Староваганьковский переулок (расследование возникновения названия в ссылках)

Feb 06, 2010 10:12

Предыстория.

В додефолтные времена мне сотоварищи довелось работать лепку в жилых аппартаментах, в самом сердце Москвы. На улице Знаменка. Очень мало жилых домов, что в такой непосредственной близости от Кремля находятся.

Да разговор не об этом, а о том, что после работы мы все прилегающие окрестности от Остоженки до Поварской изпешеходили. Совсем рядом с нами, позади библиотеки им. Ленина мы и обнаружили Староваганьковский переулок.

В доисторические времена, когда деревья были большими, я маленьким, а улица Моховая входила в состав проспекта Маркса и была двухсторонней. Вот тогда, я помню, по этому переулку разворачивались троллейбусы маршрута 33, дабы ехать по Ленинскому проспекту к самой окраине Москвы - улице Кравченко.

Уже не помню как именно переулок этот в моем детстве называли, но Википедия услужливо подкидывает череду переименований. Скорей всего, в моем детстве, он был улицей Маркса и Энгельса, что (если учесть ее параллельность проспекту Маркса) вероятно вводило в ступор заезжих туристов (пройти с проспекта Маркса, на улицу Маркса и Энгельса в обход библиотеки Ленина - не тривиальная задача).

Но на сегодняшний день этой улице возвращено старое название переулка - Староваганьковский. :) Название это мгновенно ассоциируется с Ваганьковским кладбищем широко известным и за границами столицы. Что же в них общего, раз древние москали назвали их почти одинаково?

Это расследование я успел провести еще в тех же додефолтных временах (когда интернет был коряв, неудобен и дорог) путем штудирования литературы и распросов умных людей. Сейчас я повторил этот же поиск с помощью Яндекса. Это и времени заняло меньше, и узнал я кое-что нового для себя. Дополнительно.

История.

Дальше вашему вниманию предлагается серия ссылок. Сперва про Староваганьковский переулок одна ссылочка:

Староваганьковский переулок
(до 1922 Ваганьковский, в 1926-92 часть улицы Маркса и Энгельса), связывает улицы Знаменку и Воздвиженку. Получил название от села Старое Ваганьково. Некогда назывался Шуйским (по двору князей Шуйских) и Благовещенским (по церкви Благовещения на Старом Ваганькове, 1514-17, на месте современного дома 21, снесена в XVIII в.). В XVI-XVII вв. в переулке на углу с Воздвиженкой стояли усадьбы боярина И.М. Милославского (на месте д. 25), Стрешневых (с церковью Ирины, 1620-30-е гг.; в конце XVII в. усадьба перешла к Нарышкиным, в 1870-х гг. здесь разместился Московский главный архив Министерства иностранных дел), на углу с улицей Знаменкой была усадьба князей Щербатовых (до середины XVII в. - Шуйских, в конце XVII в. - думного дьяка Артамона Иванова), сменившая загородный двор княгини Софьи Витовтовны (упоминается в 1446). В 1782 этот участок приобрёл откупщик П.Е. Пашков; в переулок выходят торец южного корпуса парадного двора дома Пашкова (угловая часть пристроена между 1788 и 1802), ограда с воротами, церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове (д. 14; XVII-XVIII вв., подклет - XVI в., звонница - конец XIX - начало XX вв.).

Рядом с усадьбой Милославского находились подворья Успенского монастыря Александровой слободы и Флорищевой пустыни (д. 23; конец XVII в.); в 1676 на месте усадьбы разместился новый Аптекарский двор (д. 25 - трапезная палата Аптекарского двора), затем - Новый денежный двор. В XVIII-XIX вв. на нечётной стороне, на углу со Знаменкой, размещалась усадьба московского губернатора В.Я. Левашова (д. 15; 1877, архитектор Н.И. Поздеев): в основе - здание первой половины XVIII в.; во дворе - палаты начала XVIII в. (пристройка - вторая половина XVIII в., верхний этаж - 1877). Участок д. 17 - усадьба Голицыных; главный дом и флигеля построены во второй половине XVIII в., в 1876 флигеля надстроены и соединены с домом (архитектор М.А. Зыков). В начале XIX в. здесь жил декабрист В.М. Голицын, в начале XX в. - артист И.М. Москвин. Дом 19 построен после пожара 1812 в усадьбе Трубецких; в этом доме жил артист П.С. Мочалов. В д. 21 жил художник В.А. Серов (мемориальная доска). В 1909 на углу Староваганьковского переулка и Знаменки, на участке бывшей усадьбы Левашова, сооружён доходный дом А.И. Шамшина (архитектор Ф.О. Шехтель). Место сада Архива Министерства иностранных дел занимает 19-этажный корпус хранилища РГБ.


