Воинское захоронение "Сосновка" ("Шелден")

Nov 23, 2015 13:12



В статье «Крах пилотного проекта Алексея Венедиктова» я рассказал о том, как муниципальные и военные чиновники под руководством чиновников областного правительства провели паспортизацию воинских захоронений в Калининградской области. Напомню бодрое сообщение на официальном портале регионального Правительства: «В Калининградской области выполнено поручение президента России о паспортизации воинских захоронений. Калининградская область завершила паспортизацию воинских захоронений. Об этом сообщил заместитель председателя регионального правительства Михаил Плюхин. По его словам, изначально учёту подлежало 211 объектов, но благодаря тщательной работе с муниципалитетами регион направил в Министерство обороны России 283 учётные карточки. «Паспортизация проводится по поручению президента России», - напомнил Михаил Плюхин. «Работа проведена по каждому муниципалитету совместно с военными комиссариатами. Все документы в рамках исполнения поручения президента направлены в Министерство обороны России. Немного задержался Ладушкин из-за ошибок в оформлении учетной карточки. Калининграду требуется дополнительное время для оформления бумаг в связи с большим количеством вновь выявленных фамилий погибших. Власти муниципалитетов успеют справиться с этой задачей до конца года», - заявил Михаил Плюхин... <…>Для справки: Паспорт воинского захоронения представляет собой документ с указанием даты создания захоронения, его типа, размера, краткого описания памятника, схемы местоположения, количества погибших и персональных данных, если они известны. Паспортизацию проводят органы местного самоуправления».

Мною было отмечено, что в Нестеровском районе чиновники изготовили паспорта только на 9 захоронений периода Первой мировой войны, что составляет менее 10% от возможного. На портале «Эксклав.ру» уже были помещены мои статьи про воинские захоронения, не получившие паспортов: Луговое (Бильдервайчен), «Антонсхайн», «Эбенфлюр», «Шлойвен», Нестеров (Шталлупенен).

Ниже будет рассказано ещё об одном из воинских захоронений русских воинов, мимо которого прошла паспортизация. Оно находится километрах в тридцати пяти к юго-юго-западу от Нестерова на территории бывшего кладбища посёлка Шелден (Шелденкемен). Посёлок Шелден после 1946 года получил название Сосновка. Его можно найти на карте в паре километрах восточнее посёлка Краснолесье. Немецкое кладбище после войны по прямому назначению не использовалось и, как говорится, «пришло в запустение». На почётном участке этого кладбища были погребены 6 русских воинов, погибших в первых числах ноября 1914 года в боях на территории Роминтенской пущи. Русские воины, очевидно, служили в 29-й пехотной дивизии, которая лесными дорогами пробивалась в эти дни сквозь Роминтенскую пущу.



Скауты возлагают венки к надгробной плите в Сосновке. 2008 год. Хорошо видна выбоина от пули

Данное воинское захоронение подпадает под действие Закона РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Законом определены следующие обязанности органов местного самоуправления (очевидно - администрации Нестеровского района):

Ст.4.: «Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления»

Ст.5.: «Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления…. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления»

Ст.6.: «В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления».

Ст.7.: «Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления».



Панихида на братской могиле в Сосновке

Ст.11.: «Органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях»

Ст.12.: «Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств… местных бюджетов в соответствии с компетенцией… органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом».

