Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Пруссии» в начале XIV века. Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Кобыла - боярин во времена правления московских князей Ивана Калиты и Симеона Гордого. В летописях Андрей Кобыла упоминается только однажды: в 1347 году он был послан из Москвы в Тверь за невестой великого князя Симеона Гордого, дочерью князя тверского Александра Михайловича. Больше о нём письменные источники 14-го века не упоминают.
При составлении в 17 веке т.н. «Бархатной книги» (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских родов России), в неё было включено предание, согласно которому Андрей Кобыла выехал «из Немец», из прусской земли.
В том же XVII веке в родословной Колычёвых, так же являвшихся потомками Андрея Кобылы, появился более развёрнутый вариант этого предания. По нему некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. В знак происхождения из прусского края потомкам Кобылы в 18-м веке был присвоен герб города Данцига в «земле Прусс»: золотая корона с двумя крестами под нею на красном поле.
У Андрея Кобылы по родословцам было пять сыновей, родоначальников многих боярских и дворянских фамилий (Лодыгины, Коновницыны, Колычёвы, Лошаковы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы, Голтяевы, Беззубцевы, Шереметевы и другие). Так вот, в знак общности происхождения от древних прусских королей герб Данцига стал частью гербов вышеназванных фамилий за исключением герба самих Романовых. После избрания на царство Михаил Романов и его потомки пользовались государственным гербом (изображением двуглавого орла) как личным. В 1856 году Александр II утвердил фамильный герб дома Романовых: на серебряном поле червлёный грифон, держащий золотые меч и щит, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов: четыре золотые и четыре серебряные. Этот герб использовался ещё в 16 веке дедом царя Михаила Фёдоровича, боярином Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Таким образом сложилось, что происхождение от древних прусских королей подчёркивалось в гербах всех потомков Андрея Кобылы, за исключением самой царской династии Романовых.
Среди современных историков нет единства в вопросе происхождения Романовых из Пруссии. Многие считают, что Романовы - выходцы из Новгорода. Но как раз в Новгороде с конца 12 века существовала Прусская улица, на которой селились выходцы из Пруссии.
В свете спора о происхождении Романовых довольно любопытным видится небольшая работа Василия Сергеевича Арсеньева, родного брата профессора Кенигсбергского университета Николая Арсеньева. Эта статья под названием «О прусском происхождении Романовых» была опубликована во 2 выпуске за 1936 год историко-генеалогического журнала «Новик», издававшегося в Афинах профессором Леонидом Савёловым, основателем научной генеалогии в России тиражом всего в 12 экземпляров. Уцелевший экземпляр журнала найден в одной университетской библиотеке Нью-Йорка.
Леонид Савёлов изначально был ревностным противником «легенды» о выезде Романовых из Пруссии. Но, будучи объективным исследователем, он обратился к живущему с 1933 года в Кенигсберге Василию Арсеньеву с просьбой собрать факты, опровергающие эту легенду. Василий Арсеньев постарался добросовестно выполнить эту просьбу, но собранные им факты, напротив, давали преданию более прочные основания, чем известные до той поры российским исследователям.
Арсеньев начал с указания о том, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий о выезде Гланды Кобылы в Новгород, и местные историки такового не знают.
«Между тем», - отметил Василий Сергеевич - «в издании «Памятники истории Вармии» (Эрмланда), напечатанных в 1860 году в Майнце, имеется под №86а ленная грамота от 23/VI, 1290 года на имение Налабен около городка Мельзака в приходе Петервальде на имя Гландус Кабилло.
Имя Гланд часто встречается среди вождей Прусских племен; так, в 1260 году началось кровавое восстание против Ордена, во главе Пруссов был вождь самландцев Гланда; другой прусский вождь из племени бартландцев - Дивон - бежал, после поражения, в Литву и устроил там новое святилище - «Романове» (В.Пирсон. История Пруссии. Берлин, 1906). Также бежали после неудачи общего восстания 20 сентября 1260 года Пруссы из Эрмсланда и Погезонии в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы.
В 1260 году, во время восстания самландцы (прусское имя) выбрали своим вождём для войны Гланда (Дусбург, Хроника, III, 89, ссылка по труду А.Л. Эвальда: «Завоевание Пруссии немцами», III), хотя во главе этого племени стоял родовой «рейкс» Кодруне.
В 1260-61 г. в Самландии восстание было поднято вождём Гландом из рода Витингов из Ротау (в крещении имя его Рихард); в Самландских высших классах имя Гланда встречается весьма часто.
В 1262 году упоминаются павшие в бою с немцами у Фрише-Нерунг (залив близ Кенигсберга) вожди самландцев - Свойно и Гланда (Август фон Коцебу. Древнейшая история Пруссии. I - IV. Гамбург, 1811). 20 июня 1281 года комтур Кенигсберга Манегольд дал братьям Пошонше, Герме и Гланду столько земли у Квитенена, близ Прейсиш-Голланд, сколько они могут обработать 3 сохами (Перльбах Регестен, №865, ссылка в книге Эвальда).
Под 1298 годом упоминается в Самландии, в Вагене, Гланде, сын Сембона, владелец поля Сиргате, из рода Витингов.
В 1299 году в помощь к комтуру Кенигсберга Бертольду Берхгольцу пришел из Рынова - Гланда, из рода старинных Витингов, потомков древних языческих вождей жупанов (Фойгт. История Общества ящерицы в Пруссии. Кенигсберг, 1823).
