По склонам Родины. Обзор горнолыжных курортов России

Dec 16, 2017 15:25



Горные лыжи и сноуборд давно стали для многих россиян такими же верными спутниками зимы, как снег и мороз. При этом все больше наших соотечественников предпочитают проводить активный зимний отдых, не выезжая за границу. Куда лучше поехать кататься «чайникам», а куда - профессионалам? Где самый длинный сезон, лучший выбор отелей и больше всего развлечений?
При помощи экспертов - гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина и исполнительного директора сетевого горнолыжного проекта Ski.ru Ксении Головкиной (оба они помимо всего прочего еще и горнолыжники с многолетним стажем) - сделал для журнала «Отдых в России» сравнительный обзор горнолыжных курортов страны (материал на сайте издания).

При указании цен и прочих цифр в материале я старался ориентироваться на данные с официальных сайтов курортов, но не у всех там были необходимые или актуальные данные (у многих в момент подготовки еще были сведения по состоянию на прошлый сезон), поэтому к приведенным в статье цифрам следует относиться как к близким к реальным, но все-таки ориентировочным. Цены на ски-пасс и прокат оборудования (лыжи-палки-шлем) приводятся за один день, на проживание - за двухместный номер на одну ночь. Все фото в этом посте взяты с официальных сайтов курортов. В тексте приводятся ссылки на них, чтобы можно было самостоятельно найти схемы трасс и другую интересующую информацию.

КРАСНАЯ ПОЛЯНА
Олимпийское наследие в часе езды от моря
~150 км трасс, ски-пасс ~2000-2600 рублей, прокат ~750 рублей



Транспортная доступность - 5 баллов
Путь от сочинского аэропорта или вокзала Адлера вряд ли займет больше часа. Причем проделать его можно хоть на такси, хоть на электричке, хоть на городском автобусе.
Туристическая инфраструктура - 5 баллов
Олимпийское наследие, доставшееся Красной Поляне, - это не только спортивные объекты, но и многообразие гостиниц: от хостелов и мини-отелей до пятизвездочных гигантов вроде «Мариотта» или «газпромовской» «Гранд Поляны». Лучшие места в горах и у подъемников, разумеется, заняты недешевыми гостиницами. Более бюджетные варианты стоит поискать в самом поселке Красная Поляна, откуда до подъемников около 10 минут езды.
Трассы - 4,5 балла
Красная Поляна делится на три курорта: «Роза Хутор», «Горки-Город» (бывшая «Горная карусель») и комплекс «Газпрома», зоны катания которых не пересекаются между собой. Из почти 150 километров трасс примерно две трети приходится на «Розу хутор», на ее же территории расположены олимпийские склоны. Перепад высот - до полутора километров. На всех курортах Красной Поляны есть трассы от зеленых до черных, можно найти здесь и возможности для фрирайда.
Цена/Качество - 3,5 балла
Горнолыжный сервис - 4,5 балла
Итого - 4,5 балла
Курорты Красной Поляны - самые современные в России, единодушны наши эксперты. Здесь самое большое количество трасс и подъемников, масса развлечений и самая заграничная атмосфера среди всех отечественных горнолыжных курортов, считает Сергей Ромашкин. Но и цены стремятся к европейским, а местами и превосходят их. Если для проживания и питания еще можно найти бюджетные варианты, то ски-пасс в любом из краснополянских комплексов стоит в 1,5-2 раза дороже, чем на других курортах, попавших в наш обзор. Впрочем, даже это не останавливает горнолыжников и сноубордистов, жаждущих опробовать олимпийские трассы. В пиковые даты наплыв туристов таков, что пропускной способности подъемников не хватает и на канатки выстраиваются очереди, предупреждает Ксения Головкина.

ДОМБАЙ
Мекка отечественного горнолыжного туризма, воспетая Юрием Визбором
~25 км трасс, ски-пасс ~1200-1600 рублей, прокат ~500 рублей



Транспортная доступность - 3 балла
Домбай расположен на тупиковой Военно-Сухумской дороге в 200 километрах от аэропорта Минеральных вод. Для преодоления этих километров проще всего взять такси или заказать трансфер.
Туристическая инфраструктура - 4 балла
Домбай - один из старейших горнолыжных курортов страны, поэтому местная инфраструктура имеет несколько «культурных слоев». Символ одного из них - авангардная многоэтажка заброшенной гостиницы «Аманауз», высящаяся в центре поселка. В новое время здесь, конечно, появились места «с претензией», но большинство домбайских отелей и заведений общепита рассчитано на туристов среднего достатка. Цены в гостиницах в сезон начинаются примерно с 2 тысяч рублей за ночь, кроме того здесь всегда можно найти вариант размещения в частном секторе. Еще один плюс - в компактном Домбае практически все расположено в шаговой доступности от подъемников.
Трассы - 3,5 балла
Зона катания расположена на высоте 1800-3200 м. Общая протяженность трасс - почти 25 километров, большую их часть составляют синие и красные спуски. Склоны обслуживают две системы канатных дорог (старая и новая) и единого ски-пасса на них нет, но по большому счету подъемники дублируют друг друга.
Горнолыжный сервис - 3,5 балла
Цена/Качество - 3,5 балла
Итого - 3,5 балла
От Домбая не стоит ждать краснополянского лоска, но горы тут точно не хуже, чем в Сочи, поэтому курорт имеет своих почитателей. Многие горнолыжники ездят сюда из год в год, ценя Домбай за проверенную тусовку, отмечает Сергей Ромашкин. Впрочем, не факт, что это впечатлит тех, кто приедет сюда впервые. Тем более, что хорошим апре-ски Домбай похвастать не может, сетует Ксения Головкина.

