Фото: У самолёта Ю-13 "Сибревком". 1924 г. Краеведческий музей г. Киселёвск.
8 сентября 1923 года, по программе подготовки к освоению трассы Москва-Иркутск начался перелет на Ю-13 Москва-Казань-Екатеринбург-Курган-Омск-Новониколаевск (Новосибирск).
Первым пилотом был Г. Ютербок, в состав экипажа вошли также пилот П. Лозовский и бортмеханик Каленин. Пассажиром летел член правления «Добролёта» И.Л. Дзевалтовский.
Фото: Участники совещания заведующих женотделами перед прогулочным полетом на самолете «Сибревком». 1925 г. г. Новониколаевск. Новосибирский государственный краеведческий музей
Посадки в расположенных по маршруту городах сопровождались митингами с призывами построить мощный советский воздушный флот и сдавать на это деньги. Посмотреть на самолет хотели не только горожане, но и жители окрестных деревень, которые иногда собирались на аэродроме за сутки до даты прилета.
Фото: Самолёт "Сибревком" перед полётом. г. Красноярск. Красноярский краевой краеведческий музей
15 сентября экипаж «юнкерса», преодолев 3300 км, прибыл в Новониколаевск. К этому времени там организовали аэродром на плацу воинской части. 23 сентября состоялась передача Ю-13 сибирскому отделению ОДВФ с переименованием его в «Сибревком» (Сибирский революционный комитет).
С «Добролётом» был заключен договор на эксплуатацию машины в Сибири.
В последующие годы «Сибревком» использовался для агитационных полетов, возил пассажиров, побывал в Енисейске, Иркутске, Красноярске, Кургане и других городах.
Фото: У самолёта Ю-13 "Сибревком". г. Рубцовск. 1925 г. Краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края.
Фото: Самолёт «Сибревком». г. Минусинск. 1927 год. Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова
Ещё фото из сети:
Доклад окончен.
Источник: Д.А. Соболев. Хроника советской гражданской авиации 1918-1941 гг.М.: Фонд «Русские Витязи», 2019.