У меня бывает так, что я иду смотреть какой-то фильм, несмотря на низкие ожидания от него самого - просто из исследовательского интереса к определенной теме. В данном случае такой темой стали крымские события 2014 года и попытка государства мифологизировать эти события посредством киноискусства (саму эту попытку воспринимаю как совершенно естественное действие). Сразу скажу: отторжения фильм не вызвал - он не так плох, как можно было бы предположить (спасибо низким ожиданиям!), но для решения возложенных на него задач, на мой взгляд, годится мало.
Акценты в фильме «Крым» (Россия, режиссер Алексей Пиманов, 2017 год) расставляются буквально в первом же диалоге. Она приехала в Крым из Киева снимать фильм о древней Украине. Он на это усмехается: «О древней Украине? В Крыму?» А еще он - из Севастополя. «Из Севастополя», - закатывая глаза, передразнивает она (с понятно какой интонацией).
Но дальше все, если так можно выразиться, политически корректно - без стеба, троллинга и прочих приемов, применением которых при освещении украинской темы не гнушаются даже ведущие информационные программы нашего телевидения. У авторов же этого фильма, похоже, была установка не разжигать лишний раз вражду между Россией и Украиной. Достается только бандеровцам, а раскол между двумя лагерями преподносится как проходящий в идеологической, а не национальной плоскости - все рассуждения на эту тему ведутся в категориях «наши - не наши», даже само слово «Украина», по-моему, почти не звучит.
Сюжет фильма разворачивается на фоне реальных исторических событий: майдан с беспорядками и снайперами, нападение на автобусы с крымчанами под Корсунем, торжественный прием «беркутовцев» в Крыму, стояние их коллег на коленях во Львове, подготовка ко встрече поезда с бандеровцами на вокзале в Симферополе, появление на полуострове «вежливых людей» - в общем, в ленте «задействованы» все самые яркие и известные эпизоды «Крымской весны».
Увы, любовная линия сюжета выглядит надуманной и притянутой за уши к этим эпизодам. О лежащей между ними идеологической пропасти главные герои узнают только на майдане, где она подносит протестующим бутылки с зажигательной смесью, а он ужасается этому и тушит одного из загоревшихся «беркутовцев». Они что, в предыдущие полгода вообще ни о чем не говорили?!
Вымученность любовной истории наводит на мысль о том, что создателям фильма лучше было бы сосредоточиться на экшене, который присутствует в «Крыму» как в части экранизации исторических событий, так и вымышленных поворотов сюжета. Наверное, мог выйти неплохой боевичок с актуальной историко-идеологической подоплекой.
Получилось бы, наверное, не столь претенциозно, но зато с определенной целевой аудиторией. (Раскол, прошедший после крымских событий по семьям, друзьям и близким людям - конечно, благодатная тема для создания произведений искусства, но тема эта требует глубокого психологизма, которым в «Крыму» и не пахнет.) Создатели же этого фильма попытались впихнуть в него слишком много всего, и в результате получилось - ни туда ни сюда.
Нет, посмотреть картину можно (несмотря на отдельные несуразности, серьезного раздражения ее просмотр не вызывал, прервать его не хотелось), но если не посмотришь - ничего не потеряешь. Пересматривать я ее точно не буду, да и кому рекомендовать к просмотру, не знаю. Мне вообще непонятно, на какую аудиторию рассчитан фильм. Дело в том, что те, кто не знаком с историческим контекстом, ничего в нем и не поймут, а те, кто знаком - видели (читали или, может быть, даже проживали) вещи и посильнее. Тот же документальный (но не лишенный художественных эффектов) фильм «Крым: путь на Родину» Андрея Кондрашова (вот, кстати,
мой отзыв на него) однозначно даст сто очков вперед обсуждаемой ленте в деле мифологизации крымской темы.
Впрочем, уверен, это не последняя попытка на данном поприще. И как знать, может быть со временем наш кинематограф родит действительно сильное кино на эту тему.
Читайте также:
Фильм «Крым. Путь на Родину»: слова - Путина, впечатления - мои Крым: между Россией и Украиной. Что думали крымчане о присоединении к России спустя полтора года после референдума