Комоедица. С Праздником!

Mar 21, 2013 04:59

image Click to view




С Праздником, с Комоедицей!

Наступила Весна! Природа оживает, просыпается... Что для нас значит Масленица-Комоедица и что мы празднуем - сегодня уже все знают сами. Каждый это чувствует и понимает.

Слово же мое сегодня вот о чем. По незнанию ли, по другим каким соображениям, но многие отпраздновали Масленицу не нашу, не языческую, но... христианскую. Как же так получилось, что Праздник наш "уехал" на столько дней от своей природной сути, от дня весеннего равноденствия?

А получилось это еще давно, когда православие пыталось приурочить свои христианские праздники к нашим, языческим. Не могло оно напрямую справиться с людьми русскими, заставить их сидеть по домам в эти дни - вот и назначала церковь свои праздники на наши дни, а потом бахвалилась - вот, мол, сколько людей гуляло и веселилось по такому-то церковному поводу...

Но века шли. Стрельцы и чернецы делали свое дело. Многие смирились с происходящим. Настало "двоеверие" - когда формально люди называли себя христианами, а жили по языческим традициям. И церковь - когда хитростью, когда силой стрелецкой - постепенно все дальше отодвигала Масленицу от Пасхи, объясняя это тем, что перед ней надо бы хоть день-другой попоститься... Так и жили - сначала Масленицу-Комоедицу всем миром отгуляют, Весне и Жизни порадуются, а потом натощак идут попа слушать о смерти и крестных страданиях...

А с годами эти два-три дня аж в целый великий пост вылились! И Масленица стала уже не Комоедицей, не встречей Весны, а всего лишь последними сытыми деньками в конце Зимы перед невольной голодухой и скорбью посреди всеобщего весеннего пробуждения... А кто и понимал, тот молчал - не каждому заживо на костер-то хотелось...

Наша языческая Масленица, правильнее ее называть Комоедицей, хотя и связана с днем весеннего равноденствия, но празднуется не всегда точно в этот день. Как и все остальные Главные славянские праздники (Коляда, Купала и Осенины), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Масленица относится к подвижным праздникам. Каждый из них имеет и свою "Святую неделю" - купальскую, масленичную, святки и пр.

А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в переделах 4-5 дней "после") к Солнечной дате, то Праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу.

Но в любом случае Празднику сопутствует своя "Святая неделя", которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня Праздника. Вся неделя - это как бы один большой День. Если Праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Масленице" или, например, о "Сильной Купале".

На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "Святой неделе". Не безбожно, конечно, но на несколько дней. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним Днем.

И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица. Важна связь с жизнью Природы, осознание гармоничного единства с ней.

Полная "калька" этого способа вычисления даты Комоедицы заимствована христианами. Пасха, согласно принятой в православии "Александрийской Пасхалии", вычисляется точно так же (лишь с некоторыми отклонениями, связанными с введением в формулу даты еврейской пасхи). И так же, кстати, привязывается к удобному дню - воскресенью. И так же, кстати, в случае совпадения с Благовещением, сохранила приставку "Кирио" в названии ("Кириопасха"), что в переводе с греческого означает "Сильная". Так же вся пасхальная неделя считается одним днем (Царские врата в церквях остаются открыты всю неделю, как во время литургии). Так же в христианском календаре сохранены элементы языческого восприятия календаря - подвижные праздники, следуя внутренней логике взаимосвязи календарных событий, "тянут" за собой и другие праздники. Например, праздник Пятидесятницы двигается вместе с Пасхой, хотя и отстоит от нее более чем на месяц.

Впрочем, иначе и быть не могло - не переняв у язычников формулу вычисления подвижных праздников, церковь лишилась бы возможности "накрывать" языческие праздники своими.

Возвращаясь к вопросу о точной дате Комоедицы, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты ее проведения.

А формула здесь такова: Первое полнолуние после весеннего равноденствия (или ближайшее к нему), если полная Луна близко (- 2-3 дня или + 5-6 дней), либо дата самого равноденствия, если Луна далеко. Но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство жизни) в пределах Масленичной недели - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Широкая Масленица.

Расчет такой: в 2013 году - Масленица простая, не сильная (равноденствие 20 марта, а ближайшие полнолуния 26 февраля и 27 марта). Перенесение Праздника на 7 дней (на 27 марта) выходит за рамки традиции, следовательно, Масленица приходится именно на весеннее равноденствие - на 20 марта и справлять ее уместно либо непосредственно 20-21 марта, либо в любой более удобный день - вплоть до субботы 23 марта или даже воскресенья - 24-го. Двигать Праздник правильнее (если есть такая возможность) именно на период после солнечной даты, а не перед ней, поскольку Праздник отмечает именно свершившееся событие.



Писано волх. Велемиром добрым людям на пользу.

Комоедица, влх.Велемир, Славянские праздники, Кощуна

Previous post Next post
Up