Ничего из вышеперечисленного в отношение воинского захоронения «Сосновка» («Шелден») администрация Нестеровского района, конечно, не сделала. Кампания паспортизации воинских захоронений Венедиктова-Адылова-Плюхина также обошла воинское захоронение «Сосновка» («Шелден») стороной. При этом областные чиновники закрыли глаза на вопиющие нарушения Закона РФ №4292-1 чиновниками районными. Не знаю, как они договорились между собой, но о наличии этого воинского захоронения им хорошо известно. Так, в статье про крах проекта Венедиктова я отмечал, что с Нестеровского района в конце 2013 года были поданы в Службу государственной охраны памятников культуры сведения о 57-ми воинских захоронениях ПМВ, им известных (1- Нестеровское городское поселение; 24 - Пригородное сельское поселение; 15 - Илюшинское сельское поселение; 17 - Чистопрудненское сельское поселение). В числе 17-ти воинских захоронений Чистопркдненского сельского поселения было и кладбище «Сосновка» («Шелден»). А вот паспорт на это воинское захоронение создан не был, на что эксперт министерства по внутренней политике и муниципальному развитию Правительства Калининградской области Альберт Адылов благодушно посмотрел сквозь пальцы, хотя он-то о существовании этого воинского захоронения знает прекрасно. Более того, Адылов неоднократно подвергал злобной критике работу скаутской организации «Ятвягия» по восстановлению этого воинского захоронения.



Заросшая кустарником надгробная плита на краю ямы - вот что осталось от воинского захоронения к 2008 году

Следует напомнить читателю историю восстановления воинского захоронения «Сосновка» («Шелден»). Обнаружил я его семь лет назад, 28 мая 2008 года. Окрестности посёлка Краснолесье являются излюбленным местом для проведения летних скаутских лагерей «Роминта». Изучая немецкие списки воинских захоронений Первой мировой войны, я обнаружил, что на кладбище посёлка Шелден были погребены шесть русских воинов. На карте кладбище было обозначено, найти его на местности труда не составляло. Само по себе оно представляло печальное зрелище: заросшие деревьями и кустарником вскрытые могилы, разбитые надгробья… Угол кладбища зарос непроходимым кустарником двухметровой высоты. Движимый интуицией, я врубился в этот кустарник с помощью мачете, и, когда достиг центра зарослей, обнаружил надгробную плиту с немецкой надписью о том, что здесь в 1914 году были погребены 6 русских воинов. В перекрестии изображенного на плите православного креста была выбоина от пули. Сама могила была вскрыта «черными копателями» и представляла из себя заросшую кустарником яму.



Территория воинского захоронения была очищена скаутами от зарослей

Заинтересовать муниципалитет этой находкой оказалось невозможным. В июле 2008 года «Ятвягия» проводила в Роминтенской пуще палаточный лагерь «Роминта-2008». Скауты откликнулись на призыв благоустроить воинское захоронение. Разбросанные человеческие кости были возвращены в братскую могилу, яма была засыпана, поверхность земли выровнена. 10 июля участники лагеря «Роминта-2008» провели памятное мероприятие. Я отслужил панихиду, скауты возложили венки и цветы.



Выброшенные из братской могилы останки русских воинов были заново погребены

Ежегодно, во время проведения палаточных лагерей «Роминта», скауты проводили памятные мероприятия и старались поддерживать порядок на братской могиле. Был расчищен от кустарника проход к автомобильной дороге. Служились панихиды, возлагались венки. Сообщения о проделанной работе помещались в бумажных и электронных СМИ. Те, кому положено по Закону поддерживать воинское захоронение в надлежащем состоянии (смотри выше), старались его не замечать. На учёт воинское захоронение поставлено не было, памятный знак установлен не был, охрана организована не была. Таким образом, это воинское захоронение постоянно находилось в опасности очередного разорения «черными копателями». В 2013 году, используя увеличившиеся возможности, «Ятвягия» провела на воинском захоронении более масштабные благоустроительные работы. Для исключения возможности раскопок на поверхности братской могилы была залита армированная бетонная плита. Поверх неё была уложена тротуарная плитка. Рядом был установлен металлический «ятвяжский», один из тридцати трёх, изготовленных в том году. Ещё три креста и гранитная плита с надписью были установлены у автомобильной дороги на траверзе братской могилы. Работы 2013 года завершили процесс благоустройства воинского захоронения, начатый нами в 2008 году.