АРХЫЗ
Абсолютно новый курорт на склонах Кавказских гор
~14 км трасс, ски-пасс ~1600 рублей, прокат ~1000 рублей



Транспортная доступность - 3 балла
Расположения Архыза напоминает домбайское, только находится он на 40 километров западнее. От Минеральных вод сюда те же три часа езды, ситуация с транспортом - аналогичная.
Туристическая инфраструктура - 3 балла
Непосредственно в зоне курорта пока построено только три гостиницы. Их суммарная вместимость - всего 420 человек, а стоимость номера начинается от 4500 рублей. Более дешевые варианты размещения можно найти в самом поселке Архыз, но оттуда до склонов минут десять езды.
Трассы - 3 балла
Нынешний горнолыжный сезон станет всего пятым для Архыза и пока тут всего три подъемника и восемь трасс (преимущественно зеленых и синих). Их общая протяженность меньше 15 километров, максимальный перепад высот - 566 метров.
Горнолыжный сервис - 4,5 балла
Цена/Качество - 4 балла
Итого - 3,5 балла
Главное преимущество Архыза в том, что это абсолютно новый курорт без советского «багажа», который изначально организуется по современным принципам, считает Ксения Головкина. В планах инвесторов в ближайшие годы расширить его в несколько раз, но пока трасс тут мало, а для горнолыжников-профи - очень мало. Так что сейчас Архыз - это хороший выбор для новичков и тех, кто отдыхает с детьми, отмечает Сергей Ромашкин.

ПРИЭЛЬБРУСЬЕ
Самый высокогорный курорт Европы с самыми длинными трассами России
~20 км трасс, ски-пасс ~800 рублей (Чегет) ~2100 рублей (Эльбрус), прокат ~1000 рублей



Транспортная доступность - 3,5 балла
Эльбрус немного выигрывает у Архыза и Домбая тем, что в пределах двух-трех часов езды от него расположены сразу два крупных города с аэропортами и вокзалами: Нальчик (120 км) и Минводы (180 км). Впрочем, добираться сюда все равно, скорее всего, придется на такси или с помощью трансфера.
Туристическая инфраструктура - 4 балла
Инфраструктура Приэльбрусья представлена, в основном, обновленными пансионатами советских времен и небольшими частными гостиницами. По-настоящему крупных современных отелей, как в Красной Поляне, здесь нет. Два главных очага гостиниц и ресторанов - поляны Азау и Чегет, с которых начинаются подъемники соответственно на Эльбрус и Чегет. Между ними - около 5 километров и поселок Терскол. Разброс большей части предложений по размещению - от 1500 до 4500 рублей за ночь.
Трассы - 4 балла
Самые высокие горы и самые длинные трассы (от верхней до нижней станции канатки на Эльбрусе непрерывный спуск длиной почти 7 километров) - главная фишка Приэльбрусья. Соседний с Эльбрусом Чегет восполняет относительный недостаток сложных трасс. Кроме того, в Приэльбрусье уникальные возможности для фрирайда.
Горнолыжный сервис - 4 балла
Цена/Качество - 4,5 балла
Итого - 4 балла
Хотя на Эльбрусе несколько лет назад запустили новую канатную дорогу, в целом здешнюю инфраструктуру не назовешь передовой. Но уникальные природные условия в любом случае делают этот горнолыжный регион особенным, отмечают эксперты. Среди таких природных «бонусов» длинный сезон - на некоторых участках можно кататься даже летом.

КИРОВСК
«Каталка» на рудниках за полярным кругом
~70 км трасс, ски-пасс ~1000-1300, прокат ~1200-1400 рублей