...а потом вторая:

Старовага́ньковский переулок (также Шуйский, Никольский, Благовещенский, Воздвиженский, с конца XVIII века - Ваганьковский, 1922-1926 - Староваганьковский, 1926-1996 - улица Маркса и Энгельса) - переулок в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от улицы Знаменки до Воздвиженки, параллельно и между Крестовоздвиженским переулком и Моховой улицей. Нумерация домов ведётся от Знаменки...

Название XV века, дано по старинному великокняжескому селу Ваганьково, которое впервые упоминается в летописи под 1446 годом: «Приде князь великий (Василий II) на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом на Ваганькове».

Существуют две версии происхождения названия села:

* Одна связывает его с денежным налогом за взвешивание привозимого на продажу товара, который назывался ваганным (сравни: вага - большие весы, важить - взвешивать). Место, где происходило взвешивание, называлось ваганец. Возможно, что до того, как село стало загородным поместьем великой княгини, оно было ваганцем, поскольку здесь проходила дорога в западные земли.
* По другой версии название происходит от глагола ваганить, в русских говорах означавшего шутить, играть, потешать. На севере слово ваган однозначно со словом шут. Отмечается также сходство слов ваган и вагант (лат. vagant - «бродячий»), как в Европе XII-XIII веков называли странствующих студентов университетов, сочинителей и исполнителей песен, в XV-XVI веках преобразовавшихся в труппы бродячих артистов, странствующих народных актёров. В XV-XVI веках на Ваганьковом холме находился Потешный царский двор. Слободской храм, построенный в XIV-XV веках, был посвящён Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем скоморохов и путешествующих.

Вот про Потешный двор я особенно проникся. Т.е. ваганты, давали представления пока царь щучью голову ел? Но к вагантам я еще вернусь.

Теперь ссылочка про Ваганьковское кладбище:

Ваганьковское кладбище - одно из самых обширных и известных московских кладбищ. Расположено в северо-западной части города, в районе площади Краснопресненская застава (улица Сергея Макеева, 15). Современная площадь 50 га...

Удивительно, что Ваганьковское кладбище даже названием рассказывает о роде деятельности своих «тихих жильцов», ведь вагантами в древней Руси называли бродячих артистов. Местечко, где находится современное Ваганьково, в средневековье было довольно удобно расположено - между двумя крупными дорогами, одна из которых, ныне Знаменка, вела в сторону Новгорода, а другая по нынешнему Арбату к западным землям. Именно у этой развилки в пятнадцатом веке вокруг имения княгини Софии Викторовны, жены Василия Первого, возникло село Ваганьково. Здесь и был организован «государев потешный двор», здесь же позднее стали устраивать гулянья для москвичей. Видать потехи эти имели столь разгульный характер, что в 1627 году царь Михаил Федорович строго настрого запретил люду туда ходить, а ослушавшихся приказал бить кнутом. Однако сам нередко посылал в Ваганьково за актерами, дабы те развлекали знать на различных празднествах. Так бы Ваганьково и было местом постоя и последнего приюта бродячих артистов, если бы не эпидемия чумы 1771 года. В старину в Москве было принято погребать покойников при церквах и монастырях, где обыкновенно и находились кладбища, захоронения велись и на территории Кремля и Красной площади. Чума изменила эту традицию - по указу Сената было запрещено хоронить умерших больных на городских погостах, а велено отвести для них особые кладбища за городом. Так появилось Ваганьковское кладбище...


