34-летний Юрий Столешников - успешный футболист: игрок «Спартака», капитан сборной, миллионер и просто самоуверенный тип. Но все ломается в один миг, когда Столешников в решающий момент не забивает пенальти в матче за выход в финальную часть чемпионата мира. Следом за этим он зарабатывает удаление, провоцирует беспорядки на стадионе и получает годичную дисквалификацию. Это конец карьеры и начало истории, рассказанной в фильме. Спустя два года Столешников получает предложение возглавить в качестве тренера новороссийский «Метеор», только вышедший в первую лигу. Для него это шанс вернуться в большой футбол...
Под катом расскажу о том, почему не стоило приглашать на съемки Дмитрия Сычева.
Итак, мои впечатления от фильма «Тренер» (Россия, режиссер Данила Козловский, 2018 год).
1. Козловский играет не футболиста и тренера, а все того же мажора из «Духлесса». Ну, или самого себя - не знаю.
2. Диалоги в фильме практически полностью состоят из штампов, лозунгов и гэгов. Звучит все это эффектно, но совершенно неправдоподобно - люди в жизни так не разговаривают.
3. Футбол снят крупными, рваными планами, зачастую соседние кадры далеко неидеально монтируются друг с другом. В
«Движении вверх» было ощущение, что ты смотришь настоящую игру, здесь - нет. Непонятно, зачем было приглашать Сычева и Савина, чтобы вот так показать футбол.
4. О несуразицах, несостыковках и неправдободных моментах (в том числе, футбольно-узкоспециальных) при желании можно сделать отдельный огромный пост. На финал Кубка России поддержать команду первой лиги приезжает столько же болельщиков, сколько «Спартак», а потом они, скандируя фамилию одного игрока (по заказу тренера!), полностью перекрикивают оппонентов - ШТА?!??! Извините - что?!
5. Обыграть «Спартак» - по-прежнему главная сверхзадача и мерило успеха в российском клубном футболе. Как еще объяснить зрителю-обывателю, что какая-то команда добилась успеха, если не через победу над «Спартаком»?! Для понимания: ЦСКА, «Зенит», «Локомотив», «Динамо» и другие «гранды» в фильме даже не упоминаются.
Резюме. Наверное, в целом фильм не так плох, как может показаться из моего разбора. На один раз сойдет. Но любителям футбола он наверняка покажется чересчур наивным, а зачем его смотреть тем, кто от футбола далек, я не знаю. В картине, конечно, есть любовная история (даже с постельной сценой - не вполне уместной, на мой взгляд) и другие драматические линии, но все-таки это фильм именно и в первую очередь о футболе - в отличие от того же «Движения вверх», которое далеко не только о спорте. В общем, выбор столь сложной и масштабной темы для режиссерского дебюта показался мне сколь амбициозным, столь и неудачным. Если, конечно, мы говорим о творчестве, а не о бизнесе. С прагматической точки зрения все как раз очень расчетливо: футбольная тема очень своевременна в виду грядущего чемпионата мира, который пройдет в России. Правда, кассовых успехов «Тренеру», видимо, тоже не видать: когда мы смотрели этот фильм (на четвертый день показов), зал в воскресенье вечером был заполнен меньше чем наполовину.
Отзывы о других спортивных фильмах:
«Движение вверх». Легенда о трех секундах «Легенда №17». Гордиться без преувеличения «Чемпионы». По мотивам реальных побед Больше кинообзоров по
тегу «Кино»