В последние два года Крым можно без преувеличения назвать одним из самых обсуждаемых регионов мира. А в нашей стране интерес к нему, понятно, выше, чем где-либо еще. И когда в начале прошлой осени мы вернулись из
поездки на полуостров, на нас посыпались вопросы типа «Ну, как там люди живут?», «Много ли туристов?», «Сильно ли выросли цены по сравнению с украинскими временами?», «Правда ли, что не работают банковские карты?» и вообще «Не жалеют ли местные о присоединении к России?» Нам и самим все это было, конечно, очень интересно, поэтому в течение всего отпуска мы делали наблюдения о быте жителей полуострова и по возможности интересовались их настроениями. Все эти наблюдения и впечатления я постарался собрать в этом посте.
Для начала сформулирую свои общие впечатления от Крыма на правах туриста, впервые побывавшего в этом регионе. Возможно, какие-то из них покажутся вам очевидными, но на то они и общие.
Сначала о плюсах. Во-первых, в Крыму действительно красиво и много интересных мест - возможно, их концентрация здесь выше, чем где бы то ни было еще на просторах бывшего СССР. Причем эти места очень разнообразные: античные развалины, пещерные города и монастыри, крепости разных эпох и народов, дворцы аристократов, военные памятники советского периода, винодельческие предприятия, пещеры и превращенные в заповедники живописные природные ландшафты… В общем, достопримечательности на любой вкус, которых хватит не на одну поездку.
Во-вторых, в Крыму недорого. Возможно, не так недорого, как было еще недавно при Украине, но москвича здешними ценами и сейчас удивить сложно. Я говорю о повседневных расходах туриста, оставляя за скобками вопрос попадания на полуостров и выбора жилья, то есть прежде всего о еде и транспорте. Питаться и перемещаться в пространстве в Крыму гораздо дешевле, чем у нас. Особняком стоят, пожалуй, только фрукты, которые стоят заметно дороже, чем в Москве. Об общей стоимости нашего путешествия я еще постараюсь сделать отдельный пост.
Проезд на внутригородском водном трамвайчике в Севастополе в августе 2015-го стоил 10 рублей, а с 1 сентября подорожал до 15 рублей
Столовая - самый распространенный тип заведения общепита в Крыму
Теперь о минусах. Многие организационные и инфраструктурные моменты оставляют желать сильно лучшего. Иногда диву даешься тому, как плохо в регионе, который уже многие десятилетия является туристической меккой, могут быть организованы необходимые отдыхающим вещи. Наиболее ярко это проявляется в транспортной сфере. Мы вдоволь наездились по Крыму на автобусах, и на основе этого опыта смею утверждать, что организация междугородных пассажирских перевозок на полуострове находится на колхозном уровне. (Вообще слово «колхоз» для характеристики каких-то явлений я употреблял во время этого отпуска очень часто.) Хорошо хоть дороги в Крыму нормальные.
Вот так выглядит 90% крымских междугородних автобусов (автостанция в Бахчисарае)
Уровень сервиса сильно разнится от места к месту и зависит от конкретного заведения или исполнителя. К примеру, в Керчи мы за один день столкнулись с кафе, в котором к счету ничтоже сумняшеся прибавляли пять процентов за обслуживание, хотя это не было нигде прописано даже мелкими буквами, и в то же время остановились в гостевом доме, в котором все блестело так, что мы подумали, будто он только открылся, хотя на самом деле ему оказалось уже пять лет. Там было все, как в серьезных гостиницах - вплоть до пакетиков с шампунем и бумажкой с надписью «продезинфицировано» на ободке унитаза, а хозяин дома встретил нас на автовокзале и на следующее утро отвез обратно, заявив, что это включено в стоимость проживания (кстати, всего 800 рублей с человека). Но, конечно, это, скорее, приятное исключение в лучшую сторону.
Три расписания одного маршрута на одной остановке. Чем отличаются - непонятно. Так еще и оказалось, что в субботу автобусы ходят по четвертому расписанию, которого на остановке нет.
