О! Вот о чём внезапно вспомнил. О парадоксах всемогущества Бога.
Ну, все знают один парадокс про камень, хотя их гораздо больше.
Но в целом, мало кто знает правильные ответы по поводу этих парадоксов.
А их несколько:
1. Всемогущий Бог не может перестать быть Всемогущим, поэтому само вопрошание о камне есть спекуляция сознания, то есть сам по себе такой вопрос логически не верен. Ибо всемогущество Бога ограничено его же всемогуществом. В этом же контексте надо рассматривать и ответ на вопрос "может ли всемогущий Бог создать ещё более всемогущего Бога"?
Иначе говоря, само по себе всемогущество изначально не предполагает саму возможность ещё более сильного всемогущества, и поэтому всемогущество ограничено тем, что касается самого всемогущества - всемогущий Бог никак и ничем не может ограничить своё всемогущество. Ибо - само его всемогущество не позволяет это сделать.
Сама по себе логическая ошибка постановки вопроса кроется именно в том, что в нём, в вопросе, отсутствует понимание беспредельности и бесконечности, и задан он с позиции конечности и предельности, а также с точки зрения материальности мира, хотя сам Бог не относится к материальному миру.
И таким образом получается так, что это вовсе не разрешимый парадокс, а не правильно логически и спекулятивно сформулированный вопрос.
2. Да, есть несколько вещей, что всемогущий Бог не может сделать по той простой причине, что создав эту Вселенную, и дав ей Законы мироздания, он себя добровольно ограничил в своём всемогуществе. Не может из яиц крокодила вылупиться козлёнок - в этом и состоит самоограничение всемогущего Бога.
А ещё - всемогущий Бог не может сделать бывшее не бывшим.
3. Этот пункт логически следует из второго - всемогущий Бог не играет в кости и не дёргает за ниточки. То есть - нет никакого предопределения, и в этом тоже самоограничение всемогущества Бога - позволять миру жить так, как ему заблагорассудиться, хотя, конечно же, периодически вмешиваясь в дела земные, чтобы люди не слишком уж распоясались.
Ну, в этом смысле все помнят фразу фельдмаршала Миниха, да?