Коляда. С Праздником!

Dec 26, 2015 06:48





Здравы будьте, люди добрые! С Праздником! С Колядой!

Праздник Коляды по сути своей противолежит Купале. И знаменует годовой поворот, прибытие света, умирание старого, приход всего сильного-молодого, нового. Связан он с Велесом. Идет оборотничество, переодевание в зверя лютого - бера (медведя), тура (быка), козу-дерезу и т.д. На Коляду следует иметь страшную личину (в смысле - маску страшную) - такую, чтоб леший за своего принял, да козней не строил... Особенно это дело полезно для более успешного колядования среди местного населения. Недаром в народе говорят - чем личина страшнее, тем калядка жирнее...

Маска-личина должна быть грубой работы из природных материалов - из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты, корзины старой, лоскутов и пр. подручного материала. Весьма уместны рога крученые и пасть с клыками... В итоге должен получиться или зверь или какой-нибудь дух беспутный. Но пластмассовый череп или забрало хоккейно-вратарское с мигающими лампочками вместо глаз совсем не подойдет - лешие за своего не признают... Если подходящей личины нет и делать ее не сподручно, то можно и с гримасами у зеркала потренироваться - иная гримаса ночью в отблесках костра вполне за маску сойдет. Но если кто и рожей не вышел, то можно и так, с босым лицом. И для таких гостей доброе дело на Коляду всегда найдется...

Перед Колядой, а иногда и прямо на Коляду, самая длинная ночь выпадает - Карачун. Его либо загодя отмечают, либо в саму Коляду включают - год на год не приходится. Когда Карачун не совпадает с Колядой (точнее с днем, в который Коляду уместно и удобно отпраздновать), надо почтить и Карачун в его собственный день - т.е. непосредственно в самую длинную ночь в году.

В Карачун Сварог замахивается своим могучим молотом, а в Коляду ударяет им по Алатырь-камню, высекая сноп искр, из которых рождаются молодые Боги грядущего года. Но это лишь видимость. Так кажется тем, кто "по эту сторону". Боги не умирают и вновь рождаются, но перековываются на молодых и сильных - проходят через Смерть, как через ворота... Только Велес-Батюшка в эту пору с людьми остается - нет ему нужды на молодого перекидываться. Ему, старому так сподручней. А тем временем разгулялась Мара-Марена по земле - уж почти всю живность уморила... Недаром старики говаривали - что вверху, то и внизу... Как Боги в Ирий уходят, так и живность земная, и деревья, и травы, и вся Земля-Матушка словно в смертном оцепенении затихла...

А вернутся ли Боги? А воспрянет, возродится ли Земля-Матушка? Это только Велесу и ведомо... Карачун - самое подходящее время о жизни подумать, погадать, мудрого Велеса спросить... Потом-то некогда будет - ни нам, ни ему... У каждого дел отыщется - за год не переделаешь... Так и просуетишься до следующего Карачуна... Только этой ночью Маренины бубенцы слышно. А они здорово суету прогоняют... Карачун - для нас, для тех, кто здесь, кто нынче еще "по эту сторону" самое время и себя на "перековку" сподобить - определить, что старое здесь оставить, а что новое, молодое в следующий год взять...

А если Карачун на саму Коляду приходится или одновременно с ней отмечается, то сперва подобающее на Карачун свершают, а потом уж Коляду чествуют - сначала со старым прощаются, а потом новое встречают...

С Колядой испокон веку связан обряд Бадняка. Еще засветло надо чинной процессией со страшными харями (масками) и песнопениями пройти в самый дальний глухой лес Дремучий (ну, в тот, что самый близкий к околице - иначе потом тяжко добрым молодцам придется с Бадняком управляться, да и песен подобающих на долгий путь не напасешься) и присмотреть там знатное сухое, но еще вертикально стоящее дерево - Бадняк.

Дерево должно быть старым, сполна пожившим, жизни повидавшим... И не просто старым, но уже умершим... Из тех, что лесорубы еще заранее живыми оставляют, не трогают - мол, знатное дерево, заслужило оно уже свою смертушку не от топора, но от ветродуя лютого... Вот такое дерево найти надо (но, выбирая, и добрых молодцев пожалеть надо - им же его потом на себе нести придется!).

Бадняку следует чинно поклониться, принести жертву подобающую (пиво, мед, хлеб, повязать разноцветные ленточки) и молча (пока в пределах видимости Бадняка) вернуться в дом...