Еще в Крыму - мы продолжаем говорить о минусах - ну, не то чтобы много разрухи (хотя пустующие предприятия и недостроенные санатории, конечно, имеются), но почти на всем лежит печать какой-то полузаброшенности и полузабытости. Крым прекрасно справляется с ролью некогда цветущего осколка некогда могущественной империи, которым бросили заниматься лет 20-30 назад, пустив все на самотек. Хотя солнечный климат и живописные ландшафты, конечно, не позволяют воспринимать полуостров как депрессивный регион. Это не означает, что Крым законсервировался в том виде, в каком находился в советское время, но самые заметные результаты развития в постсоветский период - это (зачастую хаотичная) застройка частными гостиницами, повсеместный расцвет торговли и маршрутки вместо нормальных муниципальных автобусов.
Сочетание старого и нового: Mini Cooper и «Волга» у морского вокзала Ялты, большая часть которого давно сдана под бары
Нет, отдельные объекты на полуострове вполне могут выглядеть замечательно (что приятно, это относится, в частности, ко всем виденным нами знаковым достопримечательностям), но общее впечатление таково, как я написал выше. Понимаю, что впечатление это не слишком конкретно - в отличие от тотальной разрухи его сложно подкрепить убедительными визуальными образами - но мы сошлись в нем с Юлиной мамой, человеком, как вы понимаете, другого поколения и склада ума. Причем пришли к этому впечатлению независимо друг от друга, так как первую часть своего путешествия провели отдельно друг от друга, встретившись лишь в середине отпуска.
Набережная Ялты
Заброшенная парикмахерская в Балаклаве
Можно, конечно, сказать, что я слишком строг по отношению к Крыму и попрекнуть тем, что своей любимой Грузии аналогичные минусы я прощаю, представляя их как местный колорит. Это будет логично, но несправедливо. В отношении Крыма работает принцип: кому много дано, с того много и спрашивают. Полуостров уже многие десятилетия является крупнейшим туристическим центром, и сравнивать с ним другие регионы, не избалованные таким вниманием туристов, было бы нечестно по отношению к последним. Кроме того, в Крыму, в отличие от той же Грузии, в последнее время, слава богу, не было никаких военных конфликтов.
Здание Госсовета Крыма в Симферополе, хорошо знакомое всем по выпускам новостей весны 2014 года
Словами про полузаброшенность и полузабытость я вовсе не хочу лишний раз пинать Украину - для любого человека, отъезжавшего от Москвы хотя бы километров на сто, очевидно, что у нас можно найти кучу куда более глубокой депрессухи, - но уверен, что конкретно Крым, находись он все это время в составе России, сейчас, конечно, выглядел бы получше. Ведь наша страна вкладывалась в полуостров, даже когда он был под Украиной - думаю, всем известна, например, горячая любовь Лужкова к Севастополю. Мне даже подумалось, что Олимпиада 2014 года могла бы при иных вводных пройти не в Сочи, а в Крыму, но тут у Краснодарского края, пожалуй, все-таки было бы преимущество в виде более высоких и более снежных гор.
Площадь Нахимова в Севастополе
Вот, кстати, мы и подошли плавно к теме «Россия - Украина». Уже после возвращения домой я задал себе вопрос: на какую из этих стран больше похож сегодняшний Крым? И понял, что пока на Украину. При этом жовто-блакитных флагов здесь, конечно, не осталось, гривны давно не в ходу, а мовы на улицах не услышать. Украинский язык, кстати, имеет в Крыму статус одного из трех государственных (третий - крымскотатарский), но официальную надпись на нем я видел ровно одну - на здании госсовета республики Крым, том самом, которое не сходило с экранов новостных телеканалов весной прошлого года. Конечно, местами еще остались дорожные указатели на мове, иногда на вмонтированных в витрины элементах оформления магазинов мелькают надписи типа «Чернiговское пiво» - но не более того.