Ну и в завершении, собственно, про вагантов:

Ваганты (от лат. clerici vagantes - странствующие клирики) - «бродячие люди» в средние века (XI-XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

В широком употреблении слова в понятие вагантов войдут такие социально разнородные и неопределённые группы, как французские жонглеры (jongleur, jogleor - от латинского joculator - «шутник»), немецкие шпильманы (Spielman), английские менестрели (minstral - от латинского ministerialis - «слуга») и т. д. Однако обычно слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве исключительно, или во всяким случае преимущественно, латинским языком - международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. Лишь позднее - уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов - в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.


Здесь не очень понятно получается, почему я подивился. Они характеризуются везде как представители Западной Европы. Ну а Москву, хоть тресни, в эту категорию никак не припишешь.

Поэтому дам про вагантов еще одну ссылочку, на текст Муравьева, который предварял сборник поэзии ВАГАНТОВ "Колесо Фортуны". Для тысяч людей эта информация о вагантах долгое время была единственно доступной:

Слово "вагант" - латинское и в переводе на русский значит бродячий или, если употребить более благородный его синоним - странствующий.
В XI-XII веках это понятие приобрело другой смысл - так стал называться целый слой западноевропейского средневекового общества.
Эти века вошли в историю как эпоха крестовых походов. Тогда все население Западной Европы захватила идея освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины из-под власти неверных. "Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, - писал в своем обращении к пастве папа Урбан II и пояснял, что их богоугодное дело, кроме исполнения священного долга, сулит и земные блага: - Земля та течет молоком и медом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай..." Папа благословлял тех, кто собирался принять участие в походе, и всем обещал отпущение грехов.
Европа пришла в движение. В городах и деревнях повсюду нашлись желающие идти воевать в Палестину. Крестьяне оставляли пашню, ремесленники бросали мастерские, дети, подростки убегали из дому - и все они сбивались в отряды и с возгласами: "Так хочет Бог!" стремились присоединиться к рыцарскому войску.
Казалось, что Европу охватил дух бродяжничества. (Восемь столетий спустя А.Л.Чижевский установит, что крестовые походы были спровоцированы периодами максимумов солнца, и определит поведение народов как проявление "массового психоза".) Кроме воинов-добровольцев, большинству из которых так и не нашлось места в рыцарском войске и которые, не выдержав трудностей пути, погибали от голода и болезней или вынуждены были вернуться обратно, дороги Европы полнились самым разным бродячим людом. Повсюду можно было встретить артели батраков, отряды солдат, желающих поступить на службу к какому-нибудь владетельному синьору, шайки разбойников, группы нищенствующих монахов, купеческие караваны, труппы актеров и циркачей. Среди этого пестрого народа были и те, за которыми позднее в исторической литературе закрепилось собственно название ваганты.
В настоящее время вагантами называют поэтов особого литературного направления средневековой европейской поэзии. Их поэзия стоит в одном ряду с поэзией трубадуров - старопровансальских рыцарских поэтов и поэзией миннезингеров - немецких поэтов, принадлежавших как к рыцарскому, так и к бюргерскому сословию.
Правда, выстраивать такой ряд не совсем корректно: трубадуры и миннезингеры были профессиональными поэтами, и, говоря об их поэзии, историки литературы имеют в виду поэзию, созданную ими как авторами. Определение же "поэзия вагантов" обозначает литературные произведения, которые родились в среде вагантов, рассказывают об их жизни, выражают их взгляды и философию.
До сих пор среди историков и литературоведов нет единого мнения о том, кого следует называть вагантами и как определить их сообщество.


Ну и совсем в заключение, такие хиты пережившие века, как Гаудеамус, и "Во Французской стороне, на чужой планете..." принадлежат перу вагантов.

Вот так хитро переплетаются популярные песенки, грозные крестоносцы, непреклонные цари, идеологи коммунизма и бродячие артисты в центре Москвы.

осмысления, ссылки

Previous post Next post
Up