В свежем номере журнала «Отдых в России» вышла статья, которую я писал в конце января, - о выборе для курортного отдыха между Крымом и Краснодарским краем. Статья основана вовсе не только на моем личном опыте - пришлось покопаться в цифрах, пообщаться с экспертами (в материале приводится, в частности, комментарий руководителя одного из крупных туроператов) - в общем, провести небольшое исследование. Здесь публикую статью в авторской (чуть более широкой, чем в журнале) версии.
Одно море, два региона /
«Отдых в России», №90 (март-май 2017 года) С возвращением Крыма в состав нашей страны обострилась конкуренция полуострова с Краснодарским краем за российского туриста. Теперь наши соотечественники, решившие провести отпуск на российских югах, делают выбор между этими двумя регионами. Сочи или Ялта? Геленджик или Судак? Кабардинка или Коктебель? «Отдых в России» решил сравнить Крым и Краснодарский край и выяснить, где отдыхать дешевле, комфортнее и интереснее.
ТРАНСПОРТ. ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ПРОЛИВ
До недавнего времени Крым и побережье Краснодарского края были практически равны в плане транспортной доступности для жителей центра России. Но события последних лет серьезно изменили логистику курортников: добираться в Крым стало сложнее и дороже. Даже самолеты удлинили свой путь, облетая стороной Украину.
Летний перелет из Москвы в Симферополь и обратно обойдется в среднем в 8-9 тысяч рублей. Это - если позаботиться о билетах сейчас. В Сочи можно практически в любой день лета улететь за 6-7 тысяч, а начинаются цены на билеты в олимпийскую столицу вообще от 4500 рублей. Перелет в Анапу или Геленджик будет стоить в 1,5-2 раза дороже, но примерно по сочинским ценам можно взять билет в Краснодар, а оттуда добраться до побережья. В общем, вариантов попасть на кавказские пляжи больше, и в среднем они дешевле. Существует, правда, практика субсидирования перелетов в Крым, но распространяется она только на инвалидов, пенсионеров и людей моложе 23 лет.
В Сочи, Туапсе, Новороссийск или Анапу также можно за сутки добраться поездом. Цены на плацкарт в быстрых поездах начинаются от 2200 рублей, купе - в 2-2,5 раза дороже. В Крым прямые поезда сейчас не ходят. Но, сойдя на перрон в Анапе или Краснодаре, можно продолжить путь на полуостров по «единому билету» - дорога займет еще полдня и облегчит ваш кошелек на 400-800 рублей, а ехать, скорее всего, придется в старом автобусе без кондиционера. Этот способ точно не для пожилых людей и семей с маленькими детьми.
Юга традиционно притягивают к себе большое количество автотуристов. Для них путь в Крым тоже стал длиннее на 200-300 километров и дольше как минимум на пару часов, которые придется потратить на переправу через пролив. Многодневные очереди на паром за последний год удалось победить, но всегда существует риск, что переправа встанет из-за непогоды.
Конечно, с запуском Керченского моста ситуация изменится, но пока по транспортной доступности Крым заметно проигрывает Краснодарскому краю - 2 против 5.
ГОСТИНИЦЫ. ВАМ ЛУЧШЕ ИЛИ ДЕШЕВЛЕ?
В последние годы крымские гостиницы активно подтягиваются по ценам к отелям Краснодарского края - в этом сходятся и эксперты, и туристы. Крым по-прежнему относится к более дешевому сегменту, но о разнице в ценах в 30% речь уже не идет.
По оценке гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, «средний чек» за проживание в отеле уровнем не ниже трех звезд с трехразовым питанием составляет в Крыму - 2300-2400 рублей (за человека в сутки), в Анапе - 2500, в Сочи - 3000. Практически аналогичные цифры называют в Национальной информационной курортной сети. Только крымские отели, уже определившиеся с расценками на лето-2017, в системе онлайн-бронирования НИКС немного дешевле - 1800-2000 рублей.