Дома же надлежит устроить Пир-горой. Для этого Хозяин дома (или уважаемый гость, который на время праздника по общему решению будет считаться Хозяином) садится во главу стола... А гости начинают складывать все принесенные припасы на тот край стола, где сидит Хозяин. Все радуются, дары нахваливают... А еще загодя на столе под скатертью на том месте, куда кладутся припасы, из зерна или крупы выкладывается Коловрат - как символ богатства и плодородия. Стол в Доме - что Алатырь-камень на острове Буяне.

Время от времени Хозяин вопрошает гостей: "Видно меня?!" Если за образовавшейся горой его видно, то ему так и отвечают: "Видно, батюшка! Видно!" Ну, а если его уже не видно, то все хором восклицают: "Не видно!!! Пир-горой!!!"

Рассаживаются гости, начинают пить меды, пиво из круговой чаши-братины (чаша посолонь идет!), рассказывать истории разные, друг другу подарки дарить, веселиться и все прочее - ну, как это обычно у всех на Новый Год происходит...

На дворе, тем временем, уже стемнело! Начинается вьюга, метель, завывания всякой нечисти и духов беспутных! Гости же продолжают пить и гулять, невзирая даже на большие комья снега и грязи, которые летят в окна, чуть-чуть их не разбивая, не замечают они разных стуков в стены и душераздирающие крики, доносящиеся с улицы. Веселятся гости, потом гадать на следующий год начинают - льют в лоханку с водой воск расплавленный из плошки и смотрят на диковинные фигуры в воде застывшие... А Хозяин или кто иной знающий их толкует... И лить надо не со свечки каплями, но именно из плошки (столовой ложки, половника и пр.) - тогда только в воде фигурки выходят. А что фигура покажет - это от вопроса зависит. Перед тем, как воск в воду лить, надо Велесу вопрос задать, он тогда на него и ответит.

Но вот, кто-то пришел и стучит в дверь! Кто же это может быть? Ведь все гости собрались еще засветло? Что за Гость такой пожаловал? Издревле на Коляду называют такого Гостя Долазником. Ничего Долазник не говорит, только глаза его из-за страшной личины (то ли зверь лесной, то ли дух какой?) поблескивают... Не отвечает Долазник на вопросы. Тут Хозяин понимает, что гостя надо сначала уважить - принять, угостить, доброе слово сказать, а уж потом расспросы разные чинить! Привечают Долазника братиной с медом, угощают, А потом и просят кощуну рассказать - что к чему и зачем к нам пожаловал...

И начинает Долазник свою кощуну молвить. Рассказывает он, что летние, солнечные Боги покинули Землю-Матушку, на молодых себя перековывают, да в Светлом Ирии о своих делах толкуют... Только Велес-Батюшка в эту пору с людьми остался - нет ему нужды на молодого перекидываться. Ему, старому и так сподручней... Разгулялась Марена по земле - уж почти всю живность уморила... Говорит Долазник о том, что всякая нечисть беспутная на дворе шалит, добрым людям житья не дает - распоясались бесы без присмотра, хулиганят почем зря! Говорит Долазник, что настало время Светлым Богам подсобить... Вместе с Велесом пора Калинов Мост через реку Смородину мостить. Не то и люди, и скот - все от Марены натерпятся... Надо помочь Велесу. А там глядишь и он нас, людей не забудет! Ну, кто со мной пойдет Калинов Мост мостить? Никто ему не отвечает... Второй раз спрашивает Долазник - опять все молчат, оторопели, языки попроглатывали... И в третий раз вопрошает Долазник! Тут добры молодцы один за другим поднимаются, девицы их в путь-дорогу снаряжают. И так они идут за Долазником в темень ночную, в темень Карачунскую...

Невдомек гостям, что это сам Велес к ним и приходил! Что это он себе в подмогу людей подбирал и на страх испытывал...

Вот приходит вся компания честная к Бадняку. Возносят ему славления. Славят в его лице все деревья, все, которые в строй на пользу людскую идут. Просят у него прощения за вред невольный Лесу хозяйством людским причиняемый. Приносят требу ему, повязывают ленты, да кланяются...

