса: в 141-ом и 176-ом пехотных полках. Гауптман (капитан) Сунтхайм - единственный похороненный на мемориале военнослужащий из 61-го пехотного полка 70-й бригады той же дивизии. Значительно меньшая часть погребенных - из гарнизона Кенигсберга, действовавшего в составе I армейского корпуса (из запасных батальонов 33-го и 45-го пехотных полков и запасного эскадрона 10-го конно-егерского полка 2-й пехотной дивизии)…



Остатки памятника

Русские воины, погребенные на мемориале, служили в 99-м и 98-м пехотных полках 25-й пехотной дивизии. Это можно определить по сохранившимся описаниям хода Гумбинен-Гольдапского сражения на данном участке…

…Воинский мемориал «Амтсхаген» сохранился до наших дней, хотя и был значительно повреждён. Его территория площадью 900 кв. м обнесена по периметру каменным парапетом. От ранее существовавшего памятника сохранился кубический постамент. Надгробные памятники - кресты из железобетона - были повалены хулиганами. В конце 1990-х годов германский «Народный союз» по уходу за воинскими захоронениями провёл на мемориале ремонтно-восстановительные работы. Тридцать железобетонных крестов, в том числе и православные, с указанием числа погребенных неизвестных воинов либо фамилий известных, были собраны и поставлены вдоль парапета. Косметический уход за воинским мемориалом осуществляет Яновский Владимир Иванович из Черняховска, имеющий отношение к ассоциации международного сотрудничества «Военные мемориалы».

По каким-то причинам воинский мемориал «Амтсхаген» не включён в реестр объектов исторического наследия (памятников истории и культуры), хотя в этом реестре числится немало объектов меньшего масштаба и худшей сохранности. О существовании мемориала в Калининграде вроде бы известно. Так, в каталоге «История войн XX века в памятниках их участникам», подготовленном Научно-производственным центром по охране, учёту и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области (г.Калининград) и Научно-информационным издательским центром (г.Москва) про мемориал «Амтсхаген» рассказано на странице 84. Правда, в каталоге мемориал почему-то назван: «Подгоровка №1 (Gr.Baitschen, Klein Baitschen) захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе 1914 г. В 1,5 км к востоку от пос. Подгоровка, бывший населенный пункт Schirguponen (Amtshagen)». При этом сведения о мемориале помещены в раздел «Гусевский муниципальный район», что действительности совершенно не соответствует. Это легко определяется и на местности, и по карте: мемориал «Амтсхаген» расположен к югу от реки Писсы, которая именно на этом участке служит границей между районами: к северу от Писсы - Гусевский район, к югу - Нестеровский. Что здесь можно сказать? Такие вот специалисты у нас каталоги готовят при щедрой финансовой поддержке Европейского Союза.

По сохранившимся довоенным фотографиям легко определяется участок братской могилы 48-ми русских воинов. На немецкой фотографии видны два православных креста с характерными косыми нижними перекладинами. Они были установлены у ограды мемориала рядом с входом. Таким образом, русская братская могила не доминировала в поле зрения посетителей мемориала, которые проходили мимо неё и обращали свой взор на могилы германских воинов. Подобная планировка характерна для многих воинских захоронений, созданных германскими властями».



Сломанные надгробные кресты поставлены вдоль ограды

Данное воинское захоронение подпадает под действие Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Законом определены следующие обязанности органов местного самоуправления (очевидно - администрации Нестеровского района):

Ст.4.: «Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления»

Ст.5.: «Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления…. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления»

Ст.6.: «В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.



Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления

Ст.7.: «Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления».



Сохранилось тридцать надгробных крестов, из них только два православных

Ст.11.: «Органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях»

Ст.12.: «Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств… местных бюджетов в соответствии с компетенцией… органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом».

Русский участок располагался справа от ворот сразу после входа. Ничего из вышеперечисленного в отношении воинского захоронения «Дальнее» («Амтсхаген», «Сциргупенен») администрация Нестеровского района, конечно, не сделала. Кампания паспортизации воинских захоронений Венедиктова-Адылова-Плюхина также обошла воинское захоронение «Дальнее» стороной. При этом областные чиновники закрыли глаза на вопиющие нарушения Закона РФ №4292-1 чиновниками районными. Не знаю, как они договорились между собой, но о наличии этого воинского захоронения им всем хорошо известно. Так, в статье про крах проекта Венедиктова я отмечал, что с Нестеровского района в конце 2013 года были поданы в Службу государственной охраны памятников культуры сведения о 57-ми воинских захоронениях ПМВ, им известных (1- Нестеровское городское поселение; 24 - Пригородное сельское поселение; 15 - Илюшинское сельское поселение; 17 - Чистопрудненское сельское поселение). В числе 15-ти воинских захоронений Илюшинского сельского поселения был и воинский мемориал «Дальнее». А вот паспорт на это воинское захоронение создан не был, на что эксперт министерства по внутренней политике и муниципальному развитию Правительства Калининградской области Альберт Адылов благодушно посмотрел сквозь пальцы, хотя он-то о существовании этого воинского захоронения знает прекрасно.

Те, кому положено по Закону поддерживать воинское захоронение в надлежащем состоянии (смотри выше), старались его не замечать. На учёт воинское захоронение поставлено не было, памятный знак установлен не был, охрана организована не была. Что будет дальше? За много лет логику муниципальных чиновников я изучил: «Нет паспорта, на учёт захоронение не поставлено - значит, для нас оно не существует, и требования Закона РФ №4292-1 в отношении его можно и дальше не выполнять».

Шура, где паспорт на воинское захоронение «Дальнее» («Амтсхаген»)?

Нестеровский район, Венедиктов, профанация, Первая мировая война, паспортизация, воинские захоронения, Калининградская область, протоиерей Георгий Бирюков, Губернатор Н.Н. Цуканов, провал

Previous post Next post
Up