Транпортная доступность - 3,5 балла
Кировск - один из немногих курортов, до которых можно добраться на общественном транспорте. Вокзал Апатит расположен примерно в 30 минутах езды от местных склонов, аэропорт Хибины (туда, правда, летает только одна авиакомпания) - в часе. Можно еще добираться через Мурманск, который находится примерно в 200 километрах.
Туристическая инфраструктура - 2,5 балла
В Кировске от силы десяток гостиниц, и большинство из них своим видом не вызывает ассоциаций с горнолыжными курортами. У приезжающих на местные склоны распространена практика посуточной аренды квартир. Неспортивными развлечениями город тоже не богат.
Трассы - 3 балла
Горнолыжные комплексы Кировска носят названия «Большой вудъявр», «Кукисвуморр» и «КолаСпортЛанд». В общей сложности это почти полсотни трасс и больше 70 километров спусков. Но Хибины значительно ниже Кавказских гор, поэтому 1,5 километра длины и перепад в 500 метров считаются тут хорошими показателями.
Горнолыжный сервис - 3 балла
Цена/Качество - 4 балла
Итого - 3,2 балла
Кировск мало похож не курорт, это местами депрессивный промышленный город с полным отсутствием туристической инфраструктуры, считает Ксения Головкина. Местным горнолыжным комплексам также не хватает современных подъемников, добавляет Сергей Ромашкин, даже кресельные канатные дороги здесь - редкость. Но зато в Кировске относительно недорого, неплохой фрирайд, а сезон длится до мая. Правда, на начало зимы приходится полярная ночь, но зато освещение трасс тут - не роскошь, а необходимость, а еще прямо со склона можно увидеть северное сияние.

АБЗАКОВО
Маленький уральский курорт с большой инфраструктурой
~16 км трасс, ски-пасс ~1200 рублей, прокат ~1000 рублей



Транспортная доступность - 3,5 балла
Абзаково расположено на востоке Башкирии в 60 километрах от Магнитогорска, где есть аэропорт. Из этого города в соседнее с курортом село ходит автобус, но основной транспорт горнолыжников все равно такси.
Туристическая инфраструктура - 4 балла
Абзаково - это единый комплекс, в который входит спортотель, пансионат, гостевые коттеджи, а также рестораны, кафе, столовая, спа-центр и даже зоопарк с аквапарком. Цены на двухместные номера в сезон начинаются от 2300 рублей, с трехразовым питанием - от 3900. Можно также остановиться в гостинице или снять квартиру в соседнем селе Новоабзаково примерно в 1,5-2 километрах от склонов, но все основные развлечения все равно расположены на территории курорта.
Трассы - 3 балла
На башкирском курорте 13 трасс общей протяженностью около 16 километров с максимальным перепадом 320 метров. Большая часть из них - синие и зеленые. Все подъемники, кроме одного, бугельные.
Горнолыжный сервис - 3,5 балла
Цена/Качество - 4,5 балла
Итого - 3,7 балла
Абзаково хвалят за хорошую сопутствующую инфраструктуру и сравнительно невысокие цены, но серьезным горнолыжникам здесь будет скучновато - трассы слишком простые и короткие.

ШЕРЕГЕШ
Главный курорт Сибири на склонах Горной Шории
~40 км трасс, ски-пасс ~1400 рублей, прокат ~800 рублей



Транспортная доступность - 2,5 балла
Из рассматриваемых курортов Шерегеш находится дальше всех от центра страны. Да и от ближайшего, новокузнецкого, аэропорта 170 километров пути. Общественным транспортом оттуда можно добраться только с пересадкой, поэтому здесь тоже «рулят» такси и трансферы
Туристическая инфраструктура - 3,5 балла
В Шерегеше около полусотни гостиниц: часть расположена прямо у склонов горы Зеленой, другая - в самом поселке, центр которого находится примерно в пяти километрах. Подходящее жилье здесь найдет и бедный студент (есть хостелы с ценами от 400 рублей за койку), и нефтяной король (стоимость номеров в некоторых отелях исчисляется десятками тысяч рублей). Большинство же предложений варьируется в диапазоне от 2 до 4 тысяч за ночь.
Трассы - 3,5 балла
Шерегеш славится своими красными и черными трассами, на которые приходится около половины от 40 километров местных горнолыжных спусков. Впрочем, «чайникам» и тем, кто предпочитает спокойное катание, здесь тоже найдется место. При том что верхняя точка курорта расположена на отметке всего 1570 метров, большинство трасс имеет длину от 2 километров и перепад высот 500-600 метров.
Горнолыжный сервис - 3,5 балла
Цена/Качество - 4,5 балла
Итого - 3,5 балла
Главное преимущество Шерегеша - обилие снега, которое обеспечивает ранее начало и большую продолжительность сезона, а также отличные возможности для фрирайда, считает Ксения Головкина. Благодаря сложным трассам, здесь мало случайной публики, добавляет Сергей Ромашкин. Главная проблема сибирского курорта (помимо удаленности от центральной части страны) заключается в том, что у канатных дорог на его склонах шесть разных операторов и нет единого ски-пасса. Так что объехать все шерегешские трассы - та еще логистическая задача.

Другие мои обзоры в журнале «Отдых в России»:
Одно море, два региона. Крым или Краснодарский край?
Поехали лечиться! Обзор целебных курортов страны
Пути династии. Места России, связанные с семьей Романовых

Другие мои статьи для этого журнала читайте по тегу «Отдых в России»

РОССИЯ, КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАВКАЗ, КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ, СИБИРЬ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СПОРТ, БАШКИРИЯ, КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ, СТАТЬИ, МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЭЛЬБРУС, РАБОТА, "ОТДЫХ В РОССИИ", СОЧИ, ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Previous post Next post
Up