"Я утверждаю, что данный проект будет закрыт", - такое мнение о строительстве калийно-магниевого рудника в поселке Нивенское высказала кандидат химических наук, бывший старший научный сотрудник Института общей и неорганической химии НАН Беларуси Наталья Шульга.
Она вела научную работу по подобному предприятию в Белоруссии - Солигорскому комбинату.
Стоит отметить, что руководителем института, откуда Наталья Шульга уволилась два года назад, является куратор Нивенского проекта академик Николай Крутько.
Наталья Шульга: "Предприятия, которые имеют отношение к производству минеральных удобрений относятся к первому классу опасности. Солигорский комбинат отработал порядка 50 лет. Там засоления сейчас в радиусе 100 км. от комбината на глубину больше 1 метра.
Что касается калининградского проекта. Я с самого начала 2013 года, еще до увольнения, задавала этот вопрос своим коллегам - «Что вы будете делать с отходами? Это не пустыня Сахара, это Калининградская область. Там 100 - процентная влажность практически круглый год и все соли попадут в сети водоемов Калининградской области». Поэтому, вопрос отходов - это вопрос №1. Выход товарного продукта - сульфата калия - в лучшем случае составит всего около 40 % от теоретически возможного, и не более 10% от объема добываемой рудыДобывать придется 14-15 млн. тонн руды. Уже сама по себе добыча такого объема - это, простите, хороший калийный комбинат в Солигорске со всеми его ужасающими последствиями для экологии. И не надо никого обманывать".
Также Наталья Шульга обратила внимание на то, что руководство компании «Стриктум», получившая лицензию на разработку месторождения в Нивенском, тщательно обходит тему отходов.
Наталья Шульга: "У меня всегда был и остается вопрос - куда вы денете хлормагниевые щелока [отходы химической промышленности - прим.ред.]. Перерабатывать их сегодня нерентабельно. Таких технологий не существует. Значит придется их куда-то девать. Куда? Загонять в недра Калининграда? Кто вам даст разрешение на закачку этих щелоков? Подобным закачкам предшествуют годы научных исследований. Кто их будет делать? Дилетанты будут решать - можно или нельзя закачивать в калининградские недра 15 млн. тонн рассолов ежегодно? Как химик я сегодня утверждаю, что проект будет закрыт! Вопрос только, когда. Все зависит от денег и желания инвестора".
Тем не менее, по мнению Натальи Шульги, проект закроют после того, как сделают огромные деньги на строительстве шахты.
Эксклав.ру
http://exclav.ru/sobyitiya/oblast/kandidat-himicheskih-nauk-o-stroitelstve-shahtyi-v-nivenskom-proekt-budet-za.html