Перед Новым годом и во время каникул удалось регулярно смотреть фильмы (как новые, так и не очень), так что накопилось немало киновпечатлений - буду теперь ими делиться. В текущем выпуске кинообозрения семейные драмы с юридической составляющей из Америки и литературной - из Франции, байопик о годах детства и юности короля футбола Пеле и рождественская «сказка» в декорациях Первой мировой войны.
«Он и она» (Mr & Mme Adelman, Франция, Бельгия, режиссер Николя Бедос, 2017 год)
Во Франции умирает известный писатель Виктор Эйдельман (мне, кстати, больше по душе оригинальное название фильма - «Месье и мадам Эйдельман»). В день его похорон вдова подробно рассказывает журналисту, который собирается написать биографию литератора, об их жизни. Случайное знакомство в баре, попытки девушки обратить на себя внимание, начало отношений, знакомства с родственниками, выход первой книги Виктора, успех, признание, богатство, пресыщение, измены, наркотики, сексуальные проблемы, дети, один из которых умственно отсталый, потеря жизненных смыслов, разлады, развод, воссоединение, старческое слабоумие - все это последовательно и в меру увлекательно (хотя не так, чтобы прям уж очень) выливается на зрителя. Развязка фильма претендует на оригинальность, хотя для по-настоящему неожиданной концовки авторам сценария следовало бы в нем кое-что изменить на более ранних стадиях -например, обойтись без развода пары. Впрочем, фильм в целом это все равно не спасло бы. Допускаю, что кого-то он зацепит, но с нами этого не произошло. Ощущение от просмотра - как будто поприсутствовал на приеме у психоаналитика. Причем в качестве самого психоаналитика.
«Судья» (The Judge, США, режиссер Дэвид Добкин, 2014 год)
Успешный столичный адвокат Хэнк Палмер, известный тем, что защищает, в основном, богатых клиентов, у которых на самом деле, как правило, рыльце в пушку, приезжает в родной город, в котором не был много лет лет, на похороны матери. Все это время он не разговаривал со своим отцом, с которым разругался еще в юности. Ко всему прочему, Хэнк находится на грани развода, а на малой родине его ждет встреча с первой любовью. Когда герой уже собирается отправиться в обратный путь, выясняется, что его отца, самого авторитетного местного судью, обвиняют в смертельном наезде на человека, причем совершенном умышленно - с целью убийства. Несмотря на их взаимное (показное) безразличие друг к другу, Хэнк берется защищать отца. В ходе самостоятельного расследования дела они не столько устанавливают новые обстоятельства трагического происшествия, сколько достают «скелеты» из шкафов друг друга, постепенно проливая свет на то, что же произошло между ними во времена юности Хэнка.
Честно говоря, ждал большего от детективной составляющей сюжета, но фильм оказался прежде всего тем, чем и позиционировался - семейной драмой. Тем, кто любит этот жанр, должно понравиться.
«Пеле: рождение легенды» (Pelé: Birth of a Legend, США, режиссеры Джек и Майкл Цимбалисты, 2016 год)
Биографический фильм о короле футбола Пеле, рассказывающий о периоде его жизни с детских лет, когда он вместо заданных в школе уроков делал первые шаги в спорте, гоняя мяч с другими босоногими мальчишками из его родного городка, до участия в 17-летнем возрасте в чемпионате мира 1958 года в Швеции. Помимо истории о мальчике из бедной семьи, который благодаря упорному труду смог реализовать свой талант и выбиться в мировые звезды, основной конфликт фильма заключается в попытках (разумеется, напрасных) сборной Бразилии после неудач на последних мундиалях отказаться от присущего им эффектного стиля игры джинга в пользу более рационального стиля, используемого европейскими командами. Вполне допускаю, что в Бразилии конца 50-х велась общественная дискуссия на эту тему, но в картине о Пеле она представлена в таком наивно-гипертрофированном виде, а сам стиль игры джинга показан в настолько цирковом формате (хотя сами голы на чемпионате мира воспроизведены довольно добросовестно), что воспринимать фильм как спортивную драму сложно. А вот для просмотра в образовательно-воспитательных целях с детьми младшего и среднего школьного возраста - пожалуй, неплохое кино.
«Счастливого Рождества» (Joyeux Noël, Франция, Германия, Великобритания, США и другие, режиссер Кристиан Карион, 2005 год)
Первая мировая война. В канун Рождества на Западном фронте идут жестокие бои между французам и британцами с одной стороны и немцами с другой. Главные герои разбросаны по всем трем армиям. Это, в частности, шотландский пастор, поехавший на фронт за своими прихожанами-призывниками, французский офицер, у которого на оккупированной немцами территории осталась беременная жена, и известный немецкий тенор, призванный, как и все, «на защиту отечества». Рождественским вечером тенора командируют в штаб армии, чтобы устроить праздничный концерт для высших чинов, но он сбегает оттуда обратно в окопы, дабы выступить перед товарищами. Отмечать Рождество, разумеется, готовятся и в траншеях по другую сторону линии фронта. В итоге все заканчивается массовыми братаниями и рождественской мессой на нейтральной полосе, после которых «враги» отказываются стрелять друг в друга.
Фильм снят очень красиво, почти сказочно, местами в ущерб реалистичности отдельных сцен. Не назвал бы это его недостатком - скорее, простой чертой картины. Сюжет «Счастливого Рождества» вроде бы основан на реальных событиях, правда, насколько я понимаю, он скомпилирован из отдельных фактов, случившихся в разное время и в разных местах. Впрочем, братания солдат на фронтах Первой мировой войны - исторический факт, так что не столь важно, придумана эта конкретная история или нет - в любом случае нельзя сказать, что она высосана из пальца. Лента напрочь лишена героического пафоса, которым пропитаны многие современные российские фильмы о войне, и является полной противоложностью отечественного
«Батальоном», тоже рассказывающего о Первой мировой. Сравнивая эти два фильма, можно было бы написать целое сочинение, которое не обошлось без затрагивания идеологических вопросов, но я делать этого не буду. Скажу лишь, что, хотя могу согласиться не со всеми поступками героев «Счастливого рождества», такое кино мне гораздо ближе, чем черно-белые (речь, разумеется, не о характеристиках пленки) патриотические агитки вроде «Батальона», напрочь игнорирующие сложность, противоречивость и многогранность исторических событий.
Другие выпуски кинообозрения:
«Вторая жизнь Уве», «Идеальные незнакомцы», «Ледокол», «Хороший год» «Марсианин», «Белый плен», «Джой», «Хвост виляет собакой» «Мюнхен», «Безумная свадьба», «Контроль», «Интимный словарь» «Поддубный», «Друзья из Франции», «Восьмерка», «Волк с Уолл-стрит» Больше кинообзоров по тегу
«Кино»