По причине болезни проснулся поздно.
Стаська уже убежала на работу.
Кот греет спину о стену в которой проходит теплая труба.
Солнечный луч на обоях.
И тишина.
Не гудит компьютер.
Молчит телевизор.
Дворник за окном метлой не шорхает.
Сигнализации автомобильные не квакают.
Даже на стройке за забором никто не стучит.
ПОКОЙ
всплыло откуда-то из подсознания.
Сразу,
цельной картинкой,
вспомнилось:
В детстве.
Мне только исполнилось семь лет, и той осенью я должен идти в школу. Бабушка Таня взяла меня на лето в деревню откуда и она и отец мой родом. Давно она там не была. Лет 10 как минимум. Если не останавливаться на семейных преданиях, то коротко можно сказать так: послевоенная нелегкая жизнь забросила ее из глухого курского села сперва на Большой Кавказ, а потом в Москву. И вот она, впервые за много лет взяла отпуск и, подхватив внука (т.е. меня), отправилась навестить родину...
ПОКОЙ
повторило подсознание. Не отвлекайся.
Да.
В странной курской глушинке куда можно было добраться только на самолете-кукурузнике или телеге... где люди говорят "нехай" вместо "пускай" и используют предлог "у" вместо "в"...
Там, бабушка очень много ходила по гостям. Но до одной подруги она никак добраться не могла. Далеко та переехала. В соседний район Курской области. И уже под самый конец отпуска бабушка решилась отправится туда пешком. А чего? Для деревенских дело не трудное. Это сейчас все привыкли на машинах. А тогда...
Четыре-пять (ну максимум шесть-семь) часов в одну сторону. Может, кто по пути на телеге попадётся, подвезёт. Там переночевать и обратно.
Не знаю, какие у нее мотивы были (может прихвастнуть внуком перед подругой захотела? или не пожелала оставлять балованного городского ребенка деревенской родне? теперь уже не узнать), но решила она взять с собой и меня.
Погода была хорошая. В том смысле, что не было дождя. Я очень хорошо помню эту нескончаемую дорогу, через желтые поля, под изнурительным солнцем. Мне она казалась Вечностью. Наверно я ныл и не хотел идти. Но деваться было особенно некуда. Потому как возвращаться было так же далеко, как и идти вперед.
ПОКОЙ
В какой-то момент из небытия все-таки появилась телега, и часть пути мы проехали "с комфортом". На сене. Потом еще немного прошли и, спросив у кого-то из местных (бабушка не знала нового адреса подруги), нашли нужный дом. Он был с краю села, на подъеме от реки. Дома никого не было (кажется, хозяйка ушла в магазин). Но, как это часто бывает в деревнях, кто-то известил соседку о прибытии гостей, и она тотчас примчалась с другого края деревни и пригласила нас в дом.
ПОКОЙ
В громадный, полупустой дом, залитый солнцем. С ковровой дорожкой посередине, через комнату. Очень много свободного места по этой самой середине. И очень мало мебели. Доходишь до середины комнаты по этой кумачевой дорожке и не знаешь чего делать. На выскобленый до белезны пол сходить с нее боязно. Примерно так рисуют генеральские кабинеты того времени на пафосных соцреалистичных картинах. Почти так. Только в избе потолки ниже. А пылинки танцующие в солнечном луче жиже.
И тишина.
Тишина нарушаемая только нереально громким ходом настенных часов.
Это и был
ПОКОЙ
Какая-нибудь волшебная старушка могла бы всю вечность сидеть одна у окна в этом доме с рукодельем в руках СОВЕРШЕННО не нарушая тишины.
А события там происходили бы не чаще, чем один раз в день. А скорей всего реже.
Сверчок.
Вата -
упаковка в которую,
как елочная игрушка до поры,
завернуто
само Время.
Часы.
Бой часов.
Подсознание решило внести немного разнообразия в мой зацикленный, дремлющий мозг:
ПОКОЙ и ВОЛЯ
Интересно, что объединяет эти понятия? - тут же взялось за работу сознание.
Может быть, ПОКОЙ этот иного свойства?
Как царский покой. Помещение. Спальня. Будуар.
Тогда ВОЛЯ это что-то наружное?
Воля и Ветер для меня почти братья-синонимы.
Вот сценаристы, ставят на своих сценах загадочные пометки INT и EXT.
"В помещении" или "Снаружи".
Пускай их заморские сценаристы продолжают ставить свои невразумительные аббревиатуры, а нашим надо сказать, что бы ставили
"ПОКОЙ" и "ВОЛЯ"
"На свете счастья нет, но есть покой и воля" (ас-Пушкин)
подправило течение моих мыслей Подсознание.
Воля? Ну, с ней все просто. Она, в самом деле, есть.
Жалок тот, кто с ней внутри себя разминулся.
Но почему "Покой и Воля" противопоставляются "Счастью"?
Эх, жаль, что Солнце Русской Поэзии не читал Козьму Пруткова. Для меня-то этот вопрос решенный: "Если хочешь быть счастливым - будь им!"
И откуда у него такое уныние?
Впрочем, Солнцем он стал только после смерти. После того как "реакционное царское правительство, подослало к нему киллера Дантеса". Брехня по-моему, дался правительству (сенату, министрам, купцам, банкирам) этот придворный поэт? Не их масштаб. Соль на грош за пуд и та не подорожает. А "за так" им и вовсе никакого резона дергаться.
Зато царь заплатил все долги Александра Сергеевича. Издал полное собрание его сочинений. И назначил вдове пенсию "по утрате кормильца". Злые языки утверждают, что будто царь, а не Дантес был неравнодушен к Наталье Гончаровой. Но я не буду повторять злобных наветов.
Вот и получается, что при жизни Пушкин о том, что "он - Солнце" ничего и не знал. Не просветили его современники на этот счет.
И кем тогда был поэт?
Игрок. Бабник. Пьяница. Дуэлянт.
Возможно, с лицеистской скамьи он воспринимал себя как клоуна?
И при дворе тоже. Как умный, но все же... шут?
Достойный правнук арапчонка Ганнибала из Абиссинии.
Можно представить себе как будущие декабристы кричат ему на дружеской попойке размахивая фужерами с шампанским: "Пушкин! Дай рифму к слову "кружка"!" или "АлександЭр! Прочти чего-нибудь патриотичненькое! Дамам это нравится!"
И вот еще,
интересно,
выкинутый из столичной жизни в свое Болдино,
он познакомился с тем ПОКОЕМ
который в детстве видел я?
Полупустые помещения.
Скобленые полы.
Холстяные чехлы на мебели.
Осенние стекла в гостинной.
Солнце из-за туч вроссыпь
на березах и рябине.
"...в багряц и золото одетые леса..."
Рассол из кадушки.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
ТОСКА...