Разумеется, оба регионы неоднородны, и внутри них тоже существует разброс цен. Тем, кто хочет сэкономить, отель в Крыму стоит искать не на Южном берегу, а на западе или востоке - в районе Евпатории или Керчи, а в Краснодарском крае - на Азовском море, в Темрюке или Ейске, рекомендует гендиректор НИКС Дарья Мамыкина. Сергей Ромашкин советует также присмотреться к Имеретинскому курорту - олимпийскому наследию Адлера. За счет высокой конкуренции между отелями цены на Имеретинку держатся у «Дельфина» на уровне 1500-2000 рублей за человека в сутки.
В сравнении общего состояния гостиничной инфраструктуры двух регионов эксперты расходятся во мнениях.
- В Крыму чаще встречаются санатории, которые нуждаются в модернизации, но не проводят ее, - считает Дарья Мамыкина. - Из-за общего удорожания жизни они вынуждены повышать цены, но ни копейки не вкладывают в развитие. В Краснодарском крае тоже есть объекты «советского типа», но, как правило, их приводят в аккуратный вид. Конечно, в Крыму появляются новые отели - с хорошим ремонтом, территорией, системой «все включено» - но они и стоят совсем других денег.
Сергей Ромашкин уверен, что гостиницы Крыма и Краснодарского края отличаются прежде всего количеством, а не качеством.
- Отельная база Краснодарского края в 2,5-3 раза превышает отельную базу Крыма, но структурно они похожи: и там, и там есть и «пятерки», и старые советские санатории с разбитыми ступеньками, - говорит гендиректор «Дельфина». - Да, Крым был недоинвестирован в украинские времена и отстал, например, в сегменте новых частных отелей. Но те отели, которые открывались и открываются в Крыму, - это хорошие современные объекты. И, скажем, «Рэдиссон» в Крыму ничем не отличается от «Рэдиссона» в Сочи.
Подведем итог: Крым в среднем все еще чуть дешевле, но даже в Адлере можно найти новые (!) отели, способные конкурировать с полуостровом по цене. Крымские гостиницы, может быть, и не сильно проигрывают по качеству, но выбор отелей в Краснодарском крае в разы больше - 4:5.
ТУРЫ. А ЕСЛИ ПАКЕТОМ?
Пакетные туры в Крым и Краснодарский не всегда дают туристам столь же ощутимую экономию, как при поездах в Турцию или Египет, уверен гендиректор «Дельфина» Сергей Ромашкин.
- Все дело в том, что авиакомпании и сами рассматривают Сочи и Крым как перспективные рынки, - объясняет представитель туроператора. - Если в украинские времена аэропорт Симферополя принимал 20-25 рейсов в сутки, то в один из дней прошлого лета он принял 140 рейсов. Часть прироста, конечно, дали «пакетники», но туристы охотно покупают билеты и напрямую.
Чтобы существенно сэкономить на пакете, его надо покупать заранее. Впрочем, с таким же успехом можно за полгода до отпуска купить дешевые авиабилеты, а ближе к делу подобрать подходящий вариант для проживания - через турфирму или самостоятельно.
Тем не менее, количество пакетных туристов на нашем юге растет. По оценке Сергея Ромашкина, в 2016 году и в Крыму, и в Краснодарском крае, «пакетники» составили уже около четверти всех отпускников, прибывших к морю самолетом, хотя еще несколько лет назад их доля в общем турпотоке исчислялась считанными процентами.
Итак, возможность купить пакетный тур (как и перспектива сэкономить на нем) для Крыма и Краснодарского края практически равна. Фиксируем ничью - 4:4.
МОРЕ. Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ…
Море в Крыму и на Кавказе одно, хотя бытует мнение в Крыму оно чище из-за меньшего количества впадающих в него рек. Климат тоже похож - разве что на полуострове нет влажных субтропиков, как Сочи. Впрочем, купальный сезон длится практически одинаково.
