На кого рассчитана заявка на высокотехнологичную медицинскую помощь?

Nov 22, 2010 23:16


Заявка Свердловской области на высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «травматология и ортопедия/эндопротезы» не соответствует потребностям населения.

Это можно предположить, анализируя письмо Министерства здравоохранения и социального развития № 26-2-7696 от 25.10.10., которое получила компания Мегус АМТ, разбираясь с проблемами своего застрахованного. Казалось бы, рутинное дело, запрос пациента в страховую компанию, выдавшую ему полис ОМС, но он, от частного случая, привел к нешуточным разбирательствам в части оказания гражданам бесплатной специализированной и дорогостоящей медицинской помощи. Ожидание которой, порой, длится так долго, что отчаявшиеся граждане готовы продать последнее, лишь бы помочь себе или своим близким. Дело в том, что информация, предоставляемая в ЛПУ пациентам, о сроке ожидания плановых операций и иных видов высокотехнологичной мед.помощи (от 6 месяцев (МРТ) до 5 лет (эндопротезирование)), дает основания предполагать, что утверждаемые органами управления здравоохранения квоты на ВМП не соответствуют потребностям населения.
Расскажем подробнее о том, почему возникают такие выводы.
Проживающий в г.Н-Тагил Свердловской области гр.Т-в, 1938 г.р.,. получил «коксартроз с подвывихом бедра, укорочением конечности». Этот диагноз ему сообщили в ФГУ «УНИИТО им.В.Д.Чаклина», куда Т. был направлен на консультацию. Также врач рекомендовал Т. эндопротезирование. Однако в УНИИТО пациенту предложили только платную операцию в связи с «большой очередью», не разъяснив порядок получения бесплатной помощи и не указав конкретный срок ее ожидания. «Свободных» (и не маленьких) денег у трудившегося всю жизнь Т. не было и он, по совету знакомых, обратился в ту страховую компанию, полис ОМС (обязательного мед.страхования) которой, как ему рассказали, дает возможность разобраться «в таких делах». 
В целях защиты прав застрахованного Т. «Мегус-АМТ» (вновь выбранная страховая компания) направила запрос в УНИИТО для разъяснения порядка бесплатного медицинского обслуживания граждан в данном ЛПУ, ведении «листа ожидания» на оперативное лечение граждан и номере очереди Т. на бесплатную операцию. Однако ответ УНИИТО не содержал конструктивной информации и не позволил дать Т. мотивированные разъяснения по поводу требующейся операции.
Вместе с тем, согласно действующему в Свердловской области «Положению о предоставлении платных медицинских услуг населению» (утв.Приказом МЗ СО №154-п от 27.02.06), лечебные учреждения могут оказывать платные медицинские услуги населению только сверх программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и при условии выполнения ЛПУ государственной программы в полном объеме; перед заключением договора на оказание платных услуг застрахованный по ОМС пациент должен быть проинформирован о порядке и условиях предоставления ему в этом учреждении бесплатной медицинской помощи с указанием конкретных сроков и условий получения предложенной ему бесплатной альтернативы.
Положения указанного приказа МЗ СО соответствуют действующему законодательству РФ и направлены на усиление гарантий прав и законных интересов граждан - потребителей платных медицинских услуг, в том числе, на информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуг. Однако, как показывает практика нашей работы, ЛПУ зачастую игнорируют положения указанного приказа, как и положения Территориальной программы государственных гарантий. Жалоба гр.Т. на отказ УНИИТО в проведении бесплатной операции по эндопротезированию суставов не является единичной; как показывает анализ обращений граждан, в данном лечебном учреждении пациентам зачастую предлагается платное оперативное лечение под предлогом «длительного ожидания» бесплатной помощи без указания конкретных сроков ожидания, лица, ответственного за ведение «листа ожидания», и порядке постановки пациента в очередь. Аналогичные жалобы поступают и на действия Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза».
В открытом доступе информация о выполнении медицинскими учреждениями программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, порядке ведения «листов ожидания» высокотехнологичной медицинской помощи, порядке расходования ЛПУ средств бюджетов, отсутствует. Зачастую информацию о порядке предоставления медицинских услуг в том или ином ЛПУ можно получить только по судебному запросу в рамках рассмотрения конкретного гражданского дела, инициированного в интересах застрахованного гражданина.
