Чьи интересы представляет российский эксклав в центре Европы: России или западного мира?

Sep 28, 2015 20:33



Геополитическое положение Калининградской области - нахождение в центре Евросоюза - и раньше требовало особого внимания со стороны органов государственной власти Российской Федерации к нашему региону. А после изменения глобальной международной обстановки, обозначившейся в 2014 году, когда актуализируется необходимость усиления позитивной составляющей позиционирования России в мире, особенно, повышается роль Калининградского региона. Но, похоже, что руководство области упорно не замечает обострившейся ситуации.

Официальная политика Евросоюза на данном историческом этапе не отличается симпатиями к России и, с одной стороны, это качественно меняет значение эксклавного российского региона для обеспечения эффективного диалога с европейскими странами. С другой стороны, при общей направленности политики развитых западных стран на поддержку «цветных революций», Калининградский регион попадает в зону риска, обусловленного географическими и геополитическими особенностями, что создаёт потенциальную опасность сепаратистского характера. Ведь именно Калининградская область больше, чем «большая» Россия, страдает от введения различных санкций, осложняемых экономической и транспортной зависимостью региона от окружающих стран.

Кроме того, граждане Калининградской области тесно общаются с соседями, как на территории области, так и в процессе многочисленных поездок по Европе - деловых, туристских и в рамках культурного обмена. Поэтому можно утверждать, что население Калининградской области находится под непосредственным влиянием ценностей Европейского мира. Очевидно, что развитие духовной связи калининградцев с «материковой» Россией является не только залогом сохранения области в зоне культурного и политического влияния России, но и является основой для обеспечения национальной культурной безопасности самой России.

Властными структурами Калининградской области упорно и с завидной последовательностью игнорируются мнения учёных и общественности, предупреждения о том, что все процессы, которые разворачиваются на территории Калининградской области, являются прообразом футуристических сценариев для самой России, в случае потери её культурной идентичности. Можно увидеть на примере Украины как при организованной поддержке Запада переформатировалось сознание наших кровных родственников, произошло забвение нашей общей истории, само имя Россия и Русь становится под запрет, выросло уже целое поколение, враждебное к России. Нужно быть до глупости наивным, что бы думать, что по отношению к Калининградской области у современного Запада только благие намерения. Поэтому Калининградская область не может оставаться индифферентной к этим процессам увеличения исторической и культурной амнезии. В связи с этим возрастает роль региона как форпоста России в центре Европы, а также повышается значение региона в обеспечении национальной культурной безопасности России в целом.

Обеспечение национальной культурной безопасности региона возможно на базе использования внутреннего потенциала, имеющихся ресурсов региона, на основе действующих нормативных правовых актов, но только при условии смещения акцентов в направлениях государственной политики как в отношении региона со стороны федерального центра, так и на региональном уровне. Причём смещение акцентов должно осуществляться от экономического взгляда в сторону культурологического осмысления современных процессов. Связующим звеном здесь способна оказаться сфера туризма, которая исходно являясь частью экономической сферы, во многом взаимодействует со сферой культуры. Поэтому применительно к Калининградской области культуроориентированность туризма должна стать основополагающим направлением его развития.

Для того, чтобы акцентировать роль культуры в целях успешного развития туристской отрасли в Калининградской области, необходимо отметить общие тенденции в трансформации отношения к культуре в современном российском обществе. В государственном регулировании различных процессов роль культуры значительно повысилась. Нельзя сказать, что до настоящего момента фактор культуры всецело игнорировался. Но, особо отрадным можно считать то, что в последние годы в государственной политике стала заметна ориентация на культуру в её широком значении, стала озвучиваться её роль как духовного фактора, стабилизирующего общество, создающего основу национальной безопасности. На роль культуры как фактор обеспечения национальной безопасности указывают различные программные документы: раздел VII Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года; принятые в декабре 2014 г. Основы государственной культурной политики, речи Президента РФ на Валдае в 2013 и в октябре 2014 г. На связь культуры и туризма и необходимость сохранения единого культурного кода народа, укрепления единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций прямо указывается и в принятой в 2014 году государственной программе «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».

Принятие Основ государственной культурной политики ознаменовало тот факт, что на уровне федерального Правительства, вслед за соответствующими процессами в российском общественном сознании, наконец-то, произошла смена историко-культурной парадигмы с европоцентристской ориентации на цивилизационную, основанную на плюрализме культур, равнозначности различных цивилизаций. Произошло то, что отказывается принять западный мир! Эта смена историко-культурной парадигмы свидетельствует о том, что, наконец-то пришло понимание, что «чистая экономика» теряет своё всепоглащающее значение, а культурно-цивилизационные особенности и ценностные ориентации становятся доминирующими в определении политической жизни большинства стран. И поэтому от культуры, цивилизационной ориентации государств экономика теперь становится производной.

