Легенда о трех секундах. Отзыв о фильме «Движение вверх»

Jan 04, 2018 19:38



Этот сюжет просто просился на киноэкран. Про такие невероятные повороты событий говорят «как в кино», поэтому, когда они все-таки случаются в реальной жизни, о них обычно снимают фильмы. Финал Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене между СССР и США и его драматичная развязка - главная легенда отечественного баскетбола. Даже просмотр решающих мгновений того матча пробивает на мурашки, а тут целое кино, в котором можно добавить драматизма, не связанного со спортом. Авторам «Движения вверх» (Россия, режиссер Антон Мегердичев, 2017 год) удалось снять, вероятно, лучшую спортивную драму в истории российского кинематографа, хотя есть одно важное «но».

Сюжет фильма построен вокруг подготовки сборной СССР к Олимпийским играм в Мюнхене. За два года до этого на смену Александру Гомельскому на тренерском мостике команды приходит не такой заслуженный, но не менее амбициозный Владимир Гаранжин (реальная фамилия прототипа - Кондрашин, роль исполняет Владимир Машков). Он сразу заявляет, что цель сборной СССР - обыграть американцев, которые никому не проигрывали на Олимпиадах с 1936 года. Это заявление встречается гневом советских спортивных функционеров (с них же спросят сверху за отсутствие обещанного результата), насмешками из-за рубежа и недоумением самих игроков, с которыми предстоит работать Гаранжину.



Параллельно с основной спортивной разворачиваются несколько личных сюжетных линий. Литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме ярым антисоветчиком, замышляющим побег к родственникам в Западную Германию, главная звезда команды Сергей Белов страдает излишним индивидуализмом, у Александра Белова - редкая болезнь сердца и сильная любовь, у самого тренера Гаранжина - сын-инвалид, которому нужна операция за границей… Есть еще пара колоритных грузин с колоритными историями, узбек с плохим зрением и уже упомянутые спортивные функционеры разного разлива.
Фильм можно условно разбить на две части. В первой (она занимает процентов 70 времени) - намечаются и развиваются все эти истории, развязка большинства которых случится вместе с финальным матчем. Выглядит все это не то чтобы наивно или неправдободно, но очень по-киношному. Вторая часть - собственно финал, показанный неожиданно подробно для художественного фильма. И это самое сильное место картины. Причем, уверен, оно является таковым и для спортивных болельщиков, и для людей, далеких от спорта.



Игру показывают в фильме, конечно, так, как это всегда делается в кино, а не так, как мы, спортивные болельщики, привыкли видеть ее в телетрансляции (и не важно, баскетбол это, футбол или хоккей). Вместо среднего плана, позволяющего следить за развитием событий на значительной части площадки (как в телетрансляциях) здесь - быстро сменяющие друг друга крупные планы, иногда с замедленными съемками. Но почему-то в отличие от большинства других фильмов об игровых видах спорта в «Движении вверх» это не мешает. Я по-настоящему переживал и болел за ребят на паркете, словно позабыв о том, что это кино. Ей-богу, несколько раз хотелось выпрыгнуть со своего места в кинотеатре, как это происходит на стадионе или дома перед телевизором при просмотре матча любимой команды. А в момент тишины перед одним из решающих бросков американцев в зале раздался крик «Мимо!». Удивительно, как киношникам удалось передать ощущения, возникающие при наблюдении за настоящим матчем. Можно было только позавидовать тем зрителям, которые не знали, чем и как все закончится. :)



«Движение вверх» делала практически та же команда продюсеров и режиссеров, что и «Легенду №17», которую (при том, что в целом это превосходный фильм!) отличали чрезмерно вольное обращение с историей, излишний пафос и гипертрофированность некоторых моментов. С пафосом и преувеличениями в «Движении вверх» все гораздо более сдержанно (а советская действительность вообще показана в довольно неприглядном свете), но вот по части исторической достоверности снова есть вопросы. Насколько я могу судить, перипетии решающего матча против американцев воспроизведены очень достоверно. Но вот про остальные сюжетные линии этого не скажешь. Беглое изучение вопроса показывает, что почти все они или вымышлены, или преувеличены, или перемещены во времени. Особенно ярко это проявляется на примере Модестаса Паулаускаса - ну уж, конечно, капитан команды не мог быть таким неблагонадежным в политическом плане персонажем, как это показано в фильме. Надеюсь, хотя бы с характером Сергея Белова, по мотивам автобиографической книги которого снят фильм (книга так и называется - «Движение вверх»), его создатели обошлись деликатнее. Непонятно, кстати, почему было бы не изменить фамилии игроков, как это сделали в случае с тренером, - это сняло бы многие вопросы.



А так эти вопросы возникают и тут уж каждый волен сам для себя решать, мешают ли они ему наслаждаться картиной. А жаль (что они возникают), потому что, повторюсь, в плане зрелищности и драматизма «Движение вверх», на мой взгляд, лучший и самый сильный российский фильм спортивной тематики (сильнее даже «Легенды №17»). И, несмотря ни на что, рекомендую его посмотреть всем: и тем, кто интересуется спортом, и тем, кто к нему равнодушен. Думаю, фильм также отлично подойдет для семейного просмотра с детьми в возрасте лет от десяти.

Отзывы о других спортивных фильмах:
«Легенда №17». Гордиться без преувеличения
«Чемпионы». По мотивам реальных побед

Больше кинообзоров по тегу «Кино»

СПОРТ, ИСКУССТВА, КИНО, БАСКЕТБОЛ

Previous post Next post
Up