Протяженность пляжей Краснодарского края - от Таманского полуострова до границы с Абхазией - без малого 500 километров. По Крыму оценки разнятся, но в среднем они в полтора раза больше. По разнообразию береговой полосы регионы похожи: и там, и там есть и галька, и песок; и уютные бухты, и широкие берега; и обустроенные пляжи, и дикие. Правда, от Туапсе до Сочи прямо вдоль моря проходит железная дорога, но это можно расценивать и как плюс: электрички значительно упрощают перемещение вдоль побережья.
Короче говоря, и в Крыму, и в Краснодарском крае каждый отдыхающий найдет то, что ему по вкусу. Конечно, райских уголков с белым песком и склоняющимися над водой пальмами там не сыскать, но наши лучшие южные пляжи сосредоточены именно в этих двух регионах. 4:4.
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА. НЕ ПЛЯЖЕМ ЕДИНЫМ
По части достопримечательностей Крым даст фору практически любому региону России. Здесь есть руины античных городов, средневековые крепости, шикарные дворцы, военные памятники… Причем многие из этих мест заслуживают высоких позиций в рейтинге самых интересных достопримечательностей всей страны.
Конечно, в Краснодарском крае тоже найдется, что посмотреть, но на каждую местную достопримечательность Крым даст симметричный ответ. А иногда и не один.
- Город-герой Новороссийск?
- Керчь и Севастополь!
- Таманское городище?
- Херсонес и Пантикопей!
- Абрау-Дюрсо?
- Массандра, Инкерман и комбинат шампанских вин «Новый свет»!
На кавказском побережье курортников чаще возят смотреть не дворцы и памятники, а водопады, живописные ущелья и прочие природные достопримечательности. Но и тут Крым не уступит Краснодарскому краю. К тому же, полуостров выигрывает за счет большей компактности: экскурсионные маршруты здесь планировать проще. Из Анапы же вы вряд ли поедете в олимпийский парк Адлера. И наоборот, те, кто проводят отпуск в Сочи, едва ли захотят потратить пять часов на дорогу в одну сторону, чтобы полюбоваться красотами Геленджика.
Единственное, на что Крыму нечем ответить Краснодарскому краю, - это олимпийское наследие Сочи. Прежде всего - горные курорты Красной поляны, которые хороши в любой сезон. Вершины Крыма объективно уступают и высотой, и инфраструктурой.
Кроме того, Сочи богаче в плане развлечений. Здесь постоянно что-то происходит: от кинофестивалей до «Формулы-1». Этим летом в Сочи можно будет посмотреть матчи Кубка конфедераций по футболу, а в следующем году - чемпионата мира. А еще недавно там открылось казино.
В общем, в плане классических достопримечательностей преимущество Крыма огромно. Но в Краснодарском крае (особенно в Сочи) скучно тоже не будет. 5:4 в пользу полуострова.
ЦЕНЫ. В СОСЕДНИЙ ПОСЕЛОК ЗА 12 РУБЛЕЙ
Крым уже не кажется российскому туристу таким дешевым регионом, как в украинские времена. Те, кто ежегодно отдыхают на полуострове, отмечают, что с каждым новым сезоном цены на услуги для туристов вырастают на 15-20%. Тем не менее, жителей Москвы или Санкт-Петербурга крымские ценники вряд ли шокируют. На большинстве курортов полуострова все еще вполне реально пообедать в столовой недалеко от пляжа рублей за 200. В Краснодарском крае такие места тоже есть, но в целом общепит там дороже, хотя все, конечно, зависит от конкретного курорта.
