Коротко о моем отношении к
ситуации вокруг зеленоградской семьи Дель, у которой уже почти месяц назад изъяли десятерых приемных и усыновленных детей (двух усыновленных впоследствии вернули, а договор опеки над приемными разорвали).
Сразу скажу: я не готов безоговорочно принять какую-то сторону и, соответственно, не готов бросаться на амбразуру, защищая семью Дель. Внешне семья выглядит вполне благополучной, но, разумеется, глупо делать глобальные выводы по одному только маминому инстаграму и «показаниям» ее знакомых. Никто не знает точно, что может скрываться за красивыми картинками в соцсетях. Чужая семья, как и душа, - потемки.
Вместе с тем, я не верю, что дети в этой семье спали на полу, ели одни макароны и ходили в одежде не по размеру. Это уже надо быть совсем маньяком (причем с образованием разведчика), чтобы годами (!) заморачиваться на красивые фотографии с горными лыжами, отдыхом на море, пирожками и так далее, а на самом деле делать все по-другому.
Что касается возможных физических наказаний, то тут надо разбираться. Разбираться! Понятно, что на уровне правоохранительных и судебных органов это сейчас и происходит - следствие идет своим (довольно неспешным) чередом, а параллельно начались судебные процессы по искам родителей. Но со стороны органов соцзащиты я никакого желания разобраться не вижу. Все принципиальные решения уже приняты. Причем давно. Договор опеки разорван - фактически через неделю после изъятия детей. Причем во многом со ссылкой на мнение независимых психологов, которые, во-первых,
не давали таких рекомендаций, а во-вторых, настаивали на совершенно иных условиях освидетельствования детей. Собянин вообще уже чуть ли не квартиру выделил новым, пока еще виртуальным, приемным родителям малышей.
Нет никакого желания разобраться, нет! Есть желание побыстрее слить это дело, назначить виновных и забыть историю как страшный сон, наплевав и на родителей, и на их (бывших) приемных детей. Петросяну (глава департамента соцзащиты Москвы) и Ко все понятно. Не пуская к детям маму (которая на тот момент оставалась их опекуном), он таскает к ним журналистов «Лайфа», которые - это даже не-психологу понятно - задает им некорректные травмирующие прямые вопросы типа «Тебя бил папа?». А вместо того, чтобы дать исчерпывающую открытую пресс-конференцию, органы соцзащиты способствуют выходу неприлично однобоких сюжетов на карманных телеканалах, а потом пытаются максимально широко распространить «говно-набросы» соцсетях. Безусловно, комментарии сотрудников опеки и полиции, непосредственно изымавших детей, и воспитателей детского садика, с которых заварилась эта каша (они были показаны в сюжете ТВЦ), это ценная информацию к размышлению, но она была бы гораздо ценнее, если бы авторам этих высказываний можно было задать неудобные вопросы и столкнуть их «показания» с позицией противоположной стороны. Безусловно, это произойдет в суде, но, к сожалению, в виду того, что он пройдет в закрытом режиме, наблюдать мы этого не сможем. Поэтому, уверен, чем бы ни закончилось дело, одна из сторон его итоги не примет.
Ну и, добавлю, что эта история высветила еще одну сферу жизни, в которой в нашей стране царит настоящий бардак (иногда складывается впечатление, что таких сферу нас - каждая первая). Советую почитать
заявление патриаршей комиссии по делам семьи по следам скандала вокруг семьи Дель, в котором проводится очень взвешенный (и нелестный для органов соцзащиты) разбор ситуации с юридической точки зрения.