И тем не менее Крым, как я уже сказал, визуально пока мало чем напоминает россиянину о том, что тот находится на территории своей страны. Здесь нет привычных нам банков (о банках еще скажу отдельно), сюда не идут российские торговые сети и бренды автозаправочных станций и так далее. Очевидно, все они, памятуя об опыте «Добролета», боятся санкций. Даже местный осколок Укрзализныцы не был поглощен РЖД, а выделился в отдельную Крымскую железную дорогу. Аналогично и почтовыми делами на полуострове ведает не «Почта России», а ФГУП «Почта Крыма» (кстати, еще не переоформленные по новому образцу желтые ящики с надписью «пошта» остаются одним из самых распространенных напоминаний о недавнем украинском прошлом региона). Думаю, что таких примеров полно и в других сферах. Даже местные футбольные клубы под давлением международных футбольных организаций не взяли в российские турниры, и теперь в Крыму собственная премьер-лига под эгидой УЕФА - с восемью командами, в числе которых ялтинский «Рубин», керченский «Океан» и спортклуб Черноморского флота из Севастополя. :)
В магазинах летом еще было немало украинских товаров - например, горячо любимый нами «Живчик», слабогазированный напиток на основе сока (видимо, теперь, с вводом эмбарго, эта «лавочка» накроется). Парк общественного транспорта на полуострове тоже не похож на российский. 80% автобусов здесь - это украинские «Эталоны», совершенно не знакомые российским потребителям. ЛИАЗы и ПАЗики в явном меньшинстве, а привычные нам «Газели» из тех городов, в которых мы были, массово используются в качестве маршруток только в Керчи - и то под брендом «Рута», под которым они в непривычных нам модификациях выпускаются (выпускались?) на Часовоярском заводе в Донецкой области.
Очаровательный древний троллейбус Skoda и украинский автобус «Эталон» в Симферополе
Короче, от привычных россиянам визуальных образов на улицах Крыма, по большому счету, только флаги, форма полицейских да автомобильные номера. Регистрационными знаками российского образца для своих железных коней обзавелись уже порядка 80% местных автовладельцев. Остальные продолжают кататься с украинскими номерами - возможно, оттого, что, как нам рассказали, менять номера никто не заставляет, а может быть потому, что с ними удобнее и безопаснее ездить на Украину. Некоторые оставляют украинский номер, но закрывают жовто-блакитный флаг наклейкой с российской символикой - не то чтобы это сильно массовое явление, но и не единичный случай.
Кстати, Крыму присвоили код региона 82, а Севастополю (он, напомню, отдельный субъект федерации) - 92. Впрочем, по первости тут массово выдавали номера с московскими тремя семерками, так что половина местных машин ездит с кодом 777 и неотличима от гостей из столицы. (Забавно, что при этом в самой Москве несколько месяцев назад возник дефицит местных номеров, и многим автомобилиcтам выдавали подмосковные регистрационные знаки.)
Ялтинский «Запорожец» с московскими тремя семерками на номерах
Какие еще заметные заезжему обывателю изменения произошли в Крыму после перехода в состав России? Ну, во-первых, серьезно изменилась транспортная логистика. Если раньше безоговорочно главным транспортным хабом полуострова был Симферополь, то теперь ощутимую конкуренцию ему составляет Керчь, на которую переориентировались основные наземные потоки. Симферополь остался воротами в Крым только для тех, кто летит самолетом. А местный вокзал, через который в былые годы проходило, наверное, не менее половины всех приезжающих на полуостров туристов, сейчас обслуживает только электрички да один-единственный поезд до Москвы, который идет через Керченскую переправу. Ко всему прочему Крым превратился в логистический тупик в том смысле, что из-за санкций отсюда невозможно уехать напрямую за границу - только в Россию или на Украину.
Вокзал Симферополя
Керченская переправа
Строительного бума в Крыму незаметно. Где-то что-то строится, конечно, но масштабным это явление не назовешь, да и многие проекты явно начаты еще при Украине. В общем-то, это и понятно. Строительство - дело небыстрое, поэтому, если с приходом России тут и начнется какой-то бум в этой отрасли, его плоды, скорее всего, станут заметны через два-три года. А, может быть, у российских инвесторов в связи с текущей экономической ситуацией и нет особо средств для разворачивания крупных девелоперских проектов в Крыму. Нам бы Керченский мост построить.