Поэтому, в целях защиты прав застрахованного, «Мегус-АМТ» попросил Министерство здравоохранения и социального развития РФ «дать разъяснения по следующим вопросам: 
1. Как в Свердловской области организовано оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) за счет средств федерального и областного бюджетов, в частности, по эндопротезированию крупных суставов и оперативному лечению катаракты глаз, какими нормативными актами это регламентируется? Верно ли утверждение, что финансирование, например, операций по эндопротезированию крупных суставов в УНИИТО им.Чаклина, осуществляется за счет средств того и другого бюджета в рамках утвержденных, соответственно, МЗСР РФ и МЗ СО квот (на основании приложений №1-2 к Приказу МЗСР и ФМБА от 06.04.05 №259/19 и приложения к Постановлению Правительства СО от 04.07.07 №640-ПП)?
2. Каковы должные средние сроки ожидания пациентами плановой ВМП? Соответствуют ли утвержденные в Свердловской области квоты потребностям населения, если срок ожидания плановой медицинской помощи пациентами составляет до пяти лет, как на то ссылаются ЛПУ? Есть ли возможность для увеличения квот?
3. Организована ли работа комиссии МЗ СО по отбору пациентов, нуждающихся в ВМП, в соответствии с Приказом МЗСР РФ от 30.12.09 №1047н?
4. Организована работа комиссий по отбору пациентов для получения бесплатной ВМП в профильных лечебных учреждениях, в частности в ФГУ «УНИИТО им. В.Д.Чаклина Росмедтехнологий» и ЕЦ МНТК «Микрохирургия глаза»? Ведутся ли в указанных ЛПУ «Листы ожидания» плановой медицинской помощи, каков средний срок ожидания плановых операций по эндопротезированию суставов, по имплантации искусственного хрусталика?
5. Распространяется ли на деятельность лечебных учреждений федерального подчинения «Порядок...», утвержденный Постановлением Правительства СО от 04.07.07 №640-ПП (в ред. 15.10.09)? Распространяется ли на их деятельность приказ МЗ СО от 08.04.09 №386-п (в частности, Приложение 2)?
6. Какие вообще созданы и существуют в Свердловской области врачебные комиссии по отбору пациентов для получения плановой медицинской помощи, оказываемой по квотам?
7. Достоверны ли даваемые пациентам разъяснения консультантов профильных ЛПУ о том, что в рамках программы государственных гарантий для оперативного лечения используются изделия медицинского назначения (имплантанты, металлические конструкции для остеосинтеза и т.п.) исключительно отечественного производства, а импортные, более высокого качества, пациент должен приобретать за счет собственных средств?
8. Из средств какого бюджета должна быть оплачена операция по эндопротезированию суставов гр.Т. , куда и в каком порядке ему следует обратиться для установления места, срока получения необходимой медицинской помощи и показаний для ее получения в экстренном порядке?
Мы получили такой ответ Минздравсоцразвития России от 25.10.10. № 26-2-7696 (в нем  добавлены наши комментарии):
Департамент высокотехнологичной медицинской помощи Минздравсоцразвития России в пределах компетенции рассмотрел обращение, поступившее из ООО Медицинского страхования «Мегус-АМТ» от 13.08.2010г. № 408-ПД, по вопросам оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
По первому вопросу:
Нормативное правовое регулирование вопросов, связанных с организацией высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и от 30 декабря 2009 г. № 1152 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации», приказами Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. №1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета» и от 16 апреля 2010 г. № 242н «Об утверждении и порядке ведения форм статистического учета и отчетности по реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Минздравсоцразвития России.
Финансовое обеспечение расходов на выполнение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи федеральных медицинских учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также учреждений, подведомственных Российской академии медицинских наук, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, сформированного и установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование государственного задания.
В ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» (г. Екатеринбург) оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Травматология и ортопедия/эндопротезировние» осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
По второму вопросу:
Формирование государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляется с учетом заявленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения потребности населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, мощности медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания, нормативов финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Согласно заявленной потребности Свердловской области по профилю «Травматология и ортопедия/эндопротезы» в 2010 году плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи предусмотрены для 498 жителей данного субъекта Российской Федерации, в том числе в ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» - для 317 чел. М.А.: напрашивается вывод: заявка Свердловской области на высокотехнологичную помощь по профилю «Травматология и ортопедия/эндопротезы» не соответствует потребностям населения, не правда ли?
Лист ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2010 г. № 242н, используется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения для учета больных, направляемых в плановом порядке на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а также организации их проезда к месту лечения, в случае наличия у больного прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ.