В Пруссии существуют доселе деревни - Гландау и Гланден близ Браунсберга (ныне - Бранево).
Что касается до имени Кабилло, то не происходит ли оно от названия рукавов Вислы у Эльбинга - «Кобел», которые являлись в 1281 году границей между владениями Поморского князя Мествина и Ордена (Эвальд. Завоевание Пруссии немцами)? Местностей, имевших такое название, в Силезии и Пруссии великое множество, например Кообельбуде, Кобель и Кобельтен в Пруссии, Кобилло около Данцига и т.д.
Наконец, относительно самой фамилии Романовы - не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далекой Прусской прародине названии святилища - Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т.д.»
(Арсеньев приводит здесь аналогию в именах потомков выехавшего на Русь Мурзы Салхомира - Ел-Суфа («больно хитрого»); одни назывались - по переводу слова - Хитрово, другие по созвучию - Олсуфьевы.
Таким образом, добросовестно исследовав местные источники, Василий Арсеньев находит основания достоверности предания о выезде предка династии Романовых Гланда Камбилы из Пруссии в Новгород. Следует подчеркнуть, что к моменту записи этого предания (Бархатная книга - 17 век), все эти сведения (например, «Гланда Камбила, сын Дивона, потомок прусского короля Видевута») просто не существовали для русского читателя. Так, «Хроника земли Прусской» Петра Дусбурга была издана только в 1994 году. Её изданиями на латинском или немецком языках стали пользоваться только в эпоху профессиональных историков типа Карамзина, в конце 18 века. К моменту написания Бархатной книги набор этих имён был для русских ещё недоступен.
Итак, в юбилейный год 400-летия династии Романовых Калининградская епархия может напомнить, что предок этой династии был выходцем с нашей земли.
В дальнейшем многие члены дома Романовых были связаны с судьбой Пруссии, с её территорией. Так, отец царя Михаила Романова, митрополит Филарет (будущий патриарх) с 1612 по 1619 годы жил в заключении в замке Мариенбурга (ныне - Мальборк) - первой столицы Тевтонского ордена в Пруссии.
Благодаря своему географическому расположению Восточная Пруссия была для россиян проходным двором при поездках в Западную Европу. Начиная с Петра Первого многие представители дома Романовых были проездом на территории Калининградской области. Наиболее известно «Великое посольство» Петра Первого. Но сам Петр побывал на территории нашей области ещё несколько раз. Обычно преувеличивается значение первого его приезда в Кенигсберг с Великим посольством. Русский царь, а с ним и вся Россия ехали учиться у Запада. Замалчивается его деятельность в Кенигсберге весной 1716 года, когда Петр Первый лично провёл через Кенигсберг галерную эскадру с 5000 солдат гвардейских Преображенского и Семеновского и пехотного Астраханского полков. Стоя на мостике своего флагманского корабля «Дельфин», он провёл по Преголе 40 галер под Андреевскими флагами, чтобы затем двинуть русский флот на завоевание Швеции.
В дальнейшем много раз российские императоры, императрицы и другие члены дома Романовых побывали на нашей земле. Некоторые представители дома Романовых оказали большое влияние на судьбу Пруссии. При императрице Елизавете Петровне русская армия завоевала Пруссию, которая на пять лет стала российской губернией. При ней на нашей земле были освящены православные храмы в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле. Отметим, что распространение Православия в Пруссии связано с годами правления в России династии Романовых. Но это - отдельная история.
При Петре III Восточная Пруссия была великодушно возвращена прусскому королю и между Россией и Пруссией наступила пора мира. Екатерина Вторая вместе с Пруссией делила Восточную Европу, участвуя в разделах Речи Посполитой.
Император Александр I спас Прусское государство от полного уничтожения. Он лично приехал в Пруссию для того, чтобы руководить действиями русской армии, сражающейся с Наполеоном. Первая война была неудачной: Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзитский мир. Но всё это навечно вошло в историю России, связавшую её с этой землёй. Изгнанием Наполеона и взятием Кенигсберга под Рождество Христово закончилась Отечественная война 1812 года. Александр I установил церковно-государственный праздник в честь спасения России от нашествия галлов и с ними 20 языков и повелел построить Храм Христа Спасителя в Москве. Такое же название получил и кафедральный собор Калининграда.
Побывали в Восточной Пруссии и все последующие российские императоры, а также многие иные представители дома Романовых. Из последних можно отметить личное участие многих Романовых в Первой мировой войне на территории нынешней Калининградской области. В качестве сестры милосердия в госпитале в Инстербурге работала двоюродная сестра императора Николая II великая княжна Мария Павловна. Её брат великий князь Дмитрий Павлович, а также сыновья великого князя Константина Константиновича (поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.) Иоанн, Игорь, Гавриил и Олег участвовали в 1914 году в боевых действиях в Восточной Пруссии в качестве кавалерийских офицеров. Князь Олег погиб в октябре 1914 года на границе Восточной Пруссии. Великие князья Иоанн и Игорь были злодейски убиты в июле 1918 года под Алапаевском вместе со святой великомученицей великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Русской Православной Церковью за границей они были канонизированы как святые новомученики российские. После происшедшего объединения Церквей логично предположить, что эти два представителя дома Романовых будут рано или поздно включены в наши святцы. Знаменательный период их молодых жизней (участие в войне) прошел именно на территории нашей области. Как местночтимые святые они могли бы служить небесными покровителями нашей епархии.
Протоиерей Георгий Бирюков