Строящийся дом у нижней станции канатки, ведущей из Мисхора на гору Ай-Петри
И, наконец, самая острая тема, активно разыгрываемая пропагандистами как с российской, так и с украинской стороны - количество туристов. Нам на этот счет доводилось слышать от местных жителей два мнения: с одной стороны, что сезон удался, с другой - что туристов стало заметно меньше, чем было при Украине. Эти мнения только на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. На самом деле, видимо, и нынешний сезон после провального прошлогоднего получился действительно более успешным, и в то же время число курортников по сравнению с прежними временами все-таки сократилось. Оно и неудивительно, ведь раньше украинцы составляли 70-80 процентов отдыхающих в Крыму. Каким бы большим рынком в этом плане ни обладала Россия, сходу переучить людей на Крым вместо Турции и Египта - особенно на фоне объективных проблем с логистикой - было непросто. Ну, теперь-то дела в этом направлении пойдут живее. :)
Пляж в Судаке 24 августа 2015 года
Пляж в Ялте 2 сентября - традиционно один из самых мертвых дней высокого сезона
Другое дело, что, глядя на пляжи в Крыму в конце августа, я не мог понять: если это не много отдыхающих, то как тогда выглядит «много»?! И куда здесь должны поместиться те, кого не хватает для того, чтобы число туристов было признано достаточным. Думаю, уместнее говорить о том, что народу в Крыму не мало - его несколько меньше, чем было раньше. Расстройство местных жителей, привыкших зарабатывать на запредельном спросе, понятно, но для самих отдыхающих в этом сплошные плюсы. Во-первых, банально: меньше народу (а его, повторюсь, и так не мало) - больше кислорода. Во-вторых, можно сэкономить или получить лучшие условия за те же деньги.
Крымский таксист - это человек, который весь день сидит рядом со своей машиной с табличкой «Жилье у моря» и лишь изредка кого-нибудь подвозит
В поселке Новый свет
Еще осенью я был уверен, что эта ситуация заставит владельцев гостиниц и ресторанов конкурировать за клиентов и, соответственно, развивать качество своих продуктов и услуг, и в конечном счете все это пойдет Крыму и Севастополю только на пользу. Без этого выиграть конкуренцию у Турции и Египта было бы невозможно - оставалось бы уповать только на расширение категорий граждан, которым запрещен выезд за границу. Но, боюсь, в текущей ситуации на международной арене турпоток в Крым увеличится и без всякого улучшения сервиса. Наверное, следующим летом там будет не протолкнуться.
Пляж в Судаке 24 августа - яблоку негде упасть
Новый район Судака, застроенный в основном гостиницами, - с дорогами без асфальта, зато рядом с морем
Разумеется, неопределенный с точки зрения международного права статус Крыма и Севастополя накладывает свой отпечаток на жизнь на полуострове. Отсутствие привычных нам банков - ерунда по сравнению с невозможностью использовать для расчетов банковские карты. Точнее, вроде бы эта возможность есть, но в очень ограниченных формах. Ребята, к которым мы ехали на свадьбу, честно сказали нам: везите деньги наличкой, карта - если только как запасной вариант на случай форс-мажора.
Один из самых распространенных в Крыму банков - «Генбанк» (фото из Симферополя)
Банкоматы в Крыму, конечно, есть, но вставлять в них свою карты для проверки их работоспособности на полуострове мы не рискнули. А когда в ожидании автобуса на бахчисарайском автовокзале я полюбопытствовал у местного жителя, подошедшего к банкомату, какой системы у него карта - Visa или MasterCard, выяснилось, что у него какая-то специальная карта банка «Россия» (того самого, что одним из первых попал под заграничные санкции и теперь ничего не боится), которая работает только в банкоматах этой кредитной организации. Думаю, вкупе с объявлениями типа «Обналичим деньги с карты Visa за 10 минут» это лучшая характеристика состояния дел с безналичными расчетами на полуострове. Исправить данную ситуацию, видимо, получится только с запуском Национальной системы платежных карт «Мир».