Экономикоцентричность - это базовая категория, которая лежит в основе рационалистической концепции исторического процесса, детально объясняющего развитие западной цивилизации, но мало способствующей взаимопониманию между народами, и поэтому теряющей свою актуальность в современном мире. В условиях глобализации именно европоцентристские идеи распространились на весь мир в качестве доминирующих. Диктат американизирующей культуры, как закономерный итог развития западной цивилизации, стал вызовом для стран и культур незападного мира, и они ответили на это неприятием вестернизации, зачастую даже агрессией, выраженной в форме международного терроризма. Мир стал перед выбором: или полностью раствориться и подчиниться чужеродной культуре, или активно противостоять пустоте и безнравственности ценностей вестернизированного мира. В этом противостоянии культур пробудилось самосознание многих народов.

Цивилизационный выбор, ориентация на ту или иную цивилизацию становится основополагающим элементом многих процессов, в том числе, порождающих конфликты как межнациональные, так и межгосударственные. Пример с Украиной является ярким выражением этого цивилизационного противостояния и недооценки культурного фактора нашими политиками и государственными деятелями.

Но такая положительная смена акцентов заметна только на федеральном уровне, а в Калининградской области данная тенденция игнорируется, то ли в силу провинциальности (как правило, в провинцию всё доходит с опозданием), то ли антироссийская линия здесь проводится намеренно. Но факт остаётся фактом: к сожалению, в Калининградской области роль культуры до сих пор недооценивается. При принятии Стратегии социально-экономического развития Калининградской области в 2012 г. не были услышаны замечания Общественной палаты Калининградской области о необходимости комплексного, взаимообусловленного развития культуры и туризма, об особом значении системного взаимодействия этих отраслей для обеспечения национальной культурной безопасности, как самого региона, так и России в целом. На основании данной Стратегии была принята Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», где вопросы обеспечения национальной безопасности озвучиваются, но отсутствует связь обеспечения национальной безопасности с культурной составляющей и тем более отсутствует такая связь с туристской отраслью.

К сожалению, ни одно из мероприятий программы не нацелено на выражение российской культурной специфики. Среди запланированных мероприятий есть такие как реконструкция и техническое перевооружение объекта культурного наследия регионального значения «Здание янтарной мануфактуры» (1899 год), реконструкция старых мостов и улиц в историческом районе «Альтшдадт» и в непосредственной близости к нему. При этом совершенно отсутствует хотя бы одно мероприятие, нацеленное на продвижение его российской специфики, и подталкивает к выводу о том, что в государственном управлении отсутствует нацеленность на стратегическое развитие культуры региона.

Конечно, при планировании развития туризма нельзя игнорировать и немецкую культурную составляющую. На наличие в калининградском регионе дуализма культур неоднократно указывалось автором (мною) уже с 2001 года. Но использовать его в государственной политике следует взвешенно, без перекосов в германскую составляющую, которая утверждается с маниакальным упорством рядом влиятельных лиц.

Таким образом, игнорирование значимости духовной сферы и культурологического влияния в стратегическом планировании развития Калининградской области является серьёзным недостатком региональной политики. Но при этом, парадокс состоит в том, что, хотя государственная власть в области открыто и не признаёт культуру в качестве наиболее важной части формирования облика региона, но латентно активно проводит культурную вестернизацию в качестве государственной политики. Возникает предположение, что такая позиция является осознанной: на внешнем уровне культурный элемент признаётся вторичным по отношению к экономике, но культурная политика нацелена на жёсткую вестернизацию региона. Осуществляется эта политика последовательно: принятие туризма, имеющего вестернизированный культурный облик, в качестве одного из приоритетных направлений - включение в государственные программы в сфере туризма только объектов вестернизированной направленности. При этом совершенно отсутствует, даже на уровне идей, представленность презентационной российской тематики, которая позиционировала бы Калининградскую область как регион с русской культурой.

Региональной властью даже на концептуальном уровне упорно игнорируются все альтернативные предложения по развитию культуры и туризма. В калининградском управленческом сознании отсутствует понимание того, что для эффективного развития в Калининградской области конкурентоспособного туристского продукта, интересного окружающим нас европейским странам, необходимо, основываясь на исходном дуализме культур, обеспечить государственную поддержку следующим видам туризма, которые имеют в регионе как реальную базу, так и огромный потенциал для развития.

Например, странно, что хотя в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», необходимо поддерживать социальный туризм, отмеченный в качестве приоритетного направления наряду с въездным и внутренним туризмом, нигде в документах, затрагивающих вопросы развития туризма, это не отражается. А ведь социальный туризм активно способствует созданию и развитию туристской инфраструктуры, созданию различных туристских троп, которые можно в дальнейшем использовать в турбизнесе.

