Посмотрела, наконец, Slumdog millionaire. Пришла в восторг.
Но это не та Индия, конечно, которая меня взрастила, которую я помню. Хоть я и видела много семей, живущих в шалашах, использующих сточные канавы как туалет, но при этом абсолютно счастливых просто потому что у них не было доступа к общемировой информации, которая могла бы поставить под сомнение их видение счастья. В некоторой степени ведь знание и информация портят, искушают. У многих семей нет телевизора, нет интернета, нет источника информации об общепринятых канонах счастья. Поэтому для них счастье - это когда все родственники сыты, живы, здоровы, могут видеть и слышать и действовать. На их лицах читаются эмоции в своем чистом виде, не зашлакованном полутонами, третьнамеками и четвертьнедосказанностями, которые несет в себе искушенный цивилизованный мир. Они живут так и счастливы потому что живы. И это прекрасно.
Людей, которые не знают, что такое Индия, публику неподготовленную она действительно шокирует. Индия имеет свой особый запах, звучание, свои краски и цвета, свои чувства, свои температуры. А Индию шокирует эта публика - для внушительной части коренного населения, например, до сих пор удивительно, что люди могут быть с белой кожей. Поэтому к тому, что тебя трогают (просто чтобы понять, что ты всамделишний человек), тоже через какое-то время привыкаешь.
Вообще говоря, меня всегда удивляла та ответственность, которую цивилизованные страны испытывают за не особо цивилизованные по их понятиям. Сколько сострадания к Африке, сколько печальных взглядов в сторону ближнего востока. Попытки научить их, как на самом деле быть счастливыми и демократичными. Но это скорее вопрос контраста убеждений "понять и принять как есть" или "увидеть - научить быть как ты, возможно с применением силы". Мы с кем-то ночи напролет спорили о том, имеет ли смысл выделять правильное или неправильное счастье, глядя на особенности устройства общества в разных концах света. Мне, разумеется, доказывалось, что счастье в тачках, телках и крутанских компах со сверхпупырными моднявыми уберколонками. А по BBC world service все время крутят заставку Incrdible India. И тётя там красиво поёт.
Бурное негодование вызвал этот фильм у местных индийских критиков. Им стало обидно, что запад видит их нищими оборванцами, дворнягами. Даже были организованы массовые протесты - индийцы требовали убрать из названия фильма слово dog, которое их так унижало. А актеры, как известно, за свои роли получили гроши.
Фильм не индийский. Конечно, сразу чувствуется, что ключевые позиции среди его создателей занимали западные гении (которые, кстати, и получили оскары - ни одного индийского имени в списке победивших нет). Очень красиво снят. Краски, сами знаете. Ну и скупая ностальгическая слеза. Да.