«А теперь - аресты!». Реализация принципа «хлеба и зрелищ» в здравоохранении. «С оказией».

Nov 02, 2012 15:58


Написано: как по поводу двух событий - того, что Министр здравоохранения Челябинской обл. арестован, продолжения пиар-борьбы на аналогичной ниве в Свердловской области («Это открывает широкие возможности для организации откатов»), так и по ситуации в медицине/системе ОМС «в целом». 
Плюс -
, Интерфакс - Россия, 02.11.12 Уголовный рентген

Система создана так, что бы ею управляли люди, обреченные брать взятки.
Система формирует условия для сговора, в т.ч. путем отбора ее участников.
Система так готовит свои нормативные акты, что их применение оставляет слишком много простора для административного произвола.
Поэтому случившееся в Челябинской области - лишь одна из иллюстраций поведения, неминуемого в этой среде. Где важен не результат (к примеру - повышение качества медицинской помощи), а «освоение средств модернизации». Ведь если бы у руководства отечественной медицины были иные приоритеты, они бы и вели себя по-другому. Например, озаботившись качеством и мотивацией медицинского персонала, что вполне можно было сделать - например включением т.н. «средств модернизации» в тарифы на оплату медицинской помощи (не так, как сейчас, когда в тарифы включена только малая часть этих средств). Тогда руководитель больницы мог бы по собственному усмотрению решить, куда ему актуальнее направить деньги - на повышение квалификации / производительности персонала или на «железо».
Но прицел, привычно, был сделан на иное - на сугубо коррупционоемкое направление - ремонты и закупки оборудования. Причем - в сжатые сроки. Точнее - в сроки заведомо невыполнимые, что и подтверждается срывами планов модернизации в ряде областей с наиболее развитой медициной (Москва, Свердловская обл. и др.).
А когда армия, лишенная идеологического стержня, находится без должного контроля в полуголодном состоянии, то охарактеризовать ее поведение более чем просто - мародерство. Причем на всех уровнях, от понуждения платить за лекарства в больницах до многомиллионных откатов «на самом верху». Но, знаете, это ведь выгодно: повязанная круговой порукой среда весьма уязвима для любого властного давления. Все ее возражения и претензии по поводу недоработок Центра останутся на «кухне». Или в ее современном аналоге - фейсбуке.
Хотя внешне все должно выглядеть прилично. И поэтому система организации финансирования медицины и контроля за ней (ОМС), перегружена излишними формальными функциями, имеющими, в лучшем случае, декоративное значение. Примером таких «излишеств» является, в частности т. н. «горячая линия», 90% звонков по которой связаны с получением полиса ОМС, а никак не с консультацией по проблемам с получением медицинской помощи. И это логично - медицинский страховщик не имеет никаких возможностей (и это правильно!) для оперативного вмешательства в лечебный процесс. Аналогичным организационным бредом являются и т. н. «представительства страховщиков» в больницах. Тьфу-тьфу нам в Свердловской области удалось избежать этой профанации.
А вот чуть ли не самая нужная функция в системе ОМС - контроль качества лечения (включая экспертизу качества медицинской помощи) осуществляется и будет осуществляться формально. Дело в том,  что медицинских страховщиков обрекли на такое положение, в т.ч. таким снижением норматива не ведение дел,  в котором они не в состоянии обеспечить адекватный уровень экспертной работы. Тем более - если на нем можно сэкономить к вящему удовольствию: как тех же больниц, так и ТФОМСа, который получает в свои руки отличный инструмент давления на страховые компании - контроль за упомянутой экспертизой, оценивать которую он может достаточно произвольно, но «эффективно» - налагая на страховщиков немалые штрафы. А что такое произвол в наложении санкций, если не прямая дорога к «неформальным договоренностям»? Поэтому я отлично понимаю причины, по которым, к примеру Свердловский ТФОМС установил на 2013г. норматив на ведение дела на минимально допустимом уровне, в 1%. «Уронив» его от 2012г почти на 15% в абсолютном выражении (ранее норматив составлял 1,8% от полученных средств ОМС, но с учетом перехода с 2013 года на одноканальное финансирование здравоохранения, которое приведет к росту объема средств ОМС в 1,5 раза, новый норматив должен был составить хотя бы 1,2%, чтобы обеспечить прежний уровень доходов страховщиков). В выхолощенном состоянии предлагается и механизм стимулирования за «высокие показатели» в защите прав пациентов, причем в нем легко может быть отказано по множеству формальных причин. Нетрудно догадаться, что и это является результатом давления на ТФОМС т. н. «лобби главных врачей», нуждающихся в максимальной свободе от ответственности за результаты труда вверенных им мед.учреждений.
Таким образом вся медицина как была, так и остается в «серой зоне» формальных деклараций и резко отличающейся от них практики. Простому пациенту здесь нечего ловить и поэтому он, продолжая тему «обреченности», при наличии мало-мальской платежеспособности будет продолжать лечение в тех же больницах, но уже «за свои (деньги)». А что бы он не считал, что Государство о нем забыло, время от времени кого-то из докторов по прежнему будут сажать. Как из рядового звена, так и званием повыше.
Прим. автора: этот сценарий идет уже по разряду «зрелищ», столь необходимых для поддержания спокойствия в каждой конкретной «Империи».

Путевые заметки, Политика. Социальная реабилитация, злые заметки, Свердловский ТФОМС, СМИ, здравоохранение, конфликты, ОМС, новости, "вести с полей", реформа здравоохранения, коррупция

Previous post Next post
Up