Удивительным образом, во всех программных документах отсутствует поддержка лечебно-оздоровительного туризма, который широко представлен на Калининградском побережье Балтийского моря и требует только инфраструктурной модернизации и эффективной рекламной политики. В России - лучшая система санаторно-курортного лечения, так как основана на комплексном подходе оздоровления организма, в отличие от подавляющего большинства мировых курортов, которые внешне выглядят гораздо презентабельнее. Но, об этом мало кто знает не только среди наших соседей, но и внутри страны, поэтому целенаправленная государственная политика поддержки этого вида туризма также отсутствует!

На современном этапе развития нашей страны, наконец-то, созрело понимание того, что без развития сельского хозяйства невозможно обеспечить продовольственную безопасность России. Поэтому нужно использовать все возможности для возрождения аграрного сектора, в том числе и возможности непрямого характера. И тут опять может прийти на помощь туризм, теперь в его аграрной разновидности. Мультипликативный эффект от развития сельского (или деревенского) туризма выражается не только во влиянии на популяризацию сельского труда, но и в способности вовлечения через анимационные мероприятия работников культуры на селе, народных коллективов, соответственно, и развитию фольклорного и иного народного творчества, созданию на селе новых рабочих мест. Данный аспект развития туризма, опять-таки, ускользнул от внимания региональных властей, несмотря на то, что подобный отдых всё больше и больше интересует европейцев, способных содержимым своих кошельков подпитывать и наши сельские территории, а нищих работников культуры - хоть пруд пруди!

Но самое главное! Наше германофильское управление областью не понимает, что для усиления российской самобытности региона необходимо развитие туризма на этнографической основе в различных формах: как в модернизированном, так и в стилизованном виде. В качестве «know how» для продвижения области на международном уровне, привлечения въездных туристских потоков целесообразно инициация создания тематического парка семейного отдыха типа «Диснейленд», но исключительно на базе российского культурного материала с условным названием «Русская сказка». Российская и советская кинематография, мультипликация, литература и фольклор обладают достаточными ресурсами для воплощения их в персонажах и аттракционах соответствующего туристского объекта. На базе данного тематического парка становится реальным также и создание этнографического анимационно-рекреационного комплекса, стилизованного под традиционное сельское поселение, с условным названием «Русская деревня» и т.д.

Информационная поддержка данных направлений способна выдать как рекламный (для области), так и долгосрочный экономический эффект (конечно, после предварительных инвестиций, но начинать ведь когда-нибудь надо!). Ведь активное продвижение туристского продукта, позиционирующего национальную культурную фактуру, может способствовать развитию различных сфер предпринимательской деятельности и влиять на повышение социального благополучия населения. Поэтому в области государственной поддержки туристской отрасли и создания эффективного механизма обеспечения национальной культурной безопасности прямо сейчас необходимо осуществить ряд неотложных мер.

Во-первых, необходимо признать важнейшую роль культуры в формировании самосознания и идентичности как на региональном так и на общенациональном уровне. Во-вторых, следует осознать опасность вестернизации, препятствующей обеспечению национальной культурной безопасности. И, наконец, принять региональный закон и программу поддержки социального туризма и разработать государственную культурную политику региона, предполагающую развитие традиционного культурного элемента. Признавая дуализм культур в регионе в как данность, необходимо преимущественно развивать при поддержке государства российскую составляющую, а не немецко-прусский компонент, который может развиваться естественно, силами заинтересованных германофильски ориентированных предпринимателей без поддержки государства. Тем более, что сторонников этого направления среди представителей бизнеса предостаточною. Логично, когда государство занимается поддержкой тех проектов, которые обеспечивают национальную безопасность страны, а не подрывают её!

Но о чём это я?! В одной июньской программе «Позиция» на местном телевидении новый региональный министр туризма заявил, что европейский потребитель туруслуг - это не наш потребитель и раз на данный момент у нас преимущественно сфера туризма ориентирована на российского туриста, то стоит и придерживаться этого тренда. Другими словами, как у нас было, так всё и останется - никакой модернизации, никаких попыток привлечь европейцев к развитию въездного туризма, и тем более, никаких попыток хоть как-то постараться популяризировать Россию и российскую культуру в мире. То есть, использовать своё уникальное расположение в центре Европы на собственную пользу и на пользу всей страны, мы не собираемся, и даже и не будем пробовать! Зато будем дальше обезьянничать перед западом и каяться в том, что мы дикари по сравнению с ними и никак не можем достичь высот европейской
цивилизации.

Комарова Ирина Ивановна,
кандидат культурологии

Эксклав.ру

прозападная внутренняя политика, Калининград, губернатор Н.Н.Цуканов, Калининградская область, пятая колонна, пятая колонна в Калининграде, Правительство Калининградской области, Николай Цуканов

Previous post Next post
Up