Длительность нахождения больного в «Листе ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи» не регламентирована действующими нормативными правовыми актами и определяется, как правило, медицинскими показаниями для проведения высокотехнологичного лечения при тех или иных заболеваниях. М.А.: мы уверены, что указанные «показания» есть в наличии у абсолютного большинства нуждающихся в ней. По четвертому вопросу: Деятельность комиссий федеральных учреждений здравоохранения по отбору больных на обследование и лечение по высокотехнологичным видам медицинской помощи регламентирована Порядком направления граждан для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 г. № 1047н.
В соответствии с данным приказом в ФГУ «Уральский научно- исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» издан приказ от 11.01.2910 г. № 1 «Об организации работы ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» в 2010 году», в ФГУ «Межотраслевой Научно-технический Комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» -приказами от 20.04.2009 г. № 9 «О порядке приема на больных на оказание ВМП» и от 20.09.2010 г. № 31 «О составе комиссии по приему на оказание ВМП». М.А.: интересе состав этой комиссии......
По пятому вопросу: На деятельность федеральных учреждений здравоохранения не распространяется действие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По седьмому вопросу: В соответствии с приказом Минздравсоцразвитич России от 30.12.2009 г. № 1047н нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи включают расходы на приобретение медикаментов, оплату дорогостоящих расходных материалов (в том числе имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначений, вживляемых в организм человека, и т. д.), предусмотренных _стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России. на приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинской техникум используемой при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. М.А.: т.о. ВСЕ должно быть бесплатно. А квалифицированное потребительское сообщество должно бороться за то, что бы эти стандарты были прописаны надлежащим образом и подразумевали действительно качественные материалы.
По восьмому вопросу: В соответствии с Порядком направления граждан для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 г.. № 1047н, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные учреждения здравоохранения или учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Основанием для направления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения пациента в федеральное учреждение здравоохранения или учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи является решение Комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Основанием для рассмотрения на Комиссии субъекта Российской Федерации вопроса о направлении пациента в федеральное учреждение здравоохранения или учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации является письменное обращение пациента (его законного представителя) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с приложением копий паспорта гражданина Российской Федерации пациента, полиса обязательного медицинского страхования пациента (при наличии) и свидетельства обязательного пенсионного страхования пациента (при наличии), а также выписки из медицинской документации пациента за подписью руководителя медицинской организации (или уполномоченного должностного лица) по месту наблюдения и (или) лечения пациента, содержащая сведения о состоянии здоровья и проведенном обследовании и лечении, рекомендации о необходимости направления в медицинское учреждение для оказания ВМП.
Директор ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» Шлыков Игорь Леонидович является главным специалистом по травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения Свердловской области. На базе возглавляемого им федерального учреждения здравоохранения организовано ведение учета пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Оформление направления пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи с занесением информации в учетные формы «Талон на оказание ВМП» и «Лист ожидания оказания ВМП» не входит в компетенцию данного учреждения и находится в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области.
По информации, полученной в рабочем порядке от заместителя директора по лечебной работе ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» Т.И. Шилковой, пациент Т. в июле 2010 года консультирован врачами специалистами данного федерального учреждения здравоохранения и поставлен на учет, как нуждающийся в проведении эндопротезирования в плановом порядке по направлению Министерства здравоохранения Свердловской области.
Учитывая изложенное, в настоящее время пациенту Т. (его законному представителю) необходимо направить выше указанные документы в Министерство здравоохранения Свердловской области для рассмотрения вопроса о направлении его в профильное учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в установленном порядке. М.А.: что то подсказывает мне, что проблема Т. теперь будет решаться чуть лучше...... Директор Департамента высокотехнологичной медицинской помощи Н.Н. Точилова
Теперь мы не только можем помочь  конкретному обратившемуся, но и другим (см. "памятку"),  а так же подготовить материал для отдельного (депутатского?) запроса в МЗ СО с целью увеличения заказа на ВТМП.   Резюме случившегося - вот как полезно пациентам обращаться в профессионально относящуюся к своей работе и компетентную страховую компанию.
Кстати, жителям Свердловской области может быть интересен еще один документ: Порядок формирования государственного задания на ВМП (высокотехнологичную медицинскую помощь) (Приказ МЗСР №1047 от 30 декабря 2009 г.). Государственное задание формируется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и с учетом:
а) заявленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения потребности населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
б) мощности федеральных учреждений, участвующих в выполнении государственного задания;
в) нормативов финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
г) бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете в 2010 году на эти цели.