Но помнят гости, что Бадняк Дерево Мертвое! Мертвое да не совсем - ведь не упало оно еще от ветродуя - стоит среди живых! Вот именно такое дерево и надо использовать для Моста Калинова - ни живое, ни мертвое. Ибо сам Мост Калинов, через Смородину перекинутый - и есть та Дорожка, что Жизнь и Смерть соединяет!!! По сю-то сторону наш Мир, а по ту-то сторону уже Луга Велесовы! Потому до Бадняка ни при каких обстоятельствах голой рукой прикасаться нельзя... Прикоснулся - и как на Калинов Мост ступил! А вернуться с Лугов Велесовых ох как не просто! Так вот и является это знаком - если кто случайно голой рукой или еще как неосторожно Бадняка коснется, знать скоро (не позднее года) к Велесу на беседу отправится... Так в варежках Бадняку и требу кладут, и ленты пестрые повязывают, и рубят, и несут его потом в варежках на плечах - аки покойника - иначе кому охота до сроку самому в тот мир отправляться!

Идут впереди Бадняка скоморохи да просто народ праздный песни подобающие поют, кощуны распевают... На дворе Бадняка кладут на козлы, рушниками покрытые, оставляют кого-нибудь костер распалить повыше, а сами в избу идут - греться и пир продолжать...

Через время выходят люди на двор, где уж костер разгорелся, вокруг костра греются и Бадняка песнями чествуют... А после того отпиливают (в стародавние времена - топором отсекали) верхнюю часть - голову Бадняка. Заворачивают ее в рушник - аки младенца в пелены - и в избу уносят. А в избе-то Бадняка чествуют, из пеленок вынимают (так же не прикасаясь!), кашей кормят, медом поят, лентами украшают да и в печь сажают! Хозяин спрашивает у гостей и Бадняка: "Бадняк веселяк?!" И все хором ему отвечают: "Веселяк Бадняк!!!" Так и пировать продолжают, пока Бадняк через Огонь "на стройку Моста" пойдет.

После чего все выходят на двор и смотрят, как Долазник Большому Бадняку очи и рот топором открывает. Славят Бадняка, требу ему приносят - кашей кормят, медом поят, лентами украшают, словесами тешат... А как накормят его, напоят, так и в Путь через Костер отправляют... Вокруг костра песни поют, справляются - веселяк ли Бадняк. Через Костер с Бадняком прыгают, хороводы водят, веселятся...

Есть обычай ударять по горящему Бадняку палкой и смотреть, сколько искр поднялось в воздух. Чем больше при ударе искр, тем больше счастья и радости принесет Новый год, тем больше в нем будет богатства, тем больший приплод скота ожидают.

Однако нечисть беспутная не желает, чтоб Бадняк на Калинов Мост пошел, чтоб люди Велесу пособляли. Лешии-то, наоборот помогают, а от бесов беспутных добра в этом деле и не жди... Нападают бесы на людей добрых, оборачиваются - кто лютым зверем, кто лешим, кто вообще непойми чем! Глядишь, и часть гостей нелюдью обернулась - одни хари да личины страшные кругом. Вот тут у Костра уж настоящая драка разворачивается! Это тебе не стенка на стенку! Тут уж бесы порезвятся, пока добрые люди их всех не переборют... Тут, кто чем - кто подушкой, кто лапником еловым, кто на вениках сражается, кто так в снегу катается... Потом, после этой свары снова у Костра хороводы крутить будут, матерые частушки петь да разные истории забористые рассказывать (оно и понятно - с кем поведешься, с кем подерешься). Глядишь, и нечисти вокруг поубавилось - знать опять кто-то человеком перекинулся... Время святочное, оно такое... Не простое оно...

Так вот и уходит Бадняк - Велесов помощник на Калинов Мост: Большая часть со Двора, освещая внешний Мир, а другая - через Печь - освещая внутренний мир Человека. Да и Долазник куда-то исчез... А иные, ведь, говорят, что Бадняк - это сам Велес и был, а Долазник - только его помощник! Идут гости в избу дальше пир пировать да разговоры разговаривать...

Это уж потом, глубокой ночью самые стойкие пойдут на длинном шесте загодя приготовленный Коловрат зажигать и в ознаменование прибывающего Солнышка медленно поднимать его - истинный восход предвещая - ибо что внизу, то и вверху...

А уж совсем стойкие пойдут в предрассветный час на околицу и само утреннее Солнышко встречать... И кто знает, взошло бы оно, если б мы ему не помогали? Одному Велесу это ведомо... Взошло бы, конечно... Но не зря старики говорят - с Колядой-то оно еще вернее взойдет!

Писано влх. Велемиром добрым людям на пользу.
Живем в Лесу, молимся Колесу!


влх.Велемир, Славянские праздники, Велес, Коляда, Кощуна, Язычество

Previous post Next post
Up