Nov 22, 2013 14:06
Наверное, какое-то время, пока все хорошо (типа:), давайте поговорим об абстрактном. Например, о доверии.
Главное, что я вынесла из своего изобильного негативного опыта, как в рабочих, так и в личных отношениях: без взаимного доверия все они невозможны. На работе доверие - это не только предполагаемое соблюдение дедлайнов и выполнение показателей, это еще очень много вещей, без которых не будет ни показателей, ни дедлайны ставить смысла нет. Например, когда начальник говорит, что он доверяет тебе какие-то свои функции, - надо... бежать. Очень быстро. На самом деле он никогда не будет уверен, что ты сделаешь все так же хорошо, как сделал бы он. Кончится все тем, что он все равно возьмет инициативу в свои руки, в худшем случае еще и попытается не заплатить, ведь ему все пришлось делать самому! И дело не в том, насколько хорошо ты сделаешь эту работу. Он доверил тебе то, что ты вряд ли сможешь даже просто удержать в руках, - его собственный проект, который ты можешь выполнить, лишь сделав его своим проектом. А это такая степень доверия, на которую большинство начальников не способно. То есть им как бы надо быть готовыми к тому, что новая метла по-новому метет и, возможно, даже чище, но сердце (если оно у них есть) все равно противится.
Еще бывает такой интересный токсический сценарий: "Ты же переводчик (маркетолог, пиарщик) - я тебе доверяю!" Яд здесь в том, что у руководителя нет четкого представления о том, чем занимается переводчик, маркетолог, пиарщик и т.д., но зато есть яркая и волшебная картинка каких-то чудес: переводчик должен переводить без словаря, маркетолог - повышать продажи на 200% НЕМЕДЛЕННО, а пиарщик... О-о-о, из ложных представлений о его работе можно снять гепталогию в стиле фэнтези. Вообще любая попытка переложить ответственность с человека на его должность заканчивается тем, что начальник начинает тебя учить, как тебе делать твою работу. Критерии ее хорошести - в голове у начальника, а не в объективном мире и тем более не в твоей профессиональной сфере. А показатели - это всего лишь статистика, которую можно читать, как угодно (точнее, как кому выгодно). В итоге приходим к тому же, что и в первом случае, и точно так же могут не заплатить, или заплатить меньше, или вместо тебя взять того, кто будет работать с иллюзией начальника, а не с объективным миром (и платить ему больше, чем обещали тебе).
В идеальном мире тебе доверяют проекты или обязанности, а потом не вмешиваются в твой рабочий процесс: в этом и есть смысл доверия на работе. Конечно, в твоих силах превратить классный проект в цирк шапито или в дом престарелых, и в большинстве случаев именно это и происходит - если это не твой собственный проект (и тогда ты, наверное, болеешь теми же болезнями, что и описанный здесь абстрактный начальник). Но два главных тревожных звоночка таковы: "Я хочу, чтобы все работало без меня" и "Ты же специалист!"
Если меня спросят, чему я научилась на своем последнем месте работы, я скажу так: слушать, что я сама себе говорю. Помнишь? Не связываться с non-profit-организациями. Не связываться с организациями, где работают волонтеры. Ни в коем случае не оказываться там, где результат не может быть оценен количественно, - в крайнем случае, по затраченному времени, а желательно сразу в деньгах (никакой отрасле-специфичной статистики!) В противном случае 80% времени у тебя будет уходить, чтобы кому-то что-то доказать или избежать того, чтобы тебя обманули. А если ты, не дай Бог, услышишь от начальника: "Деньги - не главное!" - беги за мазью для лыж. Так, на всякий случай. Это не всегда плохой признак, но тоже очень тревожный.