Кресты у автомобильной дороги на траверзе братской могилы чиновник областного Правительства считает памятником тщеславию

Итак, воинское захоронение «Сосновка» («Шелден») приобрело вполне благоустроенный вид. При этом те, кому по Закону положено было заниматься его восстановлением и благоустройством, не потратили ни копейки бюджетных средств, ни минуты рабочего времени. Можно было бы ожидать благодарности от чиновников. Можно было ожидать, что хоть паспорт на это воинское захоронение ответственные лица изготовят. Но кампания паспортизации Венедиктова-Адылова-Плюхина прошла стороной мимо воинского захоронения «Сосновка» («Шелден»). Паспорт на него изготовлен не был.

Чиновник областного правительства Альберт Адылов в очередной раз вспомнил это воинское захоронение на своей странице ВКонтакте 20 мая 2015 года. Придётся процитировать его оскорбления, направленные в мой адрес, и его угрозы в адрес установленных православных крестов и памятной плиты:

«…Откуда ноги растут - понятно, поскольку данная группа подчиняется нестеровскому "хутору", окормляемому моральным уродом Бирюковым, который в посёлке Сосновка пару лет назад подобным же образом "восстановил" абсолютно не нуждавшееся в этом захоронение. В итоге там сейчас оригинальная столетняя могильная плита едва видна из тротуарной плитки, зато вокруг в изобилии насажены памятники тщеславию "восстановителей" и их политическим взглядам. Смысл - понятен: показать, кто тут главный.

И что со всем этим делать? В прокуратуру писать? Ведь почти 8 лет как принят порядок установки памятных знаков в Калининградской области, чётко и ясно гласящий:

"8. Памятники, памятные знаки и мемориальные доски, установленные с нарушением настоящего Порядка, демонтируются.Расходы по демонтажу памятника, памятного знака или мемориальной доски возлагаются на юридических или физических лиц, установивших памятник, памятный знак или мемориальную доску.

9. Граждане, должностные лица, виновные в нарушении настоящего Порядка, несут административную, гражданско-правовую и иную ответственность, установленную действующим законодательством».

Чтобы прикрыть свой саботаж выполнения Закона РФ «Об увековечении памяти павших при защите Отечества» чиновники идут на обман и злобную клевету. Да, захоронение в Сосновке мы начали восстанавливать в 2008 году и закончили это «пару лет назад», в 2013 году. Это точно. Но заявление Адылова о том, что это воинское захоронение в восстановлении «абсолютно не нуждалось», не лезет ни в какие рамки. В 2008 году оно было разорено, раскопано. Останки русских воинов были разбросаны, территория заросла непроходимым кустарником. Назвать православные кресты «памятниками тщеславию восстановителей», а плиту с надписью «Воинам Российской императорской армии» - «памятником «их политическим взглядам»? Это какую же злобу надо иметь, чтобы так думать и такое писать в социальных сетях?



Мемориальная плита названа чиновником областного Правительства "памятником политических взглядов". Но Российская армия в 1914 году действительно была Императорской

Что будет дальше? За много лет логику муниципальных чиновников я изучил: «Нет паспорта, на учёт захоронение не поставлено - значит, для нас оно не существует, и требования Закона РФ №4292-1 в отношении его можно и дальше не выполнять». Адылов, видимо, будет добиваться и далее сноса крестов и мемориальной плиты, уничтожения плиточного покрытия братской могилы и доведения её до первоначального, «не нуждающегося в восстановлении» состояния. То есть до состояния ямы с выброшенными костями, заросшей кустарником. А ведь логика у чиновника есть: при таком состоянии и отсутствии паспорта об этом воинском захоронении можно забыть. Зарплата будет идти прежняя, а работы меньше.

Шура, где паспорт на воинское захоронение Сосновка (Шелден)?

Эксклав.ру

Нестеровский район, Венедиктов, профанация, Первая мировая война, паспортизация, воинские захоронения, Калининградская область, протоиерей Георгий Бирюков, Губернатор Н.Н. Цуканов, провал

Previous post Next post
Up