Что касается Федерального государственного учреждения «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина», то государственное задание на 2010 год по травматологии и ортопедии составляет всего 1394 (обращений), из них по ВМП - 397. При этом (см. письмо МЗСР от 25.10.10. № 26-2-7696,) «согласно заявленной потребности Свердловской области по профилю «Травматология и ортопедия/эндопротезы» в 2010 году плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи предусмотрены для 498 жителей данного субъекта Российской Федерации, в том числе в ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина» - для 317 чел.». 
Справка (далее):
Федеральное государственное учреждение «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия имени академика Г.А. Илизарова», г. Курган - гос. задание составляет всего 2845, по ВМП - 1341.
Федеральное государственное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии»,
г. Новосибирск - всего 5879, по ВМП - 3700
Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр травматологии и ортопедии», г. Чебоксары - всего 2488, по ВМП - 1608
Федеральное государственное учреждение «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии», г. Саратов - всего 2987, по ВМП - 1898
Федеральное государственное учреждение «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии»,
г. Нижний Новгород - всего 1091, по ВМП - 497.
В итоге мы подготовили для наших (и не только) застрахованных памятку -
Алгоритм оказания высокотехнологичной медицинской помощив федеральных учреждениях здравоохранения (составлен на основании приказа Минздравсоцразвития России от 30.12.09 №1047н).
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) - это мед.помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных мед.технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами.
Жители Свердловской области могут получить ВМП при наличии мед.показаний в 110 федеральных мед.учреждениях, расположенных как в Свердловской области (НИИ ОММ, УНИИТО, УНИИ дерматовенерологии, УНИИ фтизиопульмонологии), так и за ее пределами.
ВМП включает эндопротезирование крупных суставов, ЭКО, трансплантацию органов и др. (всего 142 вида ВМП, см.Приказ МЗСР №1047н от 30.12.2009г.)
1. Для получения ВМП пациент должен письменно обратиться в Министерство здравоохранения Свердловской области с предоставлением следующих документов:
1.выписка из мед. документации по месту наблюдения, содержащая сведения о состоянии здоровья и проведенном обследовании и лечении, рекомендации о необходимости направления в мед.учреждение для оказания ВМП, результаты проведенных обследований;
2. копия паспорта или свидетельства о рождении;
3. копия паспорта одного из родителей или законного представителя (для детей);
4. копия полиса ОМС;
5.копия свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
6.копия справки об инвалидности.
2. Рассмотрение документов и принятие решения о наличии или отсутствии показания для ВМП осуществляется Комиссией Минздрава в течение 10 дней. Выписка из протокола решения Комиссии выдается на руки или отправляется пациенту почтой.
3. При решении Комиссии об отсутствии показаний для направления на ВМП пациенту даются рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению.
4. При решении Комиссии о плановом направлении пациента оформляется талон на оказание ВМП и выдается направление в федеральное учреждение здравоохранения, где принимается решение о госпитализации, пациент информируется о дате госпитализации.
5. При отсутствии плановых объемов оформляется «лист ожидания оказания ВМП», и по достижении очереди осуществляются вышеперечисленные мероприятия.
6. При отсутствии плановых объемов ВМП по профилю заболевания в случае принятия Комиссией решения о необходимости направления пациента в экстренном порядке для оказания ВМП, Минздрав Свердловской области направляет пациента в федеральное учреждение и составляет в максимально короткие сроки заявку в Минздравсоцразвития России о выделении дополнительного планового объема ВМП в данном учреждении.
7. Гражданин вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральное лечебное учреждение, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных лиц в порядке, установленным законодательством РФ.
8. Гражданин имеет право обратиться в Департамент высокотехнологичной помощи Минздравсоцразвития России в случае, если Минздрав Свердловской области не обеспечил направление пациента на ВМП или пациент не удовлетворен ранее оказанной медицинской помощью, в том числе ВМП в федеральном учреждении здравоохранения.
9. При возникновении вопросов пациент может обратиться в Минздрав Свердловской области _____ и страховую компанию, указанную в полисе ОМС.
Но, все же, нам до конца и не ясно, что ожидает Свердловчан, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Травматология и ортопедия/эндопротезы»? Насколько адекватно их потребностям составлена заявка? И действительно ли «.... за несколько лет мы смогли добиться уменьшения очереди в кардиохирургии и эндопротезировании суставов" (http://www.e1.ru/news/spool/news_id-338705.html , В Свердловской области 1300 пар нуждаются в лечении бесплодия с помощью ЭКО.....) .

Доступность мед.помощи, ОМС, жалобы граждан

Previous post Next post
Up