В Крыму очень дешевый транспорт. К примеру, проезд в троллейбусе в Ялте стоит 12 рублей. За такую же сумму можно добраться на автобусе из Судака в Новый Свет. Для сравнения - в Сочи городской транспорт более чем в полтора раза дороже. Троллейбус из аэропорта Симферополя довезет вас до Ялты (около 100 км) всего за 138 рублей, а доехать на электричке из Симферополя в Севастополь можно за 109 рублей. Поездка электропоездом на аналогичное расстояние из Адлера в Лазаревское будет стоить 240.
Правда, крымский транспорт дешев, но не всегда хорош. Большую часть местного автобусного парка составляют украинские «Эталоны» - аналоги российских ПАЗиков. Летом они ходят забитые под завязку. Что до такси, то стоимость проезда и в Крыму, и в Краснодарском крае, как правило, определяется жадностью конкретного таксиста. Но на восток от Керченского пролива больше таксомоторных компаний, работающих по фиксированным тарифам.
В Краснодарском крае дешевле некоторые развлечения. Например, билет в дельфинарий в Крыму обойдется в 700-1000 рублей, а на Кавказе - в 600-800. Видимо, дело в конкуренции - на «материке» дельфинариев в несколько раз больше, чем на полуострове. Еще в Крыму более дорогие экскурсии, так как для посещения большинства местных достопримечательностей требуются недешевые билеты. Так что однодневные туры меньше чем за 1000 рублей на полуострове найти непросто. В Краснодарском же крае вполне можно отправиться на какую-нибудь природную экскурсию за 700-800 рублей.
Уровень сервиса в этих регионах сравнивать сложно. С обеих сторон от Керченского пролива вам может попасться и кафе, в котором без всяких предупреждений накинут 10 процентов к счету «за обслуживание», и, например, хозяева гостевого дома, которые бесплатно встретят на машине на автовокзале, хотя трансфер не входит в стоимость проживания.
У нас третья ничья - 4:4.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Крым набрал в нашем «соревновании» на 3 балла меньше - 23 против 26, но уступил Краснодарскому краю только в транспортной доступности и гостиничной инфраструктуре. Обе эти проблемы должны решиться (одна сразу, вторая - постепенно) после строительства Керченского моста. Но и сейчас это не значит, что в Крым нельзя купить дешевые билеты на самолет или найти там отличный отель.
И наоборот - хотя полуостров дешевле в некоторых аспектах и лидирует в плане исторического наследия - совсем не факт, что отдых в Краснодарском крае в итоге окажется более дорогим или менее интересным. В конце концов, рецепт идеального отпуска для себя можете выбрать только вы сами.
ЧТО ВЫБИРАЮТ РОССИЯНЕ?
По официальным данным Крым и Краснодарский край в 2016 году посетили соответственно 5,6 и 15,8 млн туристов. Для Краснодарского края это рекорд. Конечно, в этом показателе учтены и посетители горнолыжных курортов Сочи, но зимний турпоток все-таки не сопоставим с летним.
Крым рекордов пока не ставил, но вплотную приблизился к показателям украинского периода. Тогда полуостров ежегодно посещало около 6 млн туристов, причем количество россиян среди них не дотягивало даже до половины.
Увеличить эти цифры в 2017 году на фоне возвращения на рынок Турции и, возможно, Египта, нашим курортам вряд ли удастся. А вот соотношение между ними наверняка останется таким же. Как минимум до тех пор, пока в Крым не построят мост, в Краснодарском крае будет отдыхать в 2-3 раза больше россиян.
Читайте также о Крыме и Краснодарском крае:
Крым: между Россией и Украиной. Полуостров через полтора года после референдума В Крым по «единому билету». Статья для журнала «Отдых в России» На Кубань на футбол и не только. Ноябрьские праздники в Краснодарском крае Жаркие, зимние, СВОИ. Неделя на Олимпийских играх в Сочи Краснодар как самый благоустроенный город России Нетуристическая столица курортного края. Статья о Краснодаре для журнала «Отдых в России» Другие мои статьи для этого журнала - по тегу
«Отдых в России»