Банкомат украинского «Ощадбанка» в Керчи
С мобильными операторами тоже не все так гладко. Насколько я понял, полноценно - как в России - в Крыму пока работает только МТС. Я спокойно пользовался своим телефоном на полуострове, лишних денег с меня не снимали, но при этом на экране вместо МТС высвечивалась неведомая сеть WIN. А вот наша «мегафоновская» симка в планшете в Крыму оказалась бесполезна. Если раньше зона действия пакета мобильного интернета определялась как «вся территория России, кроме Дальнего Востока», то теперь - «вся территория России, кроме Дальнего Востока и Крыма».
Ну, в общем, вы уже прикинули, с учетом какого количества сложностей приходится теперь выстраивать крымчанам свой быт, да? Добавьте к этому проблемы со сменой всевозможных документов и вообще переходом на жизнь по российскому законодательству. Паспортами всех желающих, наверное, уже обеспечили, но с удостоверениями типа «Ветеран труда», «Инвалид войны» и прилагающимися к ним льготами процесс в самом разгаре. Во всяком случае, такой вывод можно сделать, судя по кабинетам чиновников администрации Гагаринского района Севастополя.
С паспортами, кстати, тоже не у всех все прошло идеально гладко. Например, одному нашему местному знакомому (мы ездили в Крым, в том числе, на свадьбу Юлиной подруги) для получения российского гражданства пришлось обращаться в суд, поскольку на момент присоединения Крыма к России он временно проживал в Киеве, где учился в университете. Доказывать свое право на паспорт с красной обложкой ему пришлось через суд.
Несмотря на все передряги люди в Крыму продолжают влюбляться и жениться (свадьба у Гагаринского ЗАГСа Севастополя)
Коль уж заговорили о законодательстве, упомяну о самом заметном для туриста «правовом» изменении, произошедшем с вхождением полуострова в состав России: в Крыму исчезли частные пляжи. На них по-прежнему можно оказывать всевозможные услуги, начиная со сдачи в аренду шезлонгов и зонтиков, но за сам вход на пляж денег никто не берет. Нам даже попадались надписи вроде «Общедоступный пляж» и «Вход на пляж бесплатный». Береговую линию открыли для всех желающих даже на новой набережной Балаклавы, которую при Украине, говорят, называли набережной Януковича. Раньше это была частная территория - что-то вроде небольшого коттеджного поселка на берегу моря, а теперь любой желающий может войти в калитку и пройтись по мощеной дорожке между оградами роскошных особняков и запаркованными перед ними дорогими яхтами. Этакая нейтральная полоса. :)
Так называемая набережная Януковича в Балаклаве
Эта часть Массандровского пляжа в Ялте при Украине была платной. Теперь деньги берут только за шезлонги
Особого разгула улично-заборного патриотизма я в Крыму не заметил. Российские флаги и флажки на домах и машинах здесь, конечно, встречаются чаще, чем у нас, но совсем не так часто, чтобы сказать, что они висят на каждом углу и в регионе нет ни одного забора без надписи типа «Крым - это Россия». Первый рекламный щит с портретом Путина и слоганом «Крым. Россия. Навсегда» попался нам на глаза всего в 200 метрах от причала парома через Керченский пролив, но за следующие десять дней на полуострове я видел такие плакаты еще от силы пять-шесть раз.
Российский флаг на террасе дома, в котором мы жили в Ялте
Вообще, официальная уличная пропаганда явно уделяет гораздо больше вниманию 70-летию Победы, чем продвижению культа Путина или общепатриотической тематики. Да, все это есть, но в умеренных дозах. Во всяком случае, тех, кто бывал в Чечне, где портреты Путина и Кадырова на какой-нибудь улице могут висеть в буквальном смысле на каждом столбе, Крым в этом плане ничем не удивит. В основном, внимание привлекают какие-то частные инициативы в плане визуально-патриотических эффектов. Например, портрет Путина рядом с иконой в чебуречной в Новом Свете. Или несколько граффити с изображением президента на фоне крымских достопримечательностей и хештегом #наш в центре Керчи. Или приписка «Работы ведутся под контролем Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина» на строительной площадке собора Александра Невского в Симферополе. Храм этот восстанавливается уже больше десяти лет и, вполне возможно, теперь будет восстанавливаться еще столько же - но уже под контролем Путина. :)
Граффити в Керчи
Где можно разгуляться патриотически настроенному гражданину, так это на сувенирных рынках. Вот тут уж ни одна лавка не обходится без товаров, обыгрывающих политические события 2014 года. Здесь тебе и «вежливые люди», и приколы типа «Крымчане настолько суровы, что переехали в Россию со своим полуостровом», и Сталин, и медведи, и «Обама ЧМО», и многое-многое другое. Один из самых популярных сюжетов, тиражируемых на магнитиках, футболках и кружках, - портреты Хрущева и Путина с подписями соответственно «Крым сдал» и «Крым принял». Впрочем, все это, конечно, рассчитано на туристов, а не на местных жителей.
