Фильм «Париж», по сути, не был в нашей стране в широком прокате. К новому году он вообще остался в репертуаре лишь двух кинотеатров - «Пяти звезд» на Новокузнецкой и «Киноцентра» на Красной Пресне. Фильм даже не дублировали на русский, поэтому на протяжении всего сеанса приходилось читать титры, что, впрочем, совершенно не напрягает, если не отвлекаться на смс-ки. :)
Единственное, чего я опасался, - это того, что «Париж» окажется фильмом из разряда так называемого «другого» кино, не для широкого круга зрителей. Однако ничего подобного, к счастью, не произошло. Смотрится «Париж» легко, сюжет довольно захватывающ и в целом фильм доступен практически любому зрителю. Тем удивительней, что он не попал в широкий прокат.
Впрочем, «Париж» - это не «кино-открытка» из самого знаменитого города мира. Отнюдь. Фильм не назовешь признанием в любви к городу, хотя любовь эта в нем, безусловно, есть. Я не знаю, живет ли Седрик Клапиш в столице Франции, но, полагаю, с Парижем его в любом случае связывают тесные отношения. Просто любовь к городу, показанную в этом фильме, можно образно сравнить не с пылкой страстью влюбленного юнца, а с чувствами, которые испытывают друг к другу люди, много лет прожившие в браке, знающие друг друга, как облупленных, и пережившие вместе всякое.
Так и Клапиш показывает не напыщенно-глянцевый Париж с его всемирно известными достопримечательностями и блестящими витринами, а тот Париж, в котором живут люди с их обыденно-невероятными историями. Бывший танцовщик кабаре наблюдает за жизнью с балкона своей квартиры в ожидании операции по пересадке сердца, которая вовсе не гарантирует выздоровления... Его 40-летняя сестра воспитывает троих детей, работает в социальной сфере и думать не хочет о мужчинах... Немолодой профессор-историк влюбляется в студентку и пишет ей смелые смс... Строптивая хозяйка булочной изводит свои нервы в попытках найти толкового подсобного рабочего... А в это время живут своей простой трудовой жизнью продавцы с продуктового рынка... И неизвестными тропами пробирается в Париж будущий нелегальный эмигрант из Камеруна...
Линии их судеб пересекаются не столько сюжетно, сколько пространственно, и город, вроде бы играя во всем действе важную роль, в то же время остается лишь фоном. Или если угодно - наоборот: город, вроде являясь лишь фоном, в то же время играет в этом действе важную роль... В общем, я не буду сейчас пытаться сформулировать основную мысль этого фильма, как понял ее я. Просто это фильм о городе и о том, о чем мы иногда забываем, приезжая туда туристами, - о том, что город - это не только набор красот и достопримечательностей, что там тоже живут люди.
Это фильм о Париже, несомненно любимым автором произведения, и в то же время не только о нем. Это фильм о жизни в большом городе вообще. У меня есть такая теория, что Париж, например, похож на Москву. Именно как место для жизни, а не как архитектурный комплекс, конечно. Во всяком случае, из тех городов, в которых я бывал (а их, правда, не так много пока), мне самому, если отбросить ментальные и языковые барьеры, наверное, было бы проще всего жить именно в Париже. Возможно, эти измышления - ерунда, но в любом случае «Париж» Седрика Клапиша я не воспринимал, как рассказ о чем-то далеком и незнакомом. Это был чисто парижский фильм, который в моем сознании гармонично вписался в наш чисто московский вечер... :)
Кадры из фильма:
«Афиша»