Отмечу, что проукраинских настроений в народном творчестве незаметно вовсе. Заборы и стены часто становятся главными площадками неформальной идеологической борьбы. Например, помню, что в Кишиневе четыре года назад нам частенько встречались надписи «Кишинев - русский город» или «Moldova e Romania», причем примерно в равном количестве. Здесь же все однобоко. Вот эти надписи «Крым - Украiна» и «ПТН ПНХ» поверх граффити в виде названия полуострова в цветах российского триколора - единственное проукраинское, что попалось мне на глаза за полторы недели. Думаю, соотношение размеров этих надписей соответствует соотношению количества крымчан, поддерживающих и не поддерживающих присоединение к России.
Считается, что главной проукраинской силой на полуострове являются крымские татары. Ну, вы наверняка знаете в общих чертах историю этого коренного для полуострова народа. Крымские татары (к татарам обычным они имеют весьма опосредованное отношение) были в 1944 году депортированы в Среднюю Азию - якобы за чрезмерную лояльность немцам во время войны. А возможность вернуться на историческую родину получили только в годы перестройки.
Монумент в память о депортации крымских татар в Судаке
Сегодня они составляют около 12% населения Крыма и, судя по всему, распределены по нему неравномерно. В Бахчисарае и Судаке кажется, что их едва ли не половина от всех местных жителей (возможно, это впечатление складывается от того, что татары держат многие бизнесы, связанные с туристической отраслью, - в частности, заведения общепита), а вот в Севастополе и Керчи представителей этого народа почти не видно. К слову, татар легко отличить от русских и украинцев не только по внешнему виду, но и по национальной символике, которую они активно используют. У них есть свой флаг - голубое полотнище с желтым значком (тамгой) - который часто можно видеть на машинах, домах или футболках.
Тамга - знак крымских татар на воротах дома в Судаке
Мнение о проукраинском настрое крымских татар пошло от позиции их меджлиса - национального органа управления неопределенного статуса и полномочий. Лидеры меджлиса в итоги выехали на Украину, а на территории России были на некоторое время объявлены персонами нон-грата. Сейчас запрет на въезд в нашу страну для них сняли, но, видимо, лишь для того, чтобы арестовать в случае приезда. Впрочем, это все дела политические. Не скажу, что нам удалось сколь-нибудь глубоко изучить настроения крымских татар, но полагаю, что для большинства обычных представителей этого народа важно, чтобы была работа, было чем кормить семью и не было каких-то притеснений и войны, а в составе России или Украины все это осуществится - вопрос второстепенный.
Памятник российско-украинской дружбе в Керчи наверняка задумывался как символ тесной взаимосвязи двух народов, но теперь ассоциируется скорее с гордиевом узлом противоречий между странами
Если же вы спросите о том, что они думают о вхождении Крыма в состав России, у кого-то из представителей нетатарской части населения полуострова, то скорее всего услышите что-нибудь вроде «Понимаете, у нас в Крыму 80% населения русскоязычные…» Или «Понимаете, у нас в Севастополе 70% населения - русские…». Или даже «Понимаете, я сам Дальнего Востока, учился в Астрахани, потом переехал в Крым…» Причем о 80% русскоязычного населения нам с неподражаемым кавказским акцентом рассказал симферопольский таксист-азербайджанец. :)
Замечу, что к высказыванию своего мнения о присоединении к России мы старались подводить собеседников через вопрос формата «Не жалеете ли вы об этом?» после того, как человек рассказывал о каком-нибудь негативном изменении последнего времени (чаще всего речь заходила, конечно, об уменьшении численности отдыхающих). Но никто из наших респондентов никакого сожаления не высказал. В ответ следовало вот это «Понимаете…» и далее по тексту.
Памятник Ленину в Ялте - в Крыму Ильичу ничто не угрожает
Разумеется, я не претендую на то, чтобы возвышать свои наблюдения и впечатления до статуса результатов социологического исследования. Конечно, нашу выборку - а общались мы, в основном, с подвозившими нас таксистами и гостями со свадьбы (правда, был еще один хозяин отеля) - нельзя считать репрезентативной. Но меня удивило, насколько единодушным оказалось мнение тех людей, с которыми удалось поговорить. Я не случайно привел эти несколько фраз, начинающихся с «Понимаете…» - многие наши собеседники даже говорили похожими словами. :) В общем, если у вас вдруг есть сомнения в достоверности результатов крымского референдума, поезжайте в Крым пообщайтесь с людьми - уверен, эти сомнения рассеются.
При этом мы не встретили в Крыму ни одного человека, который сказал бы, что ощутимо выиграл от присоединения Крыма к России в материальном плане. Общий настрой такой - я, как раньше работал, так и сейчас работаю - деньги с неба ни на кого не падают. Ну да, бюджетникам увеличили зарплаты, а льготникам социальные выплаты, но все это увеличение давно съели падение курса рубля и повышение цен. Ну, и плюс по значительной части населения так или иначе ударило падение турпотока. Максимум о чем можно говорить, это о том, что крымчане проиграли меньше, чем если бы остались в составе Украины. Хотя учитывая их повседневные бытовые трудности с электроэнергией, банковскими картами, всякими там продуктовыми блокадами - это еще спорный вопрос. На это у местных, правда, найдется весомый козырь - мол, зато не случилось, как на Донбассе. О мирном небе над головой в контексте вхождения в состав России наши собеседники тоже вспоминали регулярно.
Подобные объявления встречаются в Крыму даже чаще, чем предложения обналичить деньги с банковских карт
В общем, мне не показалось, что вхождение в состав России было для крымчан браком по расчету. Сложно подобрать обратную аналогию, но, по-моему, для большинства жителей полуострова проголосовать за присоединение к нашей стране было абсолютно естественным выбором. И, если бы им дали такую возможность раньше, они бы сделали этот выбор и в другой политической ситуации. Ну, просто, раз мы русские и говорим на русском языке (а тут наших детей вынуждают учиться на украинском), то мы должны жить в России. Это логично. Естественно. Справедливо. Без лишнего исторического пафоса типа «деды воевали» и истерик о бандеровцах. Просто так должно быть - и все. Вот таким мне показалось настроение среднего крымчанина.
Видел фотки ялтинского кинотеатра «Спартак», на которых левое название было раскрашено в цвета украинского флага, а правое - в цвета российского. Теперь остался только триколор
При этом никакой злости и агрессии по отношению к Украине я в крымчанах не заметил. Максимум - легкий троллинг в ответку за попытки украинизации. Наоборот, многие из тех, с кем удалось пообщаться, выражали надежду на то, что через несколько лет все образуется, люди снова смогут спокойно ездить через перешеек, а украинцы будут, как прежде, приезжать на отдых. Я, конечно, разделяю эти надежды, но не оптимизм относительно перспектив их воплощения. Примеры Приднестровья, Абхазии, Северного Кипра показывают, что все эти истории с непризнанными или полупризнанными государствами и территориями - это надолго. И боюсь, что сопутствующие неопределенному политическому статусу проблемы будут сопровождать Крым еще не один год и, скорее всего, даже не один десяток лет...
Другие материалы о Крыме:
Украина. Майдан. Крым. Взгляд на события (март 2014 года) Отзыв на документальный фильм с Путиным «Крым. Путь на Родину» Все дороги ведут в Крым. План поездки В Крым по единому билету (статья для журнала «Отдых в России») Читайте также:
Таиланд vs Байкал, или «Богатые отдыхают на Байкале